1.1. Место гостиничного бизнеса в индустрии туризма
Туристская индустрия — совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материальной базы туризма. Туристская индустрия включает в себя множество компонентов и является сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом. Одним из важнейших компонентов туризма является гостиничное хозяйство, так как места размещения являются основой для формирования любого турпродукта практически в любом виде туризма.
Гостиничное хозяйство, какнеотъемлемый элемент индустрии туризма, не только способствует выполнению вышеперечисленных функций туризма, но и создает предпосылки для их развития и обогащения. Развитие гостиничных предприятий во многом определяет доступность туристского ресурса, что особенно актуально для некоторых категорий населения, таких как люди с ограниченными возможностями, пенсионеры,молодежь, малообеспеченные семьи и т. д.
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т. п.
Развитие современных видов туризма, приводит к повышению разнообразия коллективных средств размещений, прежде всего, гостиниц, что приводит к появлению различных подходов к структуризации и сегментации гостиничного хозяйства, согласно которым выделяются различные группы средств размещения.
Рис. 1.1. Стандартная российская классификация средств размещения – субъектов управления качеством услуг
На долю всех средств размещений приходится до 65 % лиц, занятых в туристской сфере, и около 68 % всех поступлений от туризма. Появление новых средств размещения значительно повышает привлекательность туристской дестинации и увеличивает поток туристов. От качества сервиса предоставления услуг по размещению зависят такие психологические аспекты туризма, как высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране общая удовлетворенность путешествием. [6]
Как показано на рисунке 1. 1, средства размещения подразделяются на два крупных блока: коллективные и индивидуальные.
Гостиницы обладают своими характерными признаками, такими как:
состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум (обычно 5 и более номеров), имеют единое руководство;
предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла;
сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны;
не входят в категорию специализированных заведений (лагеря, приюты и т. д.).
Параллельно с понятием «гостиница» все чаще используется понятие «отель», которым принято называть гостиничное предприятие более высокого уровня, предоставляющее широкий спектр и высокое качество услуг, создающее повышенный комфорт и атмосферу гостеприимства.
Гостиничный бизнес является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей, на которую приходится около 6 % мирового ВНП и около 5 % всех налоговых поступлений. Развитие гостиничного бизнеса стимулирует развитие других направлений: транспорта, торговли, строительства, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, сферы услуг и т. д. В среднем, на каждые 10 туристов, проживающих в гостинице, приходится около трех рабочих мест напрямую, и два рабочих места, косвенно связанных с обслуживанием (сотрудники турфирм, транспортных компаний и т. д.).Общемировой гостиничный фонд составляет около 17–18 млн. мест, и данный показатель постоянно растет. Гостиничный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: относительно небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и, соответственно, средний срок окупаемости затрат. За последние 3 года, благодаря увеличивающемуся потоку туристов, мировой гостиничный бизнес переживает настоящий рост — загрузка отелей и стоимость размещения заметно выросли, гостиничные компании расширили свое присутствие по всему миру. Быстрыми темпами растет и российская гостиничная отрасль, которая по мировым меркам является слабо развитой.
На данный момент в России насчитывается 263 тысячи гостиничных номеров. 37 тысяч из них приходятся на Москву, еще 18 тысяч — на Санкт-Петербург, и 208 тысяч приходится на другие регионы России. При этом современный гостиничный рынок российских регионов на 80 % формируется реконструированными гостиницами старой советской постройки и нуждается в новых отелях, оборудованных в соответствии с современными требованиями. Наиболее востребованными являются гостиницы уровня 3 звезды, гостиницы эконом-класса, общежития и гостиницы, попавшие в категорию другие, к которой также относятся мини-отели. [18]
Основную часть рынка составляют потребители из России. Тем не менее, на долю иностранцев приходится чуть более 11 %, что нельзя не учитывать. Так же необходимо заметить, что из всего гостиничного рынка клиенты предпочитают именного гостиницы. Доля рынка гостиниц в сравнении с другими аналогичными средствами размещения составляет около 90 %.
Гостиничный бизнес испытывает России в настоящий момент немало проблем: неразвитость гостиничных сетей, нехватка гостиниц средней ценовой категории, нехватка квалифицированных специалистов, недостатки законодательства и т. д. Однако, это постепенно преодолевается, компании развиваются, перенимают опыт у западных партнеров, которые, в свою очередь, приходят на российский рынок, а уровень услуг и удовлетворенность клиентов растут. [8]
Основными сегментами гостиничного сектора являются: сетевые отели, мини-отели, апарт-отели, бутик-отели, хостелы, кондо-отели, ведомственные гостиницы, мотели, гостиницы при аэропортах, сервисные квартиры.
Индустриальный характер гостиничного бизнеса способствует эффективности и развития национальной экономики, поскольку вследствие увеличения популярности хозяйства, растет государственный бюджет; увеличивается занятость населения; повышается уровень жизни местного населения; появляется новый импульс к развитию народных промыслов.
Таблица 1.1
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы управления предприятиями гостиничного бизнеса
- 1.1. Место гостиничного бизнеса в индустрии туризма
- Туризм в экономике рф
- Доля гостиничного бизнеса в туризме России
- 1.2. Концептуальные основы управления предприятиями гостиничного бизнеса
- 1.3. Проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса в современных условиях
- Глава 2. Правовое регулирование гостиничного бизнеса
- 2.1 Международные нормативно-правовые акты гостиничного бизнеса
- 2.2 Российские нормативно-правовые акты деятельности по оказанию гостиничных услуг
- 3. Анализ рынка гостинично-туристских услуг
- 3.1. Общее понятие о рынке гостиничных услуг
- 3.2. Современное состояние рынка гостиничных услуг России
- 3.3. Анализ российского рынка гостиничных услуг
- 3.3.1. Развитие рынка гостиничных услуг в Белгородском регионе
- Анализ потребителей рынка гостиничных услуг г. Белгорода
- 4. Оценка производственного потенциала зао «отель «белгород».
- 4.1.Общая характеристика зао «Отель «Белгород»
- 4.2. Технико-экономические показатели гостиницы «Белгород»
- Глава 5. Проектирование мероприятий по совершенствованию гостиничной деятельности
- Система управления гостиницей epitomePms.
- 6. Экономическое обоснование проектных разработок
- Заключение
- Библиографический список