Баскетбол и волейбол Психологические особенности баскетбола и волейбола
В баскетболе и волейболе имеются специфические особенности,·которые являются причиной дополнительного эмоционального и физического напряжения игроков. Эти особенности заключаются в больших физических нагрузках при многократном развитии максимальных усилий в сравнительно короткое время, в интенсивной мыслительной деятельности игроков, быстром изменении игровой обстановки.
Специфической психологической особенностью баскетбола является частая замена игроков в ходе матча. Игрок, выходя на площадку, должен сразу приспособиться к тактической игровой манере своей команды и соперника, и без промедления включиться в игру.
Большая часть вышеперечисленных особенностей присуща и волейболу. Однако волейбол характеризуется целым рядом специфических черт. К ним следует отнести ограничение количества касаний мяча, соблюдение «чистоты» приема мяча (требующей в волейболе четкой координации движений кистей рук) и непоправимость совершаемых ошибок.
Вышеперечисленные психологические факторы вызывают у игроков значительное эмоциональное и физическое напряжение. Это может послужить причиной развития у них эмоциональных нарушений.
Определяющий психогенный фактор развития эмоциональных нарушений у баскетболистов и волейболистов связан с психотравмирующими факторами спортивного соревнования и особенностями данных видов спорта. Любой неудачно выполненный прием часто вызывает у спортсменов отрицательно окрашенные эмоциональные реакции. Это иногда порождает у них сомнение в успешном повторении того или иного технического элемента.
Кроме того, у спортсменов происходит некоторая травматизация кистей, связанная с «обработкой» мяча. С учетом массы мячей (баскетбольный 600 г, волейбольный – до 300 г) следует признать, что эта микротравматизация все-таки значительна, ибо в течение матча каждый игрок совершает от 100 до 150 касаний мяча. При этом следует учесть, что баскетболисты и волейболисты посвящают тренировкам и соревнованиям от 600 до 2000 ч. в году.
При частой микротравматизации вегетативно-сосудистые нарушения приводят к формированию очагов патологической рефлекторной импульсации. При импульсации от кистей рук в вышележащие отделы автономной нервной системы наибольшие функционально-динамические изменения наблюдаются в сегментарных вегетативных образованиях, пограничном симпатической стволе, клетках боковых рогов спинного мозга. При этом возникает фон повышенной активности ретикулярной формации ствола мозга. Наличие афферентных и эфферентных связей между ретикулярной формацией ствола мозга и симпатической частью автономной нервной системы дает основание считать, что ретикулярная формация ствола мозга принимает участие в развитии сегментарных вегетативных синдромов.
В клинической картине вегетативного дистрофического синдрома аппарата опоры и движения, наряду с болевыми, чувствительными и трофическими нарушениями, значительное место занимают эмоциональные расстройства. Именно ретикулярная формация ствола мозга отличается способностью накапливать раздражения и сохранять их в течение неопределенно длительного времени. Кроме того, ретикулярная формация ствола мозга и лимбико-ретикулярный комплекс оказывают влияние на функционирование эндокринной системы, эмоциональное поведение и чередование бодрствования и сна. Нарушение указанных процессов и лежит в основе клинических проявлений неврозов.
Появление эмоциональных нарушений у баскетболистов и волейболистов может быть объяснено с помощью «теории второго удара». Следы, остающиеся в нервной системе спортсмена в результате микротравмирующего воздействия мяча на кисти рук, активизируются, «оживляются» в связи с появление перед спортивными соревнованиями многочисленных специфических (для баскетбола и волейбола) психотравмирующих факторов. Возникающая при этом повышенная активность ретикулярной формации ствола мозга и может явиться одной из причин развития эмоциональных нарушений.
Очевидно, микротравматизации мячом кистей рук создают «предпатологический фон» для развития эмоциональных нарушений. Например, у баскетболистов чаще, чем у других спортсменов наблюдаются ипохондрические состояния.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Определяющими психогенными этиологическими факторами развития эмоциональных нарушений у баскетболистов и волейболистов являются психотравмирующие ситуации спортивного соревнования: острая спортивная конкуренция, стремление к достижению победы, бескомпромисность исхода спортивного поединка, выступление в присутствии многочисленных зрителей, перегрузки при частых и ответственных соревнованиях, отсутствие соревновательного опыта игры с «трудными» командами.
2. Одним из предрасполагающих факторов эмоциональных нарушений у баскетболистов и волейболистов может явиться (в числе других) микротравматизация кистей мячом в процессе тренировок и соревнований.
При диагностике эмоциональных нарушений у спортсменов необходимо учитывать специфику соревновательной деятельности и особенности физического состояния спортсменов. Последнее может явиться причиной развития соматических и неврологических заболеваний, а также эмоциональных расстройств.
Косвенным показателем работоспособности игровика могут выступать показатели внимания и тремора. Даже незначительное дрожание рук оказывает отрицательное воздействие на специфический двигательный игровой навык.
Тремор пальцев рук является одним из признаков функциональных изменений в центральной нервной системе. Поэтому тремометрия может служить одним из объективных методов при диагностике эмоциональных нарушений у спортсменов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Психологическая характеристика легкой атлетики.
- Психологические особенности спортивной борьбы
- Психологические особенности бокса
- Психические качества боксера.
- Психическая характеристика футбола.
- Баскетбол и волейбол Психологические особенности баскетбола и волейбола
- Клинические варианты невротических реакций у баскетболистов и волейболистов
- Спортивная гимнастика
- Тяжелая атлетика и пауэрлифтинг
- Спортивное плавание
- Прыжки в воду
- Подводный спорт
- Психология ориентирования
- Особенности тактического мышления, оперативной памяти, внимания и эмоционально-волевого состояния
- Велосипедный спорт Психограмма велосипедного спорта
- При продолжительных гонках При коротких скоростных гонках
- Особенности эмоционально-волевой тренировки велосипедистов, выступающих на треке.
- Эмоционально-волевая подготовка велосипедистов – шоссейников.
- Стрелковый спорт
- Психологические особенности стрелковых видов спорта
- Мотоциклетный спорт