logo search
judo

Последовательность обучения Программа

В своей практической деятельности многие тренеры задают себе вопрос — с какого приема и в какой последовательности предлагать технику ученикам? При подетальном подходе к обучению и спиральной методике последовательность в приемах не имеет особого значения потому, что освоение техники происходит как бы в целом, а не поочередное изучение отдельных приемов. Но тренер в процессе обучения должен помочь ученику сформировать свою индивидуальную техническую схему, уделяя тем или иным приемам больше внимания и времени. Индивидуальная техническая схема это владение таким количеством приемов, которое могло бы обеспечить победу в большинстве ситуаций. Порой ученики увлекаются одноплановыми бросками, к примеру —бросками через спину, а выполнить подсечку и бросить противника назад не умеют. Это ограничивает их возможности. Если обратиться к образному сравнению, то представьте, что у человека, стоящего в какой-то точке, есть восемь дорог выхода из этой точки (8 направлений выведений из равновесия), а мы выкопали восемь ям на одной из них (умеем делать броски в одну сторону), то вероятность попадания в яму будет равна 1:7. В случае, когда яма имеется на каждой из дорог (различные броски в различных направлениях), то и вероятность становится 1:1.

Хотя последовательность в приемах не играет особой роли, но для организации процесса обучения, учета объема технических действий, а также соблюдения принципа от простого к сложному, каждому тренеру, и даже всей школе, обучение лучше вести, опираясь на общую программу.

Примерная краткая программа обучения приводится ниже.

Из чего в основном состоит программа? Это пять групп классических действий стоя и три лежа. Приемы этих групп лежат в основе начального освоения техники дзюдо. Изучение приемов наполняется девятью группами, способствующих действий. Неклассические технические действия могут включаться в обучение только после хорошего освоения всем разделом классической техники на этапе углубленной подготовки (см. схему многолетней подготовки).

Почему лучше вести обучение приемов по группам определенным нами в предыдущем разделе? Во-первых, способ поворота, момент выведения, способ подбива, вид подбива, в каждой группе одинаков. Во-вторых, при такой последовательности становится понятно, что количество приемов в группе зависит от шагов. И в-третьих, в каждой группе приемы отличаются только способом выведения и местом подбивания, что облегчает определение различий между приемами.

Программа рассчитана на пять лет, но это'не значит, что броски пятой группы будут изучаться на пятом году. Нет, все зависит от тренера. Один сделает виток по спирали, пройдя всю программу за 2 или 5 месяцев, другой за год пройдет программу 2—3 раза. Возможно на первых витках кое-кто опустит некоторые приемы и их варианты, а в дальнейшем введет их в обучение. В общем, очень многое зависит от тренера и его взгляда на дзюдо.