3.1. Общее понятие о рынке гостиничных услуг
Рынок в классическом понимании есть сфера товарного обмена, это место (территория), на котором происходит торговля (обмен) товарами и услугами. Рынок можно рассматривать как систему экономических отношений производства с потреблением, всех звеньев общественного хозяйства, основывающихся на купле-продаже товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, технологий и т.д. Рыночная сфера — это сфера непосредственно товарно-денежного обмена, в которой согласовываются интересы производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Любой рынок характеризуется совокупностью спроса и предложения.
Ясное понимание рынка гостиничных услуг крайне важно для предприятий, которые собираются на него выйти или уже работают в нем. Рынок предприятий гостиничной индустрии — это совокупность всех предприятий, работающих в данной сфере. Исследование рынка гостиничных услуг необходимо для выявления потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, что очень важно для маркетинговой деятельности предприятия.
Рынок гостиничных услуг можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения купли-продажи гостиничных продуктов и услуг в определенное время и в определенном месте.
При характеристике рынка гостиничных услуг следует учитывать что:
- основным объектом купли-продажи являются услуги;
- между производителями и покупателями услуг существуют посреднические звенья и структуры, обеспечивающие связь между спросом и предложением;
- спрос на гостиничные услуги отличается рядом особенностей (разнообразием потребителей по материальным возможностям, возрасту, ценностным ориентирам, мотивам);
- предложение гостиничных услуг характеризуется разнообразием по типам средств размещения, ценовым параметрам, по уровню качества предлагаемых услуг.
Спрос на гостиничные услуги — это платежеспособная потребность в гостиничных продуктах и услугах. Этот спрос отличается высокой эластичностью, высокой степенью дифференциации, высокой замещаемостью.
Спрос на гостиничные услуги находится под влиянием разнообразных факторов, которые можно определить как ценовые и неценовые. Цена — основной фактор, определяющий величину спроса. Как правило, выбор средств размещения, продолжительность отдыха, условия проживания зависят от ценового фактора.
К неценовым факторам относят мотивационные и поведенческие факторы.
Предложение гостиничных услуг представляет собой совокупность возможностей гостиничных предприятий представить на рынок гостиничные продукты и услуги.
Гостиничный продукт с точки зрения производства представляет собой совокупность определенного количества и качества услуг, способных удовлетворить потребности людей в отдыхе, развлечениях и комфортном проживании.
Как и всякий другой товарный рынок, рынок гостиничных услуг неоднороден и классифицируется по региональному, целевому и иным признакам.
С точки зрения маркетинговой деятельности гостиничный рынок характеризуется как:
- потенциальный рынок, состоящий из совокупности потребителей с родственными потребностями в отношении гостиничных услуг, достаточными ресурсами и возможностями покупки;
- целевой рынок, состоящий из потребителей, объединенных общими потребностями и характеристиками, на которых нацелена деятельность компании;
-основной рынок, состоящий из потребителей — основных покупателей услуг;
- дополнительный рынок, состоящий из потребителей, которые являются покупателями определенного объема услуг;
- стратегический рынок, состоящий из потребителей услуг, на которых фирма делает ставку в будущем.
Исследование рынка гостиничных услуг определяется по двум направлениям: оценка тех или иных параметров на данный момент времени и получение прогнозных данных.
В первую очередь необходимо оценить текущую ситуацию на рынке (конъюнктуру рынка), а затем определить величину емкости рынка.
Рыночная конъюнктура — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих состояние спроса и предложения на гостиничные услуги, а также уровень цен на них.
Конъюнктуру рынка гостиничных услуг характеризуют:
- соотношение спроса и предложения гостиничных услуг;
- уровень цен;
- состояние конкуренции;
- степень государственного регулирования;
- наличие сезонных колебаний спроса на гостиничные услуги;
- тенденции и перспективы развития рынка гостиничных услуг.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы управления предприятиями гостиничного бизнеса
- 1.1. Место гостиничного бизнеса в индустрии туризма
- Туризм в экономике рф
- Доля гостиничного бизнеса в туризме России
- 1.2. Концептуальные основы управления предприятиями гостиничного бизнеса
- 1.3. Проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса в современных условиях
- Глава 2. Правовое регулирование гостиничного бизнеса
- 2.1 Международные нормативно-правовые акты гостиничного бизнеса
- 2.2 Российские нормативно-правовые акты деятельности по оказанию гостиничных услуг
- 3. Анализ рынка гостинично-туристских услуг
- 3.1. Общее понятие о рынке гостиничных услуг
- 3.2. Современное состояние рынка гостиничных услуг России
- 3.3. Анализ российского рынка гостиничных услуг
- 3.3.1. Развитие рынка гостиничных услуг в Белгородском регионе
- Анализ потребителей рынка гостиничных услуг г. Белгорода
- 4. Оценка производственного потенциала зао «отель «белгород».
- 4.1.Общая характеристика зао «Отель «Белгород»
- 4.2. Технико-экономические показатели гостиницы «Белгород»
- Глава 5. Проектирование мероприятий по совершенствованию гостиничной деятельности
- Система управления гостиницей epitomePms.
- 6. Экономическое обоснование проектных разработок
- Заключение
- Библиографический список