3. Действия в захватах
Эти способствующие действия дают возможность исполнителю преодолеть защиту соперника с тем, чтобы его захват не мешал правильному приложению сил выведения. На рис. 68—74 показан ряд способов преодоления защиты соперника (техника работы рук). Возможно преодоление защиты без срыва захвата соперника и со срывом. На рисунках показаны некоторые способы завоевания захвата и соответствующая работа рук. Помимо умения завоевать нужный захват борец должен владеть различными способами освобождения от захвата. Освобождение от захвата и завоевание его — этот процесс на практике называют борьбой за захват. Современный соревновательный поединок на 80 процентов времени представляет собой борьбу соперников за захват.
Существует десять основных способов захвата (рис. 75). Естественно, их можно выполнить в левую и правую стороны. Но в зависимости от цели взятия того или иного захвата они подразделяются на следующие виды:
1) основной — захват, с которого борец выполняет свои коронные приемы;
2) защитный — захват, взятый с целью нейтрализовать действия соперника (защититься);
3) атакующий (активный) — захват, взятый с целью подавить активность соперника, склонить мнение судей, наказать соперника за пассивность. С этого захвата борец не всегда может выполнять реальные технические действия, если этот захват не является его основным;
4) специальный — захват, выполненный для конкретного технического действия;
5) промежуточный — захват, взятый с целью последующего перехвата, создающий неудобства сопернику и дающий возможность при быстром перехвате хотя бы одной рукой выполнить бросок;
6) опережающий — захват, с которого можно выполнить бросок, и который взят раньше чем соперник выполнит свой захват;
7) контратакующий — захват, дающий возможность сопернику проводить свои приемы, на которые уже заготовлены контрприемы;
8) универсальный — захват, дающий возможность использовать его в различных целях;
9) ответный — захват, который борец вынужден взять в ответ на захват соперника, и с которого он не имеет возможности выполнять свою коронную технику.
Умение вести борьбу в различных захватах, а их десять способов, правильно пользоваться ими в различных целях расширяют тактико-технические возможности борца.
Так уж существует на практике, что борец в схватке выполняет, в основном, конкретные и известные его сопернику и тренеру приемы и, естественно, с определенных захватов. Очень мало борцов, которые владеют всем многообразием техники дзюдо, могут неожиданно преподносить своему сопернику различные технические сюрпризы. В связи с этим в процессе совершенствования способствующих действий в захватах каждому борцу необходимо нарабатывать свою схему выбора (последовательность взятия) захвата против конкретных типов соперника.
Борцы в схватке могут находиться в следующих положениях, касающихся захвата: вне захвата, в обоюдном захвате, когда захват держит один из борцов.
Вне захвата оба борца могут пойти на быстрый разрыв дистанции и выполнить бросок захватом одежды или части тела (бросок захватом ног), в этом случае теоретически у них имеются равные возможности выполнить бросок. В случае, когда захват держит один борец, а второй — без захвата (такие моменты в схватках создаются очень часто), преимущество имеет держащий захват. В обоюдном захвате все зависит от того, какой захват держит каждый из борцов. Все взаимосочетания захватов обоих борцов могут создавать три ситуации:
1) равнозначная — сочетание захватов, дающее возможность выполнения своих приемов обоим борцам. Например, оба в правой стойке держат рукав — отворот;
2) проигрышная — один из борцов держит захват, позволяющий выполнять свою коронную технику, а второй вынужден воспользоваться ответным захватом;
3) выигрышная — сочетание захватов, дающее возможность выполнения своих коронных приемов одному из борцов, при ответном захвате соперника.
На рис. 76 изображена схема, на которой видно, что любому из десяти способов захвата можно противопоставить один или несколько захватов из десяти, при сочетании которых создается выигрышная ситуация. В примере на схеме, выигрышная ситуация создается для УКЭ в ответ на попытку ТОРИ взять любой из десяти способов захвата. Создание выигрышной ситуации в захвате практически делает соперника «слабым» — таким обиходным выражением часто пользуются тренеры и спортсмены на практике.
Пример пользования схемой: ТОРИ стремится взять захват под номером 5, УКЭ, применив захваты 2, 1, 6, 9, создает выигрышную для себя ситуацию. Какой из четырех захватов будет применять УКЭ, зависит от того, сможет ли он с этого захвата выполнять приемы, хотя УКЭ может выполнять захват с определенной тактической целью.
На схеме обозначены варианты создания только выигрышной ситуации для борцов с одноименной и с разноименной стойками. Вообще сама схема — это только мысль о том, что такая зависимость существует, а тренеры и их ученики уже индивидуально в процессе овладения способствующими действиями в захватах, творчески ее доработают. В тренировках, ставя себя на место ТОРИ и УКЭ, одновременно оба борца совершенствуют борьбу за захват. Помимо того, что определяет вариант взятия захвата, еще можно расписать и отрабатывать последовательность взятия с учетом даже конкретного соперника.
Зачастую на практике оба борца неосмысленно применяют различные варианты захватов друг против друга, но только осмысленные действия в захватах могут исключить случайности.
4. ДЕЙСТВИЯ В ВЫВЕДЕНИИ ИЗ РАВНОВЕСИЯ
Способствующие действия в перемещениях, захватах, рассмотренные выше, являются как бы предварительными способствующими действиями выведению из равновесия. В некоторых печатных источниках употребляется термин «сломать позу соперника», что означает выведение из равновесия.
К способствующим выведению действиям относятся:
1) действия в выработке навыка использования момента для выведения;
2) действия по созданию благоприятных выведению моментов.
В Японии с давних времен и по сей день для осознания принципов выполнения техники и выработки момента для выведения из равновесия, с успехом используется КАТА пяти принципов. На рис. 77—81 и в описаниях КАТА приведена такой, какой пользуются дзюдоисты в Японии (перевод сделан с английского). На рис. 82—86 приведены примеры практического использования каждого из принципов.
КАТА пяти принципов — первая высшая ката, она состоит из пяти движений. Дзигаро Кано назвал ее «сердцем дзюдо». Эта ката объединяет все базовые формы.
КАТА должна демонстрироваться без остановки, без потери времени, она должна показывать широту и величественность стиля.
Названия пяти принципов созданы для облегчения понимания и восприятия образа (в некоторых источниках их называют комплексом «пяти стихий»). Они называются:
1) принцип концентрации энергии и действия (направленный толчок);
2) принцип реакции и несопротивляемости (уклончивость);
3) циклический принцип круга или вихря (использование центробежных и центростремительных сил);
4) принцип раскачивания маятника (прилив и отлив);
5) принцип пустоты или инерции.
Эти главные принципы являются основой всех движений, они формируют понятия своевременности момента для атаки, быстрой адаптации к восприятию образов движений.
В борьбе эти принципы постоянно переплетаются, комбинируются.
КАТА — изучается на первом этапе обучения, хотя и является высшей ката и повторяется на всем протяжении совершенствования в дзюдо. Дзигаро Кано говорил: «Изучайте КАТА пяти принципов и вы увидите истинный смысл применения базовой техники дзюдо».
- Введение
- Дзюдоистов высокого класса
- Примерная схем поэтапной, многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса
- Теоретические основы дзюдо
- Факторы устойчивости
- Площадь опоры
- Расположение оси плеч относительно площади опоры
- Общий центр тяжести и его проекция на площадь опоры
- Вес тела, рост, пропорции различных частей тела
- Подвижность в суставах, мышечная чувствительность, положение головы, направление взгляда
- Дыхание
- Самочувствие
- Равновесие тела
- Способы и направления выведения из равновесия
- Выведение из равновесия раскачивая вперед-назад
- Выведение из равновесия, раскачивая в стороны
- Выведение из равновесия скручиванием вперед-в стороны и назад-в стороны
- Неклассические способы выведения из равновесия
- Выведение из равновесия воздействием на нижнюю часть тела
- Характеристика двигательной деятельности дзюдо обучение действиям дзюдо
- I группа действий. Образующие
- 1. Подготовительные действия
- 2. Сопряженные действия
- 3. Основные действия
- II группа действий. Взаимодействия
- Образование технических действий
- 1. Технические действия стоя Первая группа классических приемов стоя Подсечки (рис. 46—47).
- Вторая группа классических приемов стоя Зацепы (рис. 48, 49).
- Третья группа классических приемов стоя Подножки (рис. 50, 51).
- Четвертая группа классических приемов стоя Подхваты (рис. 52, 53).
- Пятая группа классических приемов стоя Подсады (рис. 54, 55, 56, 57).
- 2. Технические действия лежа Первая группа классических действий лежа Удержание (рис. 58).
- Вторая группа классических действий лежа Болевые (рис. 59).
- Третья группа классических действий лежа Удушающий (рис. 60).
- 3. Неклассические технические действия стоя
- Первая группа.
- Вторая группа.
- 4. Неклассические технические действия лежа
- 5. Комбинации стоя и лежа
- III группа действий способствующие
- 1. Действия в улучшении устойчивости
- Применение внутренней энергии в физических упражнениях
- 2. Действия в перемещениях
- 3. Действия в захватах
- Ицуцу-но-ката (ката пяти принципов)
- 5. Действие в комбинировании техники.
- 6. Действия в использовании ситуации.
- 7. Действия в применении тактики.
- Индивидуальная карточка вероятного соперника
- 8. Действия, способствующие выполнению техники лежа.
- 9. Действия, способствующие предупреждению травм и действия в оказании первой помощи после удушения.
- Обучение действиям дзюдо
- Операционное разделение технического действия в обучении
- Форма обучения
- (Ката гибкости, мягкости)
- II серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- III серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- Нагэ-но-ката. Демонстрация техники стоя (15 движений в 5 сериях)
- I серия. Тэ-вадза. (Броски, выполняемые руками).
- II серия. Коси-вадза. (Броски, выполняемые за счет бедра или таза).
- III серия. Аси-вадза. (Броски, выполняемые ногами).
- IV серия. Ма-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами ради приема, раньше противника).
- V серия. Еко-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами вместе с противником).
- Катамэ-но-ката (Демонстрация техники лежа)
- I серия. Осаэ-вадза (техника удержаний).
- II серия. Сими-вадза (техника удушающих приемов).
- III серия. Кансэцу-вадза (техника болевых приемов).
- Гоносэн-но ката (ката контрприемов)
- Кимэ-но-ката (ката самозащиты)
- I серия. Движения выполняются на коленях.
- II серия. Движения выполняются стоя.
- Косики-но-ката (античная ката)
- Косики-но-ката. (Античная ката).
- I серия. Омотэ (лицевая).
- II серия. Ура (тыльная).
- Последовательность обучения Программа
- Примерная программа начальной технической подготовки дзюдо (первые пять лет)
- Содержание примерной программы начальной технической подготовки дзюдо
- Примерная форма организация процесса обучения на начальном этапе
- Организация сдачи экзаменов по частям программы на начальном этапе обучения.
- Примерный протокол сдачи экзаменов по технической подготовке (для примера заполнен)
- Некоторые рекомендации тренеру и ученику
- Библиография