logo search
Психология спорта, № 3-6

Спортивное плавание

Начинающие пловцы (мальчики) выбор плавания связывают в основном со стремлением к физическому совершенствованию. У девочек мотивация несколько шире: достижение физической гармонии, спортивного идеала и подражание более старшим подругам. Подобные установки поддерживают готовность к монотонным и энергетически емким нагрузкам и способствуют формированию волевого компонента.

Психологическая готовность пловца включает в себя наличие таких специфических качеств, как чувство времени и чувство воды.

Чувство времени – сложное представление, включающее в себя элементы условнорефлекторной деятельности с временными параметрами, а также темпа и ритма движений. Для учета времени тренеры обычно используют язык жестов, звуковые сигналы, маркировку дорожек и ряд других приемов. Известно, что чем совершеннее ритмическая деятельность пловца, тем меньше его энергозатраты. Следовательно, это качество отражает степень подготовленности спортсмена. В настоящее время доказано, что биологические ритмы организма, ритм деятельности и суточные ритмы находятся в определенной взаимозависимости. Установлено влияние суточного ритма на уровень спортивных результатов у пловцов. Суточный ритм двигательных функций соответствует режиму дня, а выступления в непривычное время ухудшают спортивные результаты. Для устранения подобного явления опытные тренеры проводят утренние и вечерние тренировки, используют скользящие графики и т.п. Однако для перестройки стереотипа ритмической активности требуется 1,5-2 недели, а по В.Н.Платонову (1974), ритм двигательных функций перестраивается за 1-1,5 месяца, так как является более устойчивым, чем ритм вегетативных функций.

Чувство воды по своей природе является контрастным чувством. Чем выше мастерство пловца, тем меньше выражен этот контраст. Психологической переработке подвергаются различные качества воды: температура, состав и наличие тех или иных примесей (чаще всего хлора), цвет, запах. Значимыми являются также: открытая или закрытая вода, длина дорожек, глубина бассейна, стиль маркировки дорожек, цветовое оформление дна, бордюров, освещенность, способ «входа» в воду и ряд других факторов. На формирование «чувства воды» влияют и такие факторы, как индивидуальные ощущения, связанные с прошлым опытом, отношение к заглатыванию воды и попаданию ее в дыхательные пути и уши. Часть перечисленных параметров воспринимается и перерабатывается, минуя сферу активного сознания, а часть, наоборот, закрепляется рефлекторно, откладываю отпечаток на всю соревновательную деятельность спортсмена.

Профотбор. На первом (базисном) этапе изучают психофизические причины ориентации спортсмена на определенный стиль, вид плавания, дистанцию и т.п. с учетом пола, возраста, этапа подготовки спортсменов, степени мастерства и др. Раскрываются индивидуальные психологические свойства спортсменов: особенности характера, установки личности вообще и по отношению к спорту, мотивы, побуждающие к занятиям спортом, психологический резерв в обычных и экстремальных условиях, состояние эмоциональной сферы и др. Производится оценка освоения отдельных двигательных навыков, становления стереотипов, самокоррекции негативных влияний среды, помехоустойчивости.