7. Действия в применении тактики.
Тактические действия являются способствующими действиями в деле достижения цели поединка — победить.
Уметь выполнять технические действия, это еще совсем не значит, что ты будешь побеждать. Порой на практике бывает так, что заведомо сильный борец проигрывает схватку слабейшему. В таком случае говорят, проиграл случайно. Это не случайность, просто сильный борец не смог правильно распорядиться своим преимуществом, не использовал слабости соперника, в общем, не правильно тактически построил схватку. Тактическая неподготовленность борцов ведет к нестабильности в результатах, влечет за собой неуверенность борцов в своих силах и ряд других негативных последствий. Особенно недостаток в тактическом мастерстве виден в юношеском возрасте, где много действий и мало смысла. Только с годами, через пробы и ошибки, борец обретает запас тактического мастерства. Если бы тактическая подготовка велась с раннего возраста, то потерь на пути совершенствования было бы намного меньше.
Всякое техническое совершенство должно подкрепляться тактической учебой. И в свою очередь строить тактику можно только на имеющемся запасе технического мастерства. Техника и тактика теснейшим образом связаны между собой и поэтому эту связь называют тактико-техническим мастерством. Если в технике вида борьбы мы еще что-то знаем, то о тактике, мягко говоря, недостаточно. Разведка, маскировка, угроза и т. д.— это больше похоже на военную науку. У тренера и спортсмена стоит вопрос — как пользоваться всем этим, чтобы победить? Как в тренировках совершенствовать тактическое мастерство?
Н а рис. 87 дана схема достижения основной цели поединка — победы. В связи с целью определяются задачи, пути выполнения задач, средства (действия) которыми это можно сделать. На первый взгляд, схема проста потому, что все вроде бы знакомо. И в то же время сложна своим нестандартным подходом к вопросу о тактике.
Естественно, на ней не весь набор средств и даже путей, но то, что сама цель победить определяет три задачи, это определенно. Если с двумя задачами получить преимущество и удержать его, все ясно, т. е. ясны намерения обоих борцов, то задача не проиграть и по возможности получить преимущество над соперником, когда оба борца не рискуют, выжидают, считается самой сложной в вопросе определения путей и выбора средств. Каждый борец и тренер знает, что, когда ситуация в схватке ничейная, то преимущество и исход поединка «висят на волоске». Стоит судье объявить СИДО одному из борцов и все сразу меняется в поведении борцов и характере схватки. Для одного из борцов возникает задача удержать преимущество, а для другого отыграть проигранную оценку, что требует немедленного принятия решения, как дальше тактически строить схватку.
Такой подход к осмыслению тактики схватки дает возможность совершенствования тактического мастерства в процессе тренировок. Ставя ту или иную задачу обоим борцам, определяя пути и средства ее решения, происходит моделирование тактических действий.
Для того, чтобы более эффективно пользоваться тактикой, необходимо изучать своих вероятных противников, иметь о них исчерпывающую информацию, что позволит моделировать их в тренировках. Ниже приведен образец индивидуальной карты вероятного противника.
- Введение
- Дзюдоистов высокого класса
- Примерная схем поэтапной, многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса
- Теоретические основы дзюдо
- Факторы устойчивости
- Площадь опоры
- Расположение оси плеч относительно площади опоры
- Общий центр тяжести и его проекция на площадь опоры
- Вес тела, рост, пропорции различных частей тела
- Подвижность в суставах, мышечная чувствительность, положение головы, направление взгляда
- Дыхание
- Самочувствие
- Равновесие тела
- Способы и направления выведения из равновесия
- Выведение из равновесия раскачивая вперед-назад
- Выведение из равновесия, раскачивая в стороны
- Выведение из равновесия скручиванием вперед-в стороны и назад-в стороны
- Неклассические способы выведения из равновесия
- Выведение из равновесия воздействием на нижнюю часть тела
- Характеристика двигательной деятельности дзюдо обучение действиям дзюдо
- I группа действий. Образующие
- 1. Подготовительные действия
- 2. Сопряженные действия
- 3. Основные действия
- II группа действий. Взаимодействия
- Образование технических действий
- 1. Технические действия стоя Первая группа классических приемов стоя Подсечки (рис. 46—47).
- Вторая группа классических приемов стоя Зацепы (рис. 48, 49).
- Третья группа классических приемов стоя Подножки (рис. 50, 51).
- Четвертая группа классических приемов стоя Подхваты (рис. 52, 53).
- Пятая группа классических приемов стоя Подсады (рис. 54, 55, 56, 57).
- 2. Технические действия лежа Первая группа классических действий лежа Удержание (рис. 58).
- Вторая группа классических действий лежа Болевые (рис. 59).
- Третья группа классических действий лежа Удушающий (рис. 60).
- 3. Неклассические технические действия стоя
- Первая группа.
- Вторая группа.
- 4. Неклассические технические действия лежа
- 5. Комбинации стоя и лежа
- III группа действий способствующие
- 1. Действия в улучшении устойчивости
- Применение внутренней энергии в физических упражнениях
- 2. Действия в перемещениях
- 3. Действия в захватах
- Ицуцу-но-ката (ката пяти принципов)
- 5. Действие в комбинировании техники.
- 6. Действия в использовании ситуации.
- 7. Действия в применении тактики.
- Индивидуальная карточка вероятного соперника
- 8. Действия, способствующие выполнению техники лежа.
- 9. Действия, способствующие предупреждению травм и действия в оказании первой помощи после удушения.
- Обучение действиям дзюдо
- Операционное разделение технического действия в обучении
- Форма обучения
- (Ката гибкости, мягкости)
- II серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- III серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- Нагэ-но-ката. Демонстрация техники стоя (15 движений в 5 сериях)
- I серия. Тэ-вадза. (Броски, выполняемые руками).
- II серия. Коси-вадза. (Броски, выполняемые за счет бедра или таза).
- III серия. Аси-вадза. (Броски, выполняемые ногами).
- IV серия. Ма-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами ради приема, раньше противника).
- V серия. Еко-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами вместе с противником).
- Катамэ-но-ката (Демонстрация техники лежа)
- I серия. Осаэ-вадза (техника удержаний).
- II серия. Сими-вадза (техника удушающих приемов).
- III серия. Кансэцу-вадза (техника болевых приемов).
- Гоносэн-но ката (ката контрприемов)
- Кимэ-но-ката (ката самозащиты)
- I серия. Движения выполняются на коленях.
- II серия. Движения выполняются стоя.
- Косики-но-ката (античная ката)
- Косики-но-ката. (Античная ката).
- I серия. Омотэ (лицевая).
- II серия. Ура (тыльная).
- Последовательность обучения Программа
- Примерная программа начальной технической подготовки дзюдо (первые пять лет)
- Содержание примерной программы начальной технической подготовки дзюдо
- Примерная форма организация процесса обучения на начальном этапе
- Организация сдачи экзаменов по частям программы на начальном этапе обучения.
- Примерный протокол сдачи экзаменов по технической подготовке (для примера заполнен)
- Некоторые рекомендации тренеру и ученику
- Библиография