Введение
Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки спортсменов высокого класса. Дальнейшее совершенствование системы подготовки может происходить в трех направлениях:
1) улучшение организации учебно-тренировочного процесса исходя из ряда социальных факторов;
2) повышение физических и функциональных кондиций спортсменов;
3) оптимизация методики воспитания, обучения и совершенствования технического мастерства спортсменов. Так, доктор педагогических наук Н. Г. Озолин в книге «Современная система спортивной тренировки» пишет: «Характеризуя систему спортивной подготовки в целом, можно сказать, что это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс воспитания, обучения, развития, повышения функциональных возможностей спортсменов. Процесс, составными частями которого является также гигиенический режим, научный, врачебный и педагогический контроль, материальные условия, организация и др., непрерывно связанные между собой на основании определенных принципов, правил и положений» (М., ФиС, 1970).
В нашей стране ученые и тренеры-практики уделяют большое внимание развитию и совершенствованию системы подготовки в борьбе. В Советском Союзе в период с 1940 по 1983 г. защищены 2 докторские и 114 кандидатских диссертаций по проблематике спортивной борьбы. По этому показателю спортивная борьба занимает пятое место среди других видов спорта. Тематика этих работ самая разная.
В 38 диссертациях исследователи уделили внимание вопросам технико-тактической подготовки, в шести диссертациях рассмотрены взаимосвязи между технико-тактической и физической подготовкой, в четырех — пути оптимизации применения технико-тактических действий.
Вопросы построения тренировочного процесса изучались в девяти диссертациях, медико-биологические проблемы и вопросы психологии рассматривались в 20 диссертациях, а проблемы физической подготовки борцов и формирование отдельных физических качеств — в 20 диссертациях.
Общие проблемы методики обучения и многолетней подготовки борцов изучались в шести диссертациях (статистические данные взяты из книги «Спортивная борьба» под редакцией доктора педагогических наук Г. С. Туманяна.— Москва: ФиС, 1985).
Возможно, среди этих работ есть материалы, посвященные проблемам дзюдо. Статистических- данных о работах по вопросам дзюдо нет.
Кроме этого, о борьбе написано большое количество книг и, в частности, о дзюдо.
В отличие от диссертации, в которой всесторонне исследуется относительно узкая проблема, в книгах авторы пытаются изложить подготовку спортсмена от новичка до мастера высокого класса (что на практике соответствует 10—12 годам работы со спортсменом), а это столько проблем и вопросов в подготовке, что недостаточно даже десятка книг. В большинстве книг о дзюдо предлагают варианты выполнения приемов (технических действий) и их комбинаций ведущими советскими и зарубежными дзюдоистами.
Но техника дзюдо, как и техника других видов спорта,— это рациональные движения, подчиненные законам физики, биомеханики и т. д., а на практике мы видим лишь строго индивидуальные варианты техники.
Несмотря на множество научных разработок и книг о дзюдо, у нас нет обоснованной теории дзюдо, нет учебника по дзюдо для учебных заведений, нет хорошей программы обучения школе дзюдо.
Практически работающим тренерам нужны конкретные ответы на вопросы: что такое дзюдо, из чего состоит многолетняя подготовка, что такое теоретические основы формирования технических действий? На эти и другие вопросы тренеры пытаются ответить каждый по своему, не понимая друг друга.
В практике тренеров бытует большое количество специальных терминов и понятий, трактующихся ими по-разному. Например, все знают о существовании раздела «выведение из равновесия», а что это такое и как ему учить, неясно. Или термины «школьная техника», «классическая техника», «техническая школа дзюдо», «система тяни-толкай», «резиновые руки», «выуживание», «учикоми», «рандори», «ката» и т. д.
Перед тренером стоит ряд нерешенных вопросов, связанных с обучением. Например, как и почему должны работать руки в приеме, как зависит работа рук от ног, как выполняются повороты, с чего начинать обучать, как выглядит подготовка перед обучением технике, какие есть приемы вне школы и чем они характерны, как зависят приемы от захвата, как классифицируются технические действия дзюдо, как выполняется подготовка бросков, что лежит в основе комбинирования технических действий, как усилить бросок и многие другие вопросы. Наивно было бы думать, что в одной книге можно дать ответы на все вопросы, но на некоторые из них, касающиеся техники дзюдо, мы попытаемся ответить.
Человека не нужно несколько раз в жизни учить читать, писать, считать и т. д. Так должно быть и при обучении технике дзюдо. В старших классах школы учитель расширяет знания ученика на базе знаний, полученных в начальных классах. А в борьбе, если через пять-шесть лет занятий ученик попадает к другому тре-неру, его начинают учить заново: и руки не так, и ноги не так, и в общем все не так. Происходит это потому, что каждый тренер не имеет твердых понятий об основах техники дзюдо и судит о них, держа в памяти идеал техники ведущих дзюдоистов или лидеров. Этому он и пытается научить своих учеников. А так как со временем лидеры меняются, меняются и представления тренеров.
Как вы знаете, в балете и некоторых видах спорта сначала формируют знания, затем обучают действиям и их деталям, из которых складывается техника, а уж на базе всего этого составляются композиции (в нашем виде — приемы и комбинации), а затем идет совершенствование мастерства. Но в балете специалисты знают, из чего состоят различные действия и как они выполняются, в дзюдо же каждый понимает все по своему.
Можно ли допустить, что два учителя, проверяя тетрадь ученика, начинают спорить, правильно ли он написал слово «сидеть», через букву «е» или «и»? Нет, конечно, на этот счет есть правило и, в крайнем случае , исключение из него. Хороший ученик точно знает, как писать. А в дзюдо сколько тренеров, столько и мнений. Как должна работать, к примеру, правая рука в том или ином приеме?
Объяснений не найдем, и потому у нас бытует мнение — если бросает, значит правильно. Но из практики мы знаем, что если борец, делая неправильное движение или весь прием, уделяет ему много внимания, со временем он развивает способность выполнять это с большой силой и поэтому иногда бросок получается. Но эффективность этого технического действия остается очень низкой.
У нас чаще всего хороших результатов добиваются самобытные дзюдоисты, умеющие делать какие-то свои, особые приемы. А чтобы побеждать лучших представителей классической школы, необходимо знать и уметь все то, чем владеют они, плюс наша самобытность и наш характер. А пока боремся на характере и самобытности.
Чтобы правильно научить, необходимо в первую очередь знать, чему учить, как правильно, а как нет?
Представьте, артист балета пришел в группу танцев художественной самодеятельности. Они ведь тоже танцуют, но специалист сразу определит, что у них нет профессиональной подготовки, нет школы движений, а они, руководствуясь душевными порывами, танцуют. Нечто подобное происходит в нашем дзюдо. В стране среди юношей на различных уровнях проводятся приемы контрольных нормативов по технике дзюдо. В идеале — очень хорошее дело. Это как те же экзамены в школе, технические зачеты в других видах спорта. Но мы, принимая зачет, не знаем, что мы должны принять, и поэтому все делаем формально.
А как мы учим приемам? Прием или техническое действие — это своеобразный танец. Мы же показываем и учим всему действию сразу, целиком. Такой методики нет ни в балете, ни в фигурном катании, ни в любом другом виде спорта. Следовательно, необходимо пересмотреть методику преподавания дзюдо. Для этого нужно разбить технические действия на фазы, части, детали и затем выполнять приём в целом.
При целостном обучении технические действия (приемы) усваиваются с серьезными ошибками, и процесс освоения техники растягивается на долгие годы. Плохое владение техникой мы затем вынуждены компенсировать пpeимущecтвенно силовой подготовкой, но это не беспредельно, в техническом же мастерстве совершенствование не ограничено.
Например, чтобы научить ученика делать подхват под одну ногу, его необходимо научить различным движениям рук, ног, туловища, для чего выполняются подготовительные упражнения. Самое первое из них: научить стоять на одной ноге, прыгать на ней, а это не все дети в 10—12 лет умеют. Мы же хотим, чтобы он правильно освоил бросок подхватом.
Если занимающиеся и осваивают какую-то технику, то это приемы с поясом, с захватом корпуса и ног, приемы с подниманием соперника, где не нужно выводить из равновесия за одежду, а достаточно применить силу. Мы мыслим из основ вольной, классической и других видов борьбы, а дзюдо в своей основе предполагает захват за одежду и все способы выведения из равновесия, связанные с ним. Вся классическая техника дзюдо выполняется из классического захвата - отворот-рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы «кто победит». С действиями, которые уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещение захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т. д.). Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно и поэтому эти захваты считаются защитными.
В книге пока не стоит вопрос, чему учить: классическому дзюдо или действиям, которые можно ему противопоставить. Сейчас пока нужно разобраться и понимать, что есть что. После этого, имея четкие представления, возможен самый разнообразный осмысленный подход к решению проблемы техники дзюдо. Необходимо разобраться, что есть дзюдо и просто борьба.
Из борьбы мы кое-что знаем. У нас хорошая школа вольной и классической борьбы. Многие борцы перешли в дзюдо из этих видов и имели победы благодаря своей самобытности. Самая большая беда состоит в том, что вот на таких индивидуальностях мы создаем определенные направления в подготовке наших дзюдоистов, не объясняя истины.
Немаловажное значение на развитие и становление технического мастерства имеет судейство соревнований. В юношеских соревнованиях победителями зачастую становятся борцы, обладающие большой моторностью, боевым характером, но не владеющие начальными навыками дзюдо. Таких примеров сколько угодно. Судьи, поощряя агрессивную, напористую, порой очень грязную и мало напоминающую дзюдо борьбу, закрывая глаза на ползанья на коленях, неправильные захваты, стойки, тем самым помогают формировать у спортсменов и тренеров, просматривающих соревнования, совершенно ложные представления о дзюдо. Тренеры, подстраиваясь под требования судейства, из года в год ведут поиск и подготовку борцов, превосходящих друг друга в физических и морально-волевых качествах. Поэтому освоение техники в юношеском возрасте отходит на второй план.
Во многом формирование технического мастерства на начальном этапе зависит от тех требований, которые предъявляются тренеру спортивными руководителями на местах. Тренер всегда находится в зависимости от результатов выступлений его воспитанников в соревнованиях. Он вынужден учить своего ученика побеждать, что можно добиться на начальном этапе и без технических действий. Правильное освоение техники — это надежда на результат в будущем, а всем нужны сиюминутные результаты.
Поэтому в соревнованиях мы видим не дзюдо, а бой и огромное желание выиграть. Откуда же, в таком случае, дзюдо будет являть собой стройную систему физического развития людей в любом возрасте, нести в себе легкость и гибкость? Можно только удивляться, как таким дзюдо могут заниматься женщины. Такое направление уводит нас от массового дзюдо, делает его уделом отдельных феноменов. Такое направление порождает различного рода негативные явления, одним из которых является искусственное омоложение (документально) спортсменов, что наносит огромный моральный урон воспитанию. В обучении технике дзюдо на начальном этапе трудно переоценить роль тренера. Кто же тренирует детей в возрасте 10—15 лет? Это тренеры, зачастую не имеющие специального образования, закончившие выступать спортсмены, специалисты, ранее работавшие в других видах борьбы. За редким исключением с ребятами работают тренеры, имеющие 10— 15 лет тренерского стажа. И уж совсем редкое явление, когда заслуженный тренер работает с новичками. В Японии же с новичками работают лучшие тренеры, имеющие большой стаж работы и прекрасно знающие дзюдо.
В связи с тем, что учебные заведения нашей страны очень мало готовят специалистов по дзюдо, та небольшая часть тренеров, работающая с юношами, теоретически не готова преподавать начальную школу дзюдо. Вот и получается, что в сборных командах обществ и страны ждут спортсменов, способных решать необходимые задачи, связанные с выступлением в соревнованиях самого высокого ранга, а приходят туда технически слабо подготовленные спортсмены и вместо того, чтобы готовить их к конкретным стартам, совершенствуя технико-тактическое мастерство спортсменов, приходится учить тем азам, которые должны формироваться на начальном этапе в 10—15-летнем возрасте.
Известно, что на мастерство борцов международного класса оказывают влияние многие факторы, но наиболее важное значение имеет технико-тактическая подготовленность, фундамент которой закладывается в юношеском возрасте. У взрослого спортсмена чаще всего, несмотря на все усилия тренеров, окончательно ликвидировать пробелы в технической подготовке не удается. Задача данного пособия — помочь начинающему тренеру и спортсмену начальному обучению в дзюдо.
В связи с тем, что дзюдо зародилось в Японии и именно японская школа дала наиболее ярких представителей этого вида борьбы в одежде, мы всегда задаем себе вопрос, а как у них? Наблюдая за техническим мастерством представителей Японии, можно предположить, что у них существует стройная система подготовки дзюдоистов высокого класса. В своей работе они используют огромное множество научно обоснованных рекомендаций, опира-.ющихся на законы развития человека, законы движения и взаимодействия двух живых систем с учетом того, что все это определяет формы мышления, от которой во многом зависит тактика дзюдо.
Например, на начальном этапе японцы изучают КАТА пяти принципов дзюдо:
1. Принцип концентрации энергии и действия.
2. Принцип реакции и несопротивляемости.
3. Принцип круга или вихря.
4. Принцип маятника или прилива и отлива.
5. Принцип пустоты или инерции.
Эта КАТА вырабатывает чувство момента, когда необходимо вывести противника из равновесия.
Все это и многое другое, касающееся обучения дзюдо, формировалось веками в виде народной мудрости и обогащалось достижениями наук на различных этапах.
Когда японцы пишут, что дзюдо это больше чем борьба, это— философия, мы относимся к этому в лучшем случае скептически. А если вдуматься? Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. В дзюдо природа — это человек и законы его формирования, общество — это законы взаимодействия между двумя , живыми системами, а учет законов мышления в борьбе выражен очень ярко (в виде тактики).
Многое, что используют японцы в обучении технике дзюдо, мы знаем, используем в своей работе, но вот четко объяснить и привести в системы не можем. Знать методы, принципы, приемы воспитания мало. Регулярно, последовательно, системно применять их с учетом различных факторов — это и есть педагогический процесс.
Если рассматривать дзюдо как систему воспитания гармонично развитого человека, то мы видим, что здесь есть что изучать.
Всем известно, что приемлемее то, что лучше изучено, организовано, усовершенствовано, что приносит пользу обществу и т. д. Вот этими вопросами и надо заниматься.
Изменить направление в обучении на первых трёх-пяти годах занятий, разработать теорию дзюдо, создать обоснованную программу обучения, начать подготовку тренерских кадров — это единственный выход из имеющегося положения.
То, что перед нами стоит масса нерешенных проблем и вопросов, очевидно. Но решить их невозможно за один день потому, что это реформа, после проведения которой дзюдо будет рассматриваться не только с позиций олимпийских медалей, но и станет системой оздоровления населения, как аэробика, гимнастика и т. д. Все это позволило бы вскрыть внутренние резервы для повышения качества подготовки мастеров высокого класса.
Но необходимо помнить о том, что в основе любого вида спорта лежат его теоретические разработки. Авторами книги «Спортивная борьба» подчеркнуто то, что успехи отечественной школы спортивной борьбы могут быть наиболее полно оценены при анализе содержания теоретического и практического курсов и уровня разработанности методик их преподавания.
В данной книге сделана небольшая попытка взглянуть на дзюдо более пристально, попробовать как-то разобрать действия, из которых состоят приемы (технические действия), определить характерные особенности этих действий, заглянуть в теоретические основы, попробовать создать наглядную примерную схему поэтапной подготовки дзюдоиста высокого класса, предложить последовательность и методику обучения техническим действиям на первые 3—5 лет, определить основные направления дальнейшего совершенствования технического мастерства, ответить на ряд вопросов, дать определения некоторым понятиям, бытующим в практической деятельности тренера.
Раскрыть все эти вопросы в полной мере, выдержать все научные требования, которые предъявляются к работам такого плана, очень трудно, да и невозможно в обычных условиях практической деятельности. Это лишь попытка, что-то сделать в этом направлении, попытка преодолеть застойность и консерватизм в сложившихся представлениях о дзюдо.
СХЕМА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
- Введение
- Дзюдоистов высокого класса
- Примерная схем поэтапной, многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса
- Теоретические основы дзюдо
- Факторы устойчивости
- Площадь опоры
- Расположение оси плеч относительно площади опоры
- Общий центр тяжести и его проекция на площадь опоры
- Вес тела, рост, пропорции различных частей тела
- Подвижность в суставах, мышечная чувствительность, положение головы, направление взгляда
- Дыхание
- Самочувствие
- Равновесие тела
- Способы и направления выведения из равновесия
- Выведение из равновесия раскачивая вперед-назад
- Выведение из равновесия, раскачивая в стороны
- Выведение из равновесия скручиванием вперед-в стороны и назад-в стороны
- Неклассические способы выведения из равновесия
- Выведение из равновесия воздействием на нижнюю часть тела
- Характеристика двигательной деятельности дзюдо обучение действиям дзюдо
- I группа действий. Образующие
- 1. Подготовительные действия
- 2. Сопряженные действия
- 3. Основные действия
- II группа действий. Взаимодействия
- Образование технических действий
- 1. Технические действия стоя Первая группа классических приемов стоя Подсечки (рис. 46—47).
- Вторая группа классических приемов стоя Зацепы (рис. 48, 49).
- Третья группа классических приемов стоя Подножки (рис. 50, 51).
- Четвертая группа классических приемов стоя Подхваты (рис. 52, 53).
- Пятая группа классических приемов стоя Подсады (рис. 54, 55, 56, 57).
- 2. Технические действия лежа Первая группа классических действий лежа Удержание (рис. 58).
- Вторая группа классических действий лежа Болевые (рис. 59).
- Третья группа классических действий лежа Удушающий (рис. 60).
- 3. Неклассические технические действия стоя
- Первая группа.
- Вторая группа.
- 4. Неклассические технические действия лежа
- 5. Комбинации стоя и лежа
- III группа действий способствующие
- 1. Действия в улучшении устойчивости
- Применение внутренней энергии в физических упражнениях
- 2. Действия в перемещениях
- 3. Действия в захватах
- Ицуцу-но-ката (ката пяти принципов)
- 5. Действие в комбинировании техники.
- 6. Действия в использовании ситуации.
- 7. Действия в применении тактики.
- Индивидуальная карточка вероятного соперника
- 8. Действия, способствующие выполнению техники лежа.
- 9. Действия, способствующие предупреждению травм и действия в оказании первой помощи после удушения.
- Обучение действиям дзюдо
- Операционное разделение технического действия в обучении
- Форма обучения
- (Ката гибкости, мягкости)
- II серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- III серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- Нагэ-но-ката. Демонстрация техники стоя (15 движений в 5 сериях)
- I серия. Тэ-вадза. (Броски, выполняемые руками).
- II серия. Коси-вадза. (Броски, выполняемые за счет бедра или таза).
- III серия. Аси-вадза. (Броски, выполняемые ногами).
- IV серия. Ма-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами ради приема, раньше противника).
- V серия. Еко-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами вместе с противником).
- Катамэ-но-ката (Демонстрация техники лежа)
- I серия. Осаэ-вадза (техника удержаний).
- II серия. Сими-вадза (техника удушающих приемов).
- III серия. Кансэцу-вадза (техника болевых приемов).
- Гоносэн-но ката (ката контрприемов)
- Кимэ-но-ката (ката самозащиты)
- I серия. Движения выполняются на коленях.
- II серия. Движения выполняются стоя.
- Косики-но-ката (античная ката)
- Косики-но-ката. (Античная ката).
- I серия. Омотэ (лицевая).
- II серия. Ура (тыльная).
- Последовательность обучения Программа
- Примерная программа начальной технической подготовки дзюдо (первые пять лет)
- Содержание примерной программы начальной технической подготовки дзюдо
- Примерная форма организация процесса обучения на начальном этапе
- Организация сдачи экзаменов по частям программы на начальном этапе обучения.
- Примерный протокол сдачи экзаменов по технической подготовке (для примера заполнен)
- Некоторые рекомендации тренеру и ученику
- Библиография