9. Действия, способствующие предупреждению травм и действия в оказании первой помощи после удушения.
Практика показывает, что случаи травм и повреждений при занятиях спортом, к сожалению, все еще имеют место. Известно, что среди различных причин спортивного травматизма наибольшее количество случаев травм и повреждений (в зависимости от вида спорта от 40 до 75%) падает на нарушения методики тренировки. Это — несоблюдение последовательности, постепенности в увеличении нагрузок, недостаточный учет состояния физической и технической подготовленности, недостаточная разминка, отсутствие страховки или незнание ее приемов и самостраховки.
В последние годы в спортивных единоборствах реже встречаются острые травмы, однако так называемая микротравматизация опорно-двигательного аппарата все же занимает значительное место и может привести к серьезным последствиям.
Многие отечественные и зарубежные специалисты считают, что разминка является незаменимым профилактическим средством. Особенно велико ее значение в видах спорта, сопряженных с большими нагрузками на опорно-двигательный аппарат.
Известно, что разминка, кроме общих вегетативных сдвигов в организме, вызывает целый ряд воздействий на опорно-двигательный аппарат. В частности, под влиянием разминки в двигательном аппарате увеличивается лабильность, устанавливается изохронизм мышц и нервов, ускоряются биохимические показатели и т. п. Большое значение для предстоящей работы имеет увеличение обмена веществ и, вследствие этого, повышение температуры тела. Последнее способствует раскрытию капилляров в мышцах, тем самым увеличивая их кровоснабжение. Кроме того, повышение температуры снижает вязкость мышц и повышает их эластичность, что предохраняет от возникновения спортивных травм и повреждений.
Разминка может отличаться по длительности и интенсивности, по методическим приемам и характеру выполнения разминочных упражнений, по продолжительности отдыха между разминкой и основным упражнением. Надо помнить, что различная схема разминки по-разному врабатывает опорно-двигательный аппарат и поэтому ее методическая и профилактическая ценность неодинакова.
Важно также учитывать, что температурная готовность опорно-двигательного аппарата к основной работе достигается не сразу после окончания разминки, а на 5—8 минутах. Для правильного вхождения в основную работу в тренировке (и особенно в условиях соревнований) важно учитывать этот критерий врабатываемости опорно-двигательного аппарата. Этот отрезок времени следует использовать для так называемой специальной разминки. При выборе упражнений для разминки необходимо учитывать весь ход предстоящей работы и использовать упражнения, которые сочетались бы с основным двигательным навыком.
Нередко в спортивной практике для повышения температуры отдельных частей тела (а иногда с целью снятия болезненного ощущения) используются различные растирки и мази. Нужно помнить о том, что чем сильнее разогревающий эффект растирки, тем сильнее его отрицательное воздействие на налаживание межмышечной и внутримышечной координации.
Особенно важно об этом помнить в условиях соревнований!
Важно помнить, что соблюдение правил соревнований и избегание применения запрещенных действий в дзюдо (рис. 88) способствуют предупреждению травм.
На рис. 89 показаны два способа оживления после удушений. Тренеры и спортсмены уже на начальном этапе обучения обязаны знать и уметь выполнять эти действия.
- Введение
- Дзюдоистов высокого класса
- Примерная схем поэтапной, многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса
- Теоретические основы дзюдо
- Факторы устойчивости
- Площадь опоры
- Расположение оси плеч относительно площади опоры
- Общий центр тяжести и его проекция на площадь опоры
- Вес тела, рост, пропорции различных частей тела
- Подвижность в суставах, мышечная чувствительность, положение головы, направление взгляда
- Дыхание
- Самочувствие
- Равновесие тела
- Способы и направления выведения из равновесия
- Выведение из равновесия раскачивая вперед-назад
- Выведение из равновесия, раскачивая в стороны
- Выведение из равновесия скручиванием вперед-в стороны и назад-в стороны
- Неклассические способы выведения из равновесия
- Выведение из равновесия воздействием на нижнюю часть тела
- Характеристика двигательной деятельности дзюдо обучение действиям дзюдо
- I группа действий. Образующие
- 1. Подготовительные действия
- 2. Сопряженные действия
- 3. Основные действия
- II группа действий. Взаимодействия
- Образование технических действий
- 1. Технические действия стоя Первая группа классических приемов стоя Подсечки (рис. 46—47).
- Вторая группа классических приемов стоя Зацепы (рис. 48, 49).
- Третья группа классических приемов стоя Подножки (рис. 50, 51).
- Четвертая группа классических приемов стоя Подхваты (рис. 52, 53).
- Пятая группа классических приемов стоя Подсады (рис. 54, 55, 56, 57).
- 2. Технические действия лежа Первая группа классических действий лежа Удержание (рис. 58).
- Вторая группа классических действий лежа Болевые (рис. 59).
- Третья группа классических действий лежа Удушающий (рис. 60).
- 3. Неклассические технические действия стоя
- Первая группа.
- Вторая группа.
- 4. Неклассические технические действия лежа
- 5. Комбинации стоя и лежа
- III группа действий способствующие
- 1. Действия в улучшении устойчивости
- Применение внутренней энергии в физических упражнениях
- 2. Действия в перемещениях
- 3. Действия в захватах
- Ицуцу-но-ката (ката пяти принципов)
- 5. Действие в комбинировании техники.
- 6. Действия в использовании ситуации.
- 7. Действия в применении тактики.
- Индивидуальная карточка вероятного соперника
- 8. Действия, способствующие выполнению техники лежа.
- 9. Действия, способствующие предупреждению травм и действия в оказании первой помощи после удушения.
- Обучение действиям дзюдо
- Операционное разделение технического действия в обучении
- Форма обучения
- (Ката гибкости, мягкости)
- II серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- III серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- Нагэ-но-ката. Демонстрация техники стоя (15 движений в 5 сериях)
- I серия. Тэ-вадза. (Броски, выполняемые руками).
- II серия. Коси-вадза. (Броски, выполняемые за счет бедра или таза).
- III серия. Аси-вадза. (Броски, выполняемые ногами).
- IV серия. Ма-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами ради приема, раньше противника).
- V серия. Еко-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами вместе с противником).
- Катамэ-но-ката (Демонстрация техники лежа)
- I серия. Осаэ-вадза (техника удержаний).
- II серия. Сими-вадза (техника удушающих приемов).
- III серия. Кансэцу-вадза (техника болевых приемов).
- Гоносэн-но ката (ката контрприемов)
- Кимэ-но-ката (ката самозащиты)
- I серия. Движения выполняются на коленях.
- II серия. Движения выполняются стоя.
- Косики-но-ката (античная ката)
- Косики-но-ката. (Античная ката).
- I серия. Омотэ (лицевая).
- II серия. Ура (тыльная).
- Последовательность обучения Программа
- Примерная программа начальной технической подготовки дзюдо (первые пять лет)
- Содержание примерной программы начальной технической подготовки дзюдо
- Примерная форма организация процесса обучения на начальном этапе
- Организация сдачи экзаменов по частям программы на начальном этапе обучения.
- Примерный протокол сдачи экзаменов по технической подготовке (для примера заполнен)
- Некоторые рекомендации тренеру и ученику
- Библиография