logo search
диплом 20014 Костенко МЭ511

Анализ потребителей рынка гостиничных услуг г. Белгорода

Понимание потребителей предоставляет предприятию следующие возможности:

  1. Прогнозировать потребности клиентов;

  2. Выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;

  3. Приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;

  4. Понимать, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении услуг;

  5. Вырабатывать соответствующую стратегию маркетинга и конкретные элементы его наиболее эффективного комплекса;

  6. Создавать систему обратной связи с потребителями товаров и услуг.

Основным сегментом потребителей услуг гостиницы «Белгород» являются звезды современной эстрады, артисты, актеры, приезжающие на гастроли в г. Волгоград, а также деловые люди, посещающие город в целях ведения бизнеса. Как правило, данная категория потребителей размещается в номерах категории люкс и полулюкс. Это люди, которые ценят комфорт и качество предоставляемых услуг. Кроме основных услуг, они нуждаются в дополнительных услугах, неотъемлемо связанных с их привычным образом жизни. К таким услугам можно отнести услуги по проведению досуга – услуги спортивно-оздоровительного центра, бизнес-центра, конференц-зала, парикмахерской, прачечной, заказа и бронирования авиа и железнодорожных билетов, хранения вещей.

Анализ потребителей гостиницы «Белгород» был проведен посредством анкетирования клиентов, включающее в себя несколько этапов:

1 этап – на сбор информации у гостиничного персонала о предпочтениях гостей: категории номеров, цена на номер, средняя продолжительность проживания, цель поездки (конференции, деловые поездки, туризм и т.д.). На этом этапе были использованы дополнительные источники вторичной информации – журнал регистрации, в котором содержатся сведения о клиентах (фамилия, имя, адрес, дата прибытия и убытия, номера занимаемых комнат и т.д.); картотека клиентов, в которой содержатся данные о всех постояльцах гостиницы за последние 12 месяцев. В нее помимо формальных данных вносятся сведения о предпочтениях клиентов относительно категории номеров, о предпочтениях относительно предоставления дополнительных услуг, количество предыдущих посещений и подробности, связанные с пребыванием в гостинице.

2 этап – размещение в номерах гостиницы анкет. Данное мероприятие предназначено для определения степени удовлетворенности туристов и клиентов гостиницы условиями проживания и обслуживанием. Специфика подобного анкетирования заключается в том, что его результаты хотя и не несут в себе обширную и глубокую информацию, но обеспечивают базу для выявления определенных тенденций в уровне обслуживания и его соответствия требованиям потребителей.

В 2013г. сотрудниками гостиницы было опрошено 832 человека. В результате проводимого опроса были получены следующие данные, которые представлены в таблице 3.3 по таким значимым критериям, как возраст, контингент гостей, продолжительность проживания, категории номеров, в которых размещаются клиенты; предпочтения и пожелания клиентов.

Таблица 3.3

Сегментация потребителей гостиницы «Белгород»

Критерии сегментации

Количество опрошенных

Уд. вес, %

Возраст, лет

до 30

153

18,4

30 - 40

244

29,3

40 - 50

297

35,7

старше 50

138

16,6

Контингент гостей

студенты

120

14,4

деловые люди

341

41,0

знаменитости

259

31,1

туристы

112

13,5

Продолжительность проживания, сутки

менее 5

452

54,3

5 - 10

207

24,9

10 - 15

136

16,3

свыше 15

37

4,5

Категории номеров

стандартный

179

21,5

Окончание табл. 3.3

двухместный

243

29,2

полулюкс

274

32,9

люкс

136

16,4

Предпочтения клиентов

расширение ассортимента услуг

364

43,8

повышение качества обслуживания

273

32,8

модернизация номеров

195

23,4

Из таблицы 3.3 видно, что основным сегментом потребителей выступают клиенты в возрасте 40 – 50 лет, люди с деловой целью поездки. Предпочтительные условия размещения являются номера двухместный категории и категории полулюкс. Предпочтениями и пожеланиями гостей являются: расширение ассортимента услуг, повышение качества обслуживания модернизация номеров.

Проиллюстрируем анализ потребителей на рис. 3.2

Рис. 3.2. Сегментация потребителей по критерию предпочтений и пожеланий гостей

Таким образом, по данным специалистов, работающих в службе приема и размещения, было отмечено, что многие клиенты предпочитают номера улучшенной категории и категории полулюкс и основными предпочтениями и пожеланиями клиентов выступают расширение ассортимента услуг, повышение качества обслуживания модернизация номерного фонда. Следовательно, руководству гостиницы «Белгород» необходимо предпринять меры по разработке стратегии, позволяющей удовлетворить пожелания клиентов, что в свою очередь повысит статус предприятия на рынке гостиничных услуг г. Белгород.

Оценка занимаемой доли рынка производится на основании анализа фактических статистических данных по результатам деятельности гостиницы.

Выделяется четыре основных сегмента потребителей:

- Транзитные пассажиры

- Экипажи и командированные представители

- Интуристы

Данные три сегмента являются традиционными для действующей гостиницы.

Оценка потенциальной емкости рынка и фактический его охват, выраженный в численности постояльцев гостиницы, в разрезе сегментов потребителей по данным за 2013 год представлен на Рис. 3.3.

Рис. 3.3. Численность клиентов гостиницы и доля рынка в 2013 г.

Занимаемая действующей гостиницей доля рынка, по данным на конец 2013 г., составляет 20%, при этом, в разрезе сегментов:

- Транзитные пассажиры – 16%

- Экипажи и командированные авиакомпаний - 37%

- Интуристы – 5%

Сравнительный анализ конкурентов рынка гостиничных услуг г. Белгорода

Анализ конкурентов позволяет:

Проведем анализ конкурентов гостиницы «Белгород» с целью определения положения данного предприятия на рынке гостиничных услуг г. Белгород. В настоящее время в г. Белгород насчитывается около 30 гостиничных предприятий, из которых три расположены в центральной части города: «Белгород», «Белый город», «Амакс», и одна на выезде из города «Белогорье». Необходимо отметить, что данные гостиницы имеют конкурентные преимущества относительно других гостиничных предприятий за счет выгодного расположения. Однако данный критерий не позволяет в полной мере судить о высокой степени конкурентоспособности вышеуказанных предприятий.

Для определения конкурентоспособности гостиничных предприятий необходимо указать критерии, по которым проводится оценка предприятий. Основными критериями конкурентоспособности гостиничных предприятий являются: месторасположение предприятия, ассортимент услуг, стоимость размещения, номерной фонд гостиницы.

Сравнительный анализ конкурентов гостиницы «Белгород» представлен в таблице 3.4.

Таблица 3.4

Сравнительный анализ конкурентов

Критерии конкуренто-способности

Белый город

Белогорье

Амакс

Белгород

Местораспо-ложение

Центральная часть города

Юго-восточный район

Центральная часть города

Центральная часть города

Номерной фонд (номера/места)

37/80

180/285

195/296

100/145

Стоимость проживания

2500/7500

2700/9400

2300/9800

2900/10900

Ассортимент услуг

актовый зал, гостевая комната, услуги ресторана в номер

отдел туризма, конференц-хол, баня-сауна, услуги ресторана в номер, биз-нес-центр, услуги прачечной, авиакасса

парикмахерская, услуги ресторана в номер, массажный кабинет, авиа-касса, почта

отдел туризма, конференц-холл, фитнес-зал, услуги ресторана в номер, услуги прачечной

Таблица 3.4 показывает, что наибольший набор дополнительных услуг предлагают гостиницы «Белогорье» и «Амакс». Это объясняется тем, что в последнее время на данных предприятиях проводились мероприятия, направленные на расширение ассортимента услуг, модернизацию номерного фонда с целью повышения статуса предприятий.

Для определения профиля гостиничных предприятий, необходимо составить рейтинг. Для этого группой специалистов, работающих в отрасли гостеприимства, были определены весомость каждого критерия конкурентоспособности и баллы по каждому из критериев по 10-ти балльной шкале. Результаты составления рейтинга гостиниц на рынке услуг г. Белгород представлены в таблице 3.5.

Таблица 3.5

Оценка конкурентоспособности гостиниц

Показатели оценки качества предлагаемых услуг

Критерии оценки / баллы

Удельный вес показателя Q

Гостиницы

Белый город

Амакс

Белгород

Белогорье

Б

В

Б

В

Б

В

Б

В

Услуги проживания – номерной фонд

Комфорт, интерьер, эстетика.

0,3

7

2,1

9

2,7

9

2,7

8

2,4

Место расположения гостиницы в городе (удоб-ство поездок, доступность)

Пригород, окраина, средняя часть, центральная часть.

0,1

10

1

10

1

10

1

9

0,9

Услуги питания

Объекты питания, режим питания, время обслу-живания.

0,1

5

0,5

10

1

9

0,9

8

0,8

Ассортимент дополнитель-ных услуг

Экскурсии, услуги связи, транспорт, охрана здоровья

0,3

6

1,8

9

2,7

10

3

8

2,4

Окончание табл. 3.5

Имидж гостиницы

Миссия, название, логотип, фирменный стиль, постоянные клиенты, архитектура.

0,2

7

1,4

10

2

10

2

9

1,8

Сводный показатель качества

предлагаемых услуг

1

35

6,8

48

9,4

47

9,5

41

8,4

Таким образом, ведущие гостиницы г. Белгород согласно результатам проведенного анализа ранжируются следующим образом по рейтинговым баллам:

Исходя из результатов проведенного анализа конкурентоспособности гостиниц и их рейтинга по качеству оказываемых услуг, центральное место в гостиничной индустрии региона занимают гостиницы «Белгород» и «Амакс», что свидетельствует о частично реализуемом потенциале развития предприятий. Гостиница «Белый город» занимает последнее место в рейтинге. Это объясняется тем, что в настоящее время руководство гостиницы не акцентирует своего внимания на разработке стратегии развития предприятия. Предприятие функционирует с момента открытия и мероприятия по совершенствованию деятельности гостиницы не проводились. Самые низкие результаты соответствуют критерию услуг питания, ассортимента дополнительных услуг. Следовательно, руководству гостиницы необходимо уделить внимание данному аспекту деятельности гостиничного предприятия.

Гостиничная отрасль в Белгороде долгое время оставалась бизнесом больших ожиданий, у нас анонсируется гораздо больше проектов, чем реализуется.

В последнее время в Белгороде явно обозначился новый тренд: не собираясь снижать цены на размещение, гостиницы предпринимают усилия для развития других центров прибыли. Практически все крупные отели Белгорода стараются предлагать не только размещение, а целые пакеты услуг. Причем «пакетное» размещение нередко дешевле, чем «голое» проживание.

Второй тренд, связанный со стремлением увеличить загрузку (в первую очередь в «низкий сезон) – все большая интеграция белгородских отелей в виртуальное пространство. Причем речь идет о системах бронирования, которые предоставляют возможность бронирования туристических услуг частным лицам. Если в Москве число зарегистрированных в онлайн-системах гостиниц составляет более 40%, то в Белгороде - свыше 15%. Причем основная доля отелей, представленных в системах онлайн бронирования - небольшие частные отели и мини-гостиницы: их среди активно работающих в сети более 25%.

По вопросу привлекательности отельного бизнеса для инвесторов: c одной стороны, строительство гостиниц влечет больше затрат, чем другие видов коммерческой недвижимости, а окупаемость составляет в среднем 10 лет.

Российские сети сами владеют отелями, которыми управляют, а на мировом гостиничном рынке операторы считают владение недвижимостью непрофильным бизнесом и предпочитают зарабатывать исключительно продажей франшиз и управленческими услугами.

На сегодняшний день на рынке недвижимости инвестирование может быть только с точки зрения непосредственной перспективы использования недвижимости, время спекулятивного инвестирования прошло. Высокий доход, в сравнении с другими возможностями не связанными с рынком недвижимости, возможно получить только в совокупности с доходом, который может генерироваться от использования недвижимости. Инвестирование в гостиничный бизнес имеет высокий потенциал, но и высокую степень риска. В создании объекта гостиничного сервиса гораздо проще ошибиться, и цена этой ошибки велика, поскольку создание объекта требует больше средств, чем создание торговой или офисной недвижимости. Однако эти ошибки можно избежать, четко понимая сегментирование рынка, концепцию создаваемого объекта и «эксклюзивность» исполнения. Привлечение внимания к региону, развитие туристского вектора, является одной из приоритетных задач региональной власти.

Выводы по главе: Регулирование гостиничной индустрии должно происходить «сверху», т.е. государством. Для этого, прежде всего, необходимо выработать единую маркетинговую концепцию развития гостиничного бизнеса в России, в которой должны быть предусмотрены решения всех проблем в комплексе. Государство должно определить туристские концепции регионов, потребности в дополнительной инфраструктуре, территориальное зонирование, план по привлечению инвесторов и многое другое. Так, гостиничный рынок в Москве и Санкт-Петербурге уже достаточно развит и стоит переориентировать денежные потоки на региональные города, важные центры торговли и промышленности. Отдельно стоит рассмотреть перспективы Золотого кольца и курортные зоны.

Значительную работу необходимо проделать в области законодательства. Процессы регистрации, оформления должны быть упрощены и понятны с целью привлечения зарубежных инвестиций в гостиничный бизнес.

Особого участия владельцев гостиниц требует проблема кадров. Многие из них могут быть решены более плотной работой с вузами, политикой компенсации и нематериальной мотивации персонала.

Таким образом, гостиничный бизнес в России сталкивается с множеством проблем и решение этих проблем должно носить комплексный характер, т.е. государство и владельцы отелей должны осуществлять совместную деятельность по планированию и реализации программ по их устранению.

Белгородскому  региону нужны экономичные и качественные 4-звездочные отели. В связи с явным преобладанием в структуре гостей города бизнес-туристов, необходимы инвестиции в бизнес-центры, развлекательные и спортивные сооружения, SPA-салоны, трансферы, услуги переводчиков и т. д. Следует строить гостиницу в составе многофункционального комплекса.