Дзюдоистов высокого класса
Подготовка спортсменов высокого класса — это многогранный и многолетний процесс обучения, воспитания и совершенствования всех сторон подготовки спортсмена. Это своеобразная программа подготовки по разделам и годам, которая позволяет своевременно и в нужном объеме предложить занимающимся необходимый материал.
Ниже показана примерная схема поэтапной многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса. Из нее видно, что подготовка в дзюдо — это многоэтажное здание, сложенное от фундамента до крыши из отдельных кирпичиков с определенной последовательностью по конкретной схеме. Это многолетний институт дзюдо, на каждом году которого по любому разделу тренер должен иметь подробный план. Пока это просто свободные ячейки, в которые специалистам необходимо заложить соответствующую информацию, систематизировать ее, и предложить тренерам для практического использования.
Верхняя горизонтальная часть схемы имеет возрастно-этапную градацию, основанную на возрастных особенностях человека и ряде социальных факторов. Психологами замечено, что человеческая жизнь протекает по возрастным этапам. Они называют их периодами плавного и резкого изменения личности (кризисы), когда личность переходит на качественно новую ступень. В нашей жизни эти и другие периоды обусловлены еще и некоторыми социальными факторами. 15 лет — окончание девяти классов, выбор профессии, учеба в специальных учебных заведениях. 17 лет — окончание средней школы, еще один период выбора, переоценка взглядов на занятия спортом и т. д. 20 лет — демобилизация из рядов Советской Армии, начало самостоятельной жизни, пересмотр отношения к занятиям спортом, возрастное изменение мотивации и т. д.
Исходя из всего этого, определяются этапы подготовки, которым соответствует возраст, стаж занятий, уровень спортивной подготовки.
10—12 лет — этап предварительной подготовки. Здесь проводится общая и специальная подготовка к изучению техники дзюдо. Проходит отбор для дальнейшей специализации, а также ряд других мероприятий, соответствующих целям и задачам данного периода. В зависимости от условий для занятий и методики в обучении этот этап может начинаться и в более раннем возрасте.
12—15 лет — этап начального изучения техники дзюдо. В это время изучается классическая техника дзюдо, которая может преподаваться в виде поясов.
15—17 лет — этап углубленного изучения техники дзюдо, ее совершенствования, когда идет изучение неклассической техники, закладывается база технической подготовки и т. д.
17—20 лет — этап спортивного совершенствования. Идет совершенствование индивидуального мастерства с широким применением тактики, закладывается база соревновательной подготовки. Хорошо подготовленный спортсмен в этом возрасте может показать высокие результаты. Объем нагрузки на этом этапе достигает своих максимальных величин.
20—22 года — этап наибольшей готовности (рекордный). Если по всем этапам подготовка велась без срывов, то спортсмен в этом возрасте должен показывать наивысшие результаты и выполнить норматив мастера спорта международного класса.
Дальнейшая спортивная судьба спортсмена, его стабильность и долголетие зависят от правильного и рационального использования его возможностей.
Вертикальная часть схемы состоит из трех разделов:
1. Планирование и контроль спортивной деятельности. В этом разделе предусмотрена четкая постановка целей, определение задач, поэтапно дается характеристика периодизации года, определяется среднегодовой и недельный объем нагрузки, планируется процентное отношение средств ОФП и СП, определяется процент интенсивной работы, планируется количество тренировочных дней и часов, предусматривается план микроцикла по периодам года, определяются поэтапные контрольные нормативы, отражающие все стороны подготовки спортсмена.
2. Раздел тактико-технической подготовки. В него входят техническая и тактическая подготовка, морально-волевая, психологическая, теоретическая, общефизическая. Этот раздел предусматривает освоение простейших навыков боевого раздела с целью усиления интереса и приобретения двигательной базы. Наряду с другими направлениями в подготовке в этом разделе планируются оздоровительные мероприятия, а также восстановление и реабилитация спортсмена после нагрузок.
3. Раздел развития физических качеств и функциональной подготовки. Здесь планируется год, период, средства, методы для направленного развития ловкости, гибкости, силы, скорости, силовой и скоростной выносливости. В связи с огромным влиянием функциональной подготовки на проявление всех остальных сторон подготовки в этом разделе планируется развитие основных путей энергообеспечения — аэробный, лактатный, смешанный и алактатный.
На страницах данной книги предлагается материал и все то, что с ним связано для заполнения первых пяти клеток технической подготовки, а также в общих чертах раскрываются направления дальнейшего совершенствования.
Если в дальнейшем по каждому из разделов и направлению в подготовке специалистами будут разработаны детальные программы с рекомендациями по их использованию, мы получим комплексную программу многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса. Создав теоретическую платформу в виде такой программы и увязав ее с вопросами организации подготовки с учетом реальных практических возможностей, проведя ряд способствующих этому мероприятий, мы сможем получить стройную систему подготовки спортсменов высокого класса.
Необходимо только помнить о том, что полный смысл слова «система» — определенный порядок в расположении и связи частей в действиях.
- Введение
- Дзюдоистов высокого класса
- Примерная схем поэтапной, многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса
- Теоретические основы дзюдо
- Факторы устойчивости
- Площадь опоры
- Расположение оси плеч относительно площади опоры
- Общий центр тяжести и его проекция на площадь опоры
- Вес тела, рост, пропорции различных частей тела
- Подвижность в суставах, мышечная чувствительность, положение головы, направление взгляда
- Дыхание
- Самочувствие
- Равновесие тела
- Способы и направления выведения из равновесия
- Выведение из равновесия раскачивая вперед-назад
- Выведение из равновесия, раскачивая в стороны
- Выведение из равновесия скручиванием вперед-в стороны и назад-в стороны
- Неклассические способы выведения из равновесия
- Выведение из равновесия воздействием на нижнюю часть тела
- Характеристика двигательной деятельности дзюдо обучение действиям дзюдо
- I группа действий. Образующие
- 1. Подготовительные действия
- 2. Сопряженные действия
- 3. Основные действия
- II группа действий. Взаимодействия
- Образование технических действий
- 1. Технические действия стоя Первая группа классических приемов стоя Подсечки (рис. 46—47).
- Вторая группа классических приемов стоя Зацепы (рис. 48, 49).
- Третья группа классических приемов стоя Подножки (рис. 50, 51).
- Четвертая группа классических приемов стоя Подхваты (рис. 52, 53).
- Пятая группа классических приемов стоя Подсады (рис. 54, 55, 56, 57).
- 2. Технические действия лежа Первая группа классических действий лежа Удержание (рис. 58).
- Вторая группа классических действий лежа Болевые (рис. 59).
- Третья группа классических действий лежа Удушающий (рис. 60).
- 3. Неклассические технические действия стоя
- Первая группа.
- Вторая группа.
- 4. Неклассические технические действия лежа
- 5. Комбинации стоя и лежа
- III группа действий способствующие
- 1. Действия в улучшении устойчивости
- Применение внутренней энергии в физических упражнениях
- 2. Действия в перемещениях
- 3. Действия в захватах
- Ицуцу-но-ката (ката пяти принципов)
- 5. Действие в комбинировании техники.
- 6. Действия в использовании ситуации.
- 7. Действия в применении тактики.
- Индивидуальная карточка вероятного соперника
- 8. Действия, способствующие выполнению техники лежа.
- 9. Действия, способствующие предупреждению травм и действия в оказании первой помощи после удушения.
- Обучение действиям дзюдо
- Операционное разделение технического действия в обучении
- Форма обучения
- (Ката гибкости, мягкости)
- II серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- III серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- Нагэ-но-ката. Демонстрация техники стоя (15 движений в 5 сериях)
- I серия. Тэ-вадза. (Броски, выполняемые руками).
- II серия. Коси-вадза. (Броски, выполняемые за счет бедра или таза).
- III серия. Аси-вадза. (Броски, выполняемые ногами).
- IV серия. Ма-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами ради приема, раньше противника).
- V серия. Еко-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами вместе с противником).
- Катамэ-но-ката (Демонстрация техники лежа)
- I серия. Осаэ-вадза (техника удержаний).
- II серия. Сими-вадза (техника удушающих приемов).
- III серия. Кансэцу-вадза (техника болевых приемов).
- Гоносэн-но ката (ката контрприемов)
- Кимэ-но-ката (ката самозащиты)
- I серия. Движения выполняются на коленях.
- II серия. Движения выполняются стоя.
- Косики-но-ката (античная ката)
- Косики-но-ката. (Античная ката).
- I серия. Омотэ (лицевая).
- II серия. Ура (тыльная).
- Последовательность обучения Программа
- Примерная программа начальной технической подготовки дзюдо (первые пять лет)
- Содержание примерной программы начальной технической подготовки дзюдо
- Примерная форма организация процесса обучения на начальном этапе
- Организация сдачи экзаменов по частям программы на начальном этапе обучения.
- Примерный протокол сдачи экзаменов по технической подготовке (для примера заполнен)
- Некоторые рекомендации тренеру и ученику
- Библиография