Последовательность обучения Программа
В своей практической деятельности многие тренеры задают себе вопрос — с какого приема и в какой последовательности предлагать технику ученикам? При подетальном подходе к обучению и спиральной методике последовательность в приемах не имеет особого значения потому, что освоение техники происходит как бы в целом, а не поочередное изучение отдельных приемов. Но тренер в процессе обучения должен помочь ученику сформировать свою индивидуальную техническую схему, уделяя тем или иным приемам больше внимания и времени. Индивидуальная техническая схема это владение таким количеством приемов, которое могло бы обеспечить победу в большинстве ситуаций. Порой ученики увлекаются одноплановыми бросками, к примеру —бросками через спину, а выполнить подсечку и бросить противника назад не умеют. Это ограничивает их возможности. Если обратиться к образному сравнению, то представьте, что у человека, стоящего в какой-то точке, есть восемь дорог выхода из этой точки (8 направлений выведений из равновесия), а мы выкопали восемь ям на одной из них (умеем делать броски в одну сторону), то вероятность попадания в яму будет равна 1:7. В случае, когда яма имеется на каждой из дорог (различные броски в различных направлениях), то и вероятность становится 1:1.
Хотя последовательность в приемах не играет особой роли, но для организации процесса обучения, учета объема технических действий, а также соблюдения принципа от простого к сложному, каждому тренеру, и даже всей школе, обучение лучше вести, опираясь на общую программу.
Примерная краткая программа обучения приводится ниже.
Из чего в основном состоит программа? Это пять групп классических действий стоя и три лежа. Приемы этих групп лежат в основе начального освоения техники дзюдо. Изучение приемов наполняется девятью группами, способствующих действий. Неклассические технические действия могут включаться в обучение только после хорошего освоения всем разделом классической техники на этапе углубленной подготовки (см. схему многолетней подготовки).
Почему лучше вести обучение приемов по группам определенным нами в предыдущем разделе? Во-первых, способ поворота, момент выведения, способ подбива, вид подбива, в каждой группе одинаков. Во-вторых, при такой последовательности становится понятно, что количество приемов в группе зависит от шагов. И в-третьих, в каждой группе приемы отличаются только способом выведения и местом подбивания, что облегчает определение различий между приемами.
Программа рассчитана на пять лет, но это'не значит, что броски пятой группы будут изучаться на пятом году. Нет, все зависит от тренера. Один сделает виток по спирали, пройдя всю программу за 2 или 5 месяцев, другой за год пройдет программу 2—3 раза. Возможно на первых витках кое-кто опустит некоторые приемы и их варианты, а в дальнейшем введет их в обучение. В общем, очень многое зависит от тренера и его взгляда на дзюдо.
- Введение
- Дзюдоистов высокого класса
- Примерная схем поэтапной, многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса
- Теоретические основы дзюдо
- Факторы устойчивости
- Площадь опоры
- Расположение оси плеч относительно площади опоры
- Общий центр тяжести и его проекция на площадь опоры
- Вес тела, рост, пропорции различных частей тела
- Подвижность в суставах, мышечная чувствительность, положение головы, направление взгляда
- Дыхание
- Самочувствие
- Равновесие тела
- Способы и направления выведения из равновесия
- Выведение из равновесия раскачивая вперед-назад
- Выведение из равновесия, раскачивая в стороны
- Выведение из равновесия скручиванием вперед-в стороны и назад-в стороны
- Неклассические способы выведения из равновесия
- Выведение из равновесия воздействием на нижнюю часть тела
- Характеристика двигательной деятельности дзюдо обучение действиям дзюдо
- I группа действий. Образующие
- 1. Подготовительные действия
- 2. Сопряженные действия
- 3. Основные действия
- II группа действий. Взаимодействия
- Образование технических действий
- 1. Технические действия стоя Первая группа классических приемов стоя Подсечки (рис. 46—47).
- Вторая группа классических приемов стоя Зацепы (рис. 48, 49).
- Третья группа классических приемов стоя Подножки (рис. 50, 51).
- Четвертая группа классических приемов стоя Подхваты (рис. 52, 53).
- Пятая группа классических приемов стоя Подсады (рис. 54, 55, 56, 57).
- 2. Технические действия лежа Первая группа классических действий лежа Удержание (рис. 58).
- Вторая группа классических действий лежа Болевые (рис. 59).
- Третья группа классических действий лежа Удушающий (рис. 60).
- 3. Неклассические технические действия стоя
- Первая группа.
- Вторая группа.
- 4. Неклассические технические действия лежа
- 5. Комбинации стоя и лежа
- III группа действий способствующие
- 1. Действия в улучшении устойчивости
- Применение внутренней энергии в физических упражнениях
- 2. Действия в перемещениях
- 3. Действия в захватах
- Ицуцу-но-ката (ката пяти принципов)
- 5. Действие в комбинировании техники.
- 6. Действия в использовании ситуации.
- 7. Действия в применении тактики.
- Индивидуальная карточка вероятного соперника
- 8. Действия, способствующие выполнению техники лежа.
- 9. Действия, способствующие предупреждению травм и действия в оказании первой помощи после удушения.
- Обучение действиям дзюдо
- Операционное разделение технического действия в обучении
- Форма обучения
- (Ката гибкости, мягкости)
- II серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- III серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- Нагэ-но-ката. Демонстрация техники стоя (15 движений в 5 сериях)
- I серия. Тэ-вадза. (Броски, выполняемые руками).
- II серия. Коси-вадза. (Броски, выполняемые за счет бедра или таза).
- III серия. Аси-вадза. (Броски, выполняемые ногами).
- IV серия. Ма-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами ради приема, раньше противника).
- V серия. Еко-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами вместе с противником).
- Катамэ-но-ката (Демонстрация техники лежа)
- I серия. Осаэ-вадза (техника удержаний).
- II серия. Сими-вадза (техника удушающих приемов).
- III серия. Кансэцу-вадза (техника болевых приемов).
- Гоносэн-но ката (ката контрприемов)
- Кимэ-но-ката (ката самозащиты)
- I серия. Движения выполняются на коленях.
- II серия. Движения выполняются стоя.
- Косики-но-ката (античная ката)
- Косики-но-ката. (Античная ката).
- I серия. Омотэ (лицевая).
- II серия. Ура (тыльная).
- Последовательность обучения Программа
- Примерная программа начальной технической подготовки дзюдо (первые пять лет)
- Содержание примерной программы начальной технической подготовки дзюдо
- Примерная форма организация процесса обучения на начальном этапе
- Организация сдачи экзаменов по частям программы на начальном этапе обучения.
- Примерный протокол сдачи экзаменов по технической подготовке (для примера заполнен)
- Некоторые рекомендации тренеру и ученику
- Библиография