Образование технических действий
На рис. 44 изображена схема образования технических действий (приемов) стоя и лежа. Все действия стоя определяются видами подбива, способом подбивания, а также характеристикой момента выполнения каждой группы бросков. Пять способов подбивания образуют пять групп технических действий стоя (подсечки, зацепы, подножки, подхваты, подсады). Каждая группа приемов имеет ряд приемов, относящихся к неклассической, это броски с выполнением подбивов одной и двумя руками, двумя ногами, комбинированно — руками и ногами. Описание (характеристика) неклассических приемов не входит в наши задачи.
Классические действия лежа определяются характером падения УКЭ (на спину, бок или грудь) и расположением по отношению к нему ТОРИ (сбоку, со стороны головы, верхом). Логическим продолжением действий стоя являются: при падении УКЭ на спину — удержание, при падении на бок — болевой, при падении на живот — удушающий. Если УКЭ упал на живот, а ТОРИ не умеет делать удушающий, то ему придется воспользоваться неклассическим действием — переворачиванием с последующим выполнением удержания или болевого.
При взгляде на схему (рис. 44) возникают вопросы: почему существует несколько подсечек, зацепов, подножек и т. д., чем приемы внутри группы отличаются между собой, откуда столько вариантов бросков?
Дело в том, что количество приемов в одной группе обеспечивает возможность броска при различных передвижениях соперника, т. е. куда бы он ни шагнул — его можно будет бросить. Но каждый шаг имеет еще три момента — момент увеличения и уменьшения площади опоры и момент двухопорного положения (рис. 45).
В свою очередь каждый момент имеет начало и конец. В начале момента увеличения площади опоры выполняются зацепы, в конце момента — подсечки. Причем, в первом случае как бы удерживается нижняя часть тела и перемещается верхняя, а во втором случае происходит интенсивное воздействие на нижнюю часть при относительной фиксации верхней части тела. То же самое и в момент уменьшения площади опоры. Подножка фиксирует ногу и перемещается верхняя часть тела, а в подхватах, наоборот, удерживается верхняя и интенсивно выбивается его нижняя часть. Это объясняется тем, что в начале момента линия напряжения еще не достигает своей вертикали и нужен сильный подбив — подхват, а в конце момента, когда линия напряжения уже прошла вертикаль, достаточно и ее фиксации — подножки.
При двухопорном положении разнообразные подсады представляют собой как бы попытки бросить сопротивляющегося, стоящего на двух опорах человека, подсаживая его в разные места различными частями тела из различных положений. Момент двухопор-ного положения может создаваться как при движении, так и у стоящего на месте соперника.
Пять способов подбивания теоретически гарантируют возможность применения приема на любой стадии одного шага соперника, а различные приемы одной группы обеспечивают применение их при различных направлениях шага. Виды подбивов дают возможность применения приема из различных стоек, положений, взаиморасположений, при различных захватах и способах выведения из равновесия, что и образует большое количество вариантов бросков.
Таким образом, схема образования технических действий стоя и лежа (рис. 44) является своеобразной классификацией, отражающей определенный взгляд на дзюдо.
Если внимательно изучать схему, то можно заметить, что подсечки и зацепы выполняются стоя к УКЭ грудью, подножки и подхваты — боком, а подсады — грудью, боком, но в основном спиной. Поэтому, если подходить к технике дзюдо именно так, понимать, как она образуется, знать характерные особенности каждой группы приемов, то нет необходимости описывать каждый прием в отдельности. Описания каждого приема, не понимая техники в целом, можно сравнить с описанием каждой детали движений лыжника на протяжении всей марафонской дистанции.
В связи с этим на последующих страницах приемы показаны в зависимости от передвижения (шага) УКЭ, а приемы лежа в зависимости от взаиморасположений лежа. Необходимо при анализе техники на рисунках, обратить внимание на изображение стоп.
- Введение
- Дзюдоистов высокого класса
- Примерная схем поэтапной, многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса
- Теоретические основы дзюдо
- Факторы устойчивости
- Площадь опоры
- Расположение оси плеч относительно площади опоры
- Общий центр тяжести и его проекция на площадь опоры
- Вес тела, рост, пропорции различных частей тела
- Подвижность в суставах, мышечная чувствительность, положение головы, направление взгляда
- Дыхание
- Самочувствие
- Равновесие тела
- Способы и направления выведения из равновесия
- Выведение из равновесия раскачивая вперед-назад
- Выведение из равновесия, раскачивая в стороны
- Выведение из равновесия скручиванием вперед-в стороны и назад-в стороны
- Неклассические способы выведения из равновесия
- Выведение из равновесия воздействием на нижнюю часть тела
- Характеристика двигательной деятельности дзюдо обучение действиям дзюдо
- I группа действий. Образующие
- 1. Подготовительные действия
- 2. Сопряженные действия
- 3. Основные действия
- II группа действий. Взаимодействия
- Образование технических действий
- 1. Технические действия стоя Первая группа классических приемов стоя Подсечки (рис. 46—47).
- Вторая группа классических приемов стоя Зацепы (рис. 48, 49).
- Третья группа классических приемов стоя Подножки (рис. 50, 51).
- Четвертая группа классических приемов стоя Подхваты (рис. 52, 53).
- Пятая группа классических приемов стоя Подсады (рис. 54, 55, 56, 57).
- 2. Технические действия лежа Первая группа классических действий лежа Удержание (рис. 58).
- Вторая группа классических действий лежа Болевые (рис. 59).
- Третья группа классических действий лежа Удушающий (рис. 60).
- 3. Неклассические технические действия стоя
- Первая группа.
- Вторая группа.
- 4. Неклассические технические действия лежа
- 5. Комбинации стоя и лежа
- III группа действий способствующие
- 1. Действия в улучшении устойчивости
- Применение внутренней энергии в физических упражнениях
- 2. Действия в перемещениях
- 3. Действия в захватах
- Ицуцу-но-ката (ката пяти принципов)
- 5. Действие в комбинировании техники.
- 6. Действия в использовании ситуации.
- 7. Действия в применении тактики.
- Индивидуальная карточка вероятного соперника
- 8. Действия, способствующие выполнению техники лежа.
- 9. Действия, способствующие предупреждению травм и действия в оказании первой помощи после удушения.
- Обучение действиям дзюдо
- Операционное разделение технического действия в обучении
- Форма обучения
- (Ката гибкости, мягкости)
- II серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- III серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- Нагэ-но-ката. Демонстрация техники стоя (15 движений в 5 сериях)
- I серия. Тэ-вадза. (Броски, выполняемые руками).
- II серия. Коси-вадза. (Броски, выполняемые за счет бедра или таза).
- III серия. Аси-вадза. (Броски, выполняемые ногами).
- IV серия. Ма-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами ради приема, раньше противника).
- V серия. Еко-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами вместе с противником).
- Катамэ-но-ката (Демонстрация техники лежа)
- I серия. Осаэ-вадза (техника удержаний).
- II серия. Сими-вадза (техника удушающих приемов).
- III серия. Кансэцу-вадза (техника болевых приемов).
- Гоносэн-но ката (ката контрприемов)
- Кимэ-но-ката (ката самозащиты)
- I серия. Движения выполняются на коленях.
- II серия. Движения выполняются стоя.
- Косики-но-ката (античная ката)
- Косики-но-ката. (Античная ката).
- I серия. Омотэ (лицевая).
- II серия. Ура (тыльная).
- Последовательность обучения Программа
- Примерная программа начальной технической подготовки дзюдо (первые пять лет)
- Содержание примерной программы начальной технической подготовки дзюдо
- Примерная форма организация процесса обучения на начальном этапе
- Организация сдачи экзаменов по частям программы на начальном этапе обучения.
- Примерный протокол сдачи экзаменов по технической подготовке (для примера заполнен)
- Некоторые рекомендации тренеру и ученику
- Библиография