III группа действий способствующие
Это действия, способствующие реализации техники в условиях обоюдного сопротивления.
От обычного овладения приемами дзюдо и умения выполнять их без сопротивления до применения их в условиях обоюдного сопротивления лежит большой и длинный путь совершенствования. Зачем нужны способствующие действия и откуда они происходят? Дело в том, что если бы соперник в схватке не сопротивлялся, то способствующие действия были бы не нужны. Их наличие происходит от защитных действий, применяемых соперником, преодоление которых требует способствующих действий.
Можно изучить десятки приемов стоя и лежа, а в схватке не уметь их применять. На практике зачастую так и бывает, годами отрабатывается классическая техника, а в борьбе лучше получаются «корявые» приемы из-за того, что применять приемы в борьбе — значит овладеть способствующими действиями. Их нельзя отделять от понятия техника дзюдо, они ее часть, и имеют теснейшую связь с тактикой, поэтому на этапе совершенствования должны рассматриваться как тактико-технические действия. Для их совершенствования существует много различных форм тренировок, но одной из основных является моделирование ситуации с использованием специальных заданий.
На практике тренеры уделяют много времени и внимания процессу совершенствования техники, а имея четкие представления о способствующих действиях, он становится процессом творческого поиска и изобретательности.
Тактико-техническая подготовка может частично изменяться в связи с изменениями в правилах о соревнованиях с достижениями и открытиями в различных областях науки, с дальнейшим совершенствованием методики подготовки, но сама техника остается неизменной.
По мере овладения способствующими действиями увеличивается коэффициент эффективности применения тактико-технических действий (Кэ).
количество оцененных действий*100
Кэ=-------------------------------------------------------- (в процентах).
количество всех попыток провести прием
В связи с тем, что процесс совершенствования очень длительный и многогранный, а тема, раскрываемая на этих страницах, ограничена названием, в этой главе будет дана характеристика только небольшой части способствующих действий, которым необходимо уделять дифференцированное внимание уже на начальном этапе обучения технике.
Для удобства, чисто условно (возможно и другое деление), все способствующие действия разделены на девять групп:
1) действия в улучшении устойчивости;
2) действия в перемещениях;
3) в захватах;
4) в выведениях из равновесия;
5) в комбинировании приемов;
6) в использовании ситуации (ситуационные);
7) в применении тактики;
8) в борьбе лежа;
9) в оказании первой помощи и профилактике травм.
На рис. 61 показана двухступенчатая схема начального овладения техникой приема, из которой видно, что прежде чем выполнить бросок, необходимо провести подготовку атаки, которая включает в себя подготовку как ТОРИ, так и УКЭ. То есть ТОРИ занимает для броска стойку, выполняет необходимые действия в захватах и входит в контакт с УКЭ. Такими действиями ТОРИ принуждает УКЭ к занятию подходящей стойки, нарушает его защиту и выводит из равновесия. На второй ступени в результате проведенной подготовки происходит нарушение равновесия, подбив, отрыв от татами, определяется направление броска, бросок и падение. Вместе с тем ТОРИ выполняет страховку, преодолевает защиту упавшего УКЭ, оценивает ситуацию и выбирает действия лежа. Если этим схватка не заканчивается, то начинается подготовка следующей атаки.
Из схемы хорошо видна роль и объем способствующих действии. Без овладения действиями первой ступени будет преждевременным приступать к овладению действиями второй ступени
- Введение
- Дзюдоистов высокого класса
- Примерная схем поэтапной, многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса
- Теоретические основы дзюдо
- Факторы устойчивости
- Площадь опоры
- Расположение оси плеч относительно площади опоры
- Общий центр тяжести и его проекция на площадь опоры
- Вес тела, рост, пропорции различных частей тела
- Подвижность в суставах, мышечная чувствительность, положение головы, направление взгляда
- Дыхание
- Самочувствие
- Равновесие тела
- Способы и направления выведения из равновесия
- Выведение из равновесия раскачивая вперед-назад
- Выведение из равновесия, раскачивая в стороны
- Выведение из равновесия скручиванием вперед-в стороны и назад-в стороны
- Неклассические способы выведения из равновесия
- Выведение из равновесия воздействием на нижнюю часть тела
- Характеристика двигательной деятельности дзюдо обучение действиям дзюдо
- I группа действий. Образующие
- 1. Подготовительные действия
- 2. Сопряженные действия
- 3. Основные действия
- II группа действий. Взаимодействия
- Образование технических действий
- 1. Технические действия стоя Первая группа классических приемов стоя Подсечки (рис. 46—47).
- Вторая группа классических приемов стоя Зацепы (рис. 48, 49).
- Третья группа классических приемов стоя Подножки (рис. 50, 51).
- Четвертая группа классических приемов стоя Подхваты (рис. 52, 53).
- Пятая группа классических приемов стоя Подсады (рис. 54, 55, 56, 57).
- 2. Технические действия лежа Первая группа классических действий лежа Удержание (рис. 58).
- Вторая группа классических действий лежа Болевые (рис. 59).
- Третья группа классических действий лежа Удушающий (рис. 60).
- 3. Неклассические технические действия стоя
- Первая группа.
- Вторая группа.
- 4. Неклассические технические действия лежа
- 5. Комбинации стоя и лежа
- III группа действий способствующие
- 1. Действия в улучшении устойчивости
- Применение внутренней энергии в физических упражнениях
- 2. Действия в перемещениях
- 3. Действия в захватах
- Ицуцу-но-ката (ката пяти принципов)
- 5. Действие в комбинировании техники.
- 6. Действия в использовании ситуации.
- 7. Действия в применении тактики.
- Индивидуальная карточка вероятного соперника
- 8. Действия, способствующие выполнению техники лежа.
- 9. Действия, способствующие предупреждению травм и действия в оказании первой помощи после удушения.
- Обучение действиям дзюдо
- Операционное разделение технического действия в обучении
- Форма обучения
- (Ката гибкости, мягкости)
- II серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- III серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- Нагэ-но-ката. Демонстрация техники стоя (15 движений в 5 сериях)
- I серия. Тэ-вадза. (Броски, выполняемые руками).
- II серия. Коси-вадза. (Броски, выполняемые за счет бедра или таза).
- III серия. Аси-вадза. (Броски, выполняемые ногами).
- IV серия. Ма-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами ради приема, раньше противника).
- V серия. Еко-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами вместе с противником).
- Катамэ-но-ката (Демонстрация техники лежа)
- I серия. Осаэ-вадза (техника удержаний).
- II серия. Сими-вадза (техника удушающих приемов).
- III серия. Кансэцу-вадза (техника болевых приемов).
- Гоносэн-но ката (ката контрприемов)
- Кимэ-но-ката (ката самозащиты)
- I серия. Движения выполняются на коленях.
- II серия. Движения выполняются стоя.
- Косики-но-ката (античная ката)
- Косики-но-ката. (Античная ката).
- I серия. Омотэ (лицевая).
- II серия. Ура (тыльная).
- Последовательность обучения Программа
- Примерная программа начальной технической подготовки дзюдо (первые пять лет)
- Содержание примерной программы начальной технической подготовки дзюдо
- Примерная форма организация процесса обучения на начальном этапе
- Организация сдачи экзаменов по частям программы на начальном этапе обучения.
- Примерный протокол сдачи экзаменов по технической подготовке (для примера заполнен)
- Некоторые рекомендации тренеру и ученику
- Библиография