60. Менеджмент туризма как целостный технологический процесс
Одним из первых, кто охарактеризовал управление как особую сферу деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н. э.). Проанализировав различные формы управления, он провозгласил принцип его универсальности. Вслед за Сократом Платон (428-348 гг. до н. э.) классифицировал формы государственного управления и предпринял попытку разграничить функции органов управления.
Развитие производства на рубеже XIX и XX вв. заставило по-новому взглянуть на вопрос об управлении. Заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту, который является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, проанализировавшим различные формы разделения труда и охарактеризовавшим обязанности государя и государства. Однако подлинным основоположником науки управления по праву считается Ф. Тэйлор. Тэйлор выделил четыре группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов.
Управление — это умение предвидеть (изучать будущее и устанавливать программу действий); организовывать (материальный и социальный аспекты); распоряжаться (приводить в действие персонал предприятия); согласовывать (связывать и объединять действия и усилия); контролировать (наблюдать за выполнением установленных и отданных распоряжений).
Менеджмент в туристской отрасли имеет свою специфику. Организационная схема управления туристским предприятием зависит: от вида предприятия, размера предприятия, формы собственности, технологии производства турпродукта. Организационная структура предприятия может изменяться неоднократно в зависимости от конкретной ситуации, но она всегда должна быть адекватна поставленной пели.
В 1950-1960-е гг. в туризме всех стран преобладала организационная структура управления. В 1960-1970-е гг. возникло стратегическое планирование, и только 1980-е гг. ознаменованы переходом передовых фирм от стратегического планирования к стратегическому управлению, когда произошло объединение теории управления и теории маркетинга, породивших рыночную концепцию управления. Маркетинг представляет определенную технологию менеджмента. За последние два-три десятилетия менеджмент претерпел еще более глубокие изменения — более глубокие, чем за весь предшествующий период. Возникновение персонал-ориентированных технологий, бурное развитие и экспансия технологии public relations, имиджевых факторов и т. п. привели к тому, что фирма теперь рассматривается как субкультура, в которой цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии являются не только непрерывный рост и углубление специализации производства, контроль за всеми видами деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху, но и система ценностей и норм, корпоративная культура и фирменный стиль, формирование и продвижение репутации фирмы, ее первых лиц.
Обратимся к особенностям менеджмента в туристской отрасли.
Модели управления туристской фирмой. Туристская система деятельности подразделяется на две подсистемы: первая занимается «переработкой» поступающих в ее распоряжение ресурсов в товары и услуги; вторая — руководит первой и контролирует ее деятельность (система менеджмента). Эффективный менеджмент все активнее становится главным ресурсом туристского бизнеса, так как определяет развитие отдельного предприятия (фирмы), зависящего от уровня техники и технологии, качества рабочей силы с высокой мотивацией к труду; организацией и управлением.
В туристской деятельности ставка делается на «человека самореализующегося» в отличие от «человека экономического» и «социального»; фирма рассматривается как организация, состоящая из людей, объединенных совместными ценностями; фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду и приспосабливается к ней.
В туристском бизнесе используется ситуационный подход к управлению, считается, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на различные воздействия внешней среды. Новая концепция управления требует от менеджеров и персонала туристской фирмы стремления к радикальным переменам, готовности к риску, ориентации на творческое освоение новых возможностей и т. п.
Единой, идеальной модели управления в области туризма не существует. Каждая фирма должна искать свою собственную модель. Факторы, которые определяют выбор управленческой модели, включают: размер фирмы, характер продукции, характер среды, в которой она действует.
Модели управления, зависящие от среды: 1) рациональное внутрифирменное управление в спокойной и стабильной внешней среде; 2) управление в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка; 3) управление в условиях динамичного научно-технического прогресса внешней среды; 4) приспособление к спонтанно, неожиданно возникающим под воздействиям внешней среды проблемам (в условиях кризисной ситуации).
Разновидностями управления в условиях первого типа являются управление на основе контроля и управление по промежуточным результатам. Для организаций такого типа характерны: применение бюрократических организационных структур; высокая централизация управленческих работ; наличие правил, стандартов их выполнения, жестких мер контроля; стиль управления напоминает авторитарный и т. д. В условиях второго типа к разновидностям управления относятся: управление по целям (результатам), управление проектами, управление на основе предвидения изменений.
Для фирм третьего типа характерны: использование в организациях адаптивных организационных структур; децентрализация работ; демократический стиль управления, ориентированный на возможно полное раскрытие интеллектуального потенциала работников, и т. д.
К разновидностям управления в условиях четвертого типа относятся: управление по слабым сигналам, управление в условиях неожиданных событий. Для организаций данного типа характерны: создание на время кризисных ситуаций сетей оперативных групп и проведение их тренировок; перераспределение функциональных обязанностей высшего менеджмента; использование специальных коммуникационных сетей.
Фирмы постоянно находятся в процессе поиска своей модели управления, так как меняются и сама фирма, и ее среда. Современная система управления должна быть гибкой и простой. Основные ее задачи — обеспечение эффективности воздействия и конкурентоспособность. Фирма должна иметь небольшие подразделения, укомплектованные небольшим числом квалифицированных работников; количество уровней управления также должно быть небольшим; это может быть структура, основанная на группах специалистов; характер и качество продукции и услуг, графики и процедуры работы ориентированы на потребителя.
Объектом управления в туристических фирмах являются коллектив, персонал, совокупность социально-экономических, правовых, нравственных и других отношений, возникающих между людьми в процессе производства и обращения туристского продукта. Процесс управления в сфере туризма затрагивает широкий круг отношений между людьми, например при разработке и реализации туристского продукта целенаправленно взаимодействуют работники гостиничного и ресторанного хозяйства, транспорта, культурно-зрелищных и других отраслей туристского комплекса, как отечественных, так и зарубежных.
Предмет управления многообразен: экономический механизм и организационные структуры, маркетинг и информационно-рекламные технологии, персонал менеджеров, специалисты и др. Элементы системы управления тесно взаимодействуют между собой. Самые прогрессивные нововведения, обращенные к одному из элементов, не могут дать ощутимого эффекта, если не добиваться комплексного совершенствования всех механизмов управления в сфере туризма.
Управление в туризме представляет собой целенаправленное воздействие руководящих органов на службы сервиса с целью их ориентации на удовлетворение потребностей людей в туристских услугах, повышение эффективности работы и обеспечение приемлемого уровня прибыльности.
Современный менеджмент в сфере туризма учитывает специфику организации и деятельности туристских предприятий, которая состоит в том, что обслуживание туристов, путешествующих с различными целями, должно отличаться по технологии и содержанию.
Организация в своей деятельности должна добиваться: единства целей, задач; группировки задач для определения видов работ; группировки видов работ в соответствующих подразделениях; делегирования полномочий, распределения ответственности и определения числа уровней в иерархии управления; организационного климата, побуждающего работников вносить максимальный вклад в достижение целей организации; слаженности системы коммуникаций, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации; функциональности организационной системы, обеспечивающей внутреннюю согласованность между всеми элементами организации, чувствительности к среде и способности адаптироваться к ним.
- 1. Виды учета в народном хозяйстве. Предмет и метод бухгалтерского учета в учреждениях ск сервиса.
- 2. Основные факторы регионоведения. Общая характеристика. Их влияние на развитие туризма.
- 3. Предмет географии туризма. Географические и другие факторы, влияющие на развитие туризма.
- 4. Маркетинг организаций социально-культурной сервиса и туризма: структура, функции, приоритеты.
- 5. Классификация инноваций. Характеристика некоторых из них на примерах ск сервиса и туризма.
- 6. Туристские ресурсы и специфика их использования в туризме: правовая, экологическая и экономическая регламентации.
- 7. Региональная типология. Понятие «регион» на макро-, мезо- и микроуровнях. Примеры классификации регионов в туризме (по юнвто).
- 8. Этапы проектирования рекламных кампаний организаций социально-культурного сервиса и туризма
- 9. Определение понятия и социальные функции музея
- 10. Общий вид инновационного процесса в социально-культурном сервисе и туризме.
- 11. Сущность и основные функции планирования в предпринимательской деятельности.
- 12. Виды турпредприятий: функции, отличительные особенности
- 13. Географическое положение и природа страны как предпосылка и фактор туристской деятельности.
- 14. Этические и эстетические аспекты сервисной деятельности.
- 15. Основные хозяйственные процессы и хозяйственные операции в организациях ск сервиса.
- 16. Цели, задачи и специфика менеджмента в организациях социально-культурного сервиса и туризма
- 17. Основные источники получения прибыли. Виды прибыли, основные факторы и пути ее увеличения
- 18. Этапы подготовки и освоения нововведений в социально-культурном сервисе и туризме
- 19. Социально-культурные технологии и специфические приемы рекламы
- 20. Туристская индустрия и ее структура
- 21. Туристские организации
- 21. Организация аналитической деятельности турфирмы в структуре функций менеджмента
- 22. Европейский регионализм. Деятельность ес и се. Шенгенское соглашение
- 23. Спрос как основная характеристика нормативного потребительского поведения аудитории рекламы организаций социально-культурного сервиса и туризма: механизмы и технологии формирования.
- 24. Методика оценки конкурентоспособности турфирмы
- 25. Миссия и цели предприятий социально-культурного сервиса и туризма, особенности и характеристика
- 26. Характеристика международных туристских организаций как субъекта менеджмента
- 27. Характеристика средств размещения в туризме. Классификация гостиниц, принятая экспертами вто.
- 29. Исторические тенденции развития музеев России
- 30. Туристские ресурсы территории как предмет рекламной кампании: классификация, характеристика, специфика позиционирования
- 31. Разделение средств оргтехники по областям применения
- 32. Характеристика основной туристской специализации Центрального района России.
- 33. Комплексная характеристика природных туристских ресурсов и примеры их использования.
- 34. Имидж и брэнд как предмет рекламной кампании: структура и технологии формирования
- 35. Историко-культурные туристские ресурсы. Их классификация и примеры использования.
- 36. Технологический цикл обслуживания клиента в гостинице
- 37. Понятие и виды международного туризма
- 38. Методы выбора инновационной стратегии. Характеристика отдельных стратегий.
- 39. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
- 40. Народонаселение, расы и конфессии страны как предпосылка и фактор аттрактивности.
- 41. Технология производства инновационного продукта в социально-культурном сервисе и туризме.
- 43. Современные концепции маркетинга: идеология, приоритеты, технологии, их использование в социально-культурном сервисе и туризме.
- 44. Семья как потребитель туристских товаров и услуг
- 45. Баланс организации социально-культурного сервиса и туризма.
- 46. Номенклатурная и ценовая политика как приоритеты маркетинга учреждений социально-культурного сервиса и туризма.
- 47. Организация развлечений как сфера сервиса. Услуги анимационного сервиса.
- 48. Маркетинговые технологии: виды, задачи, области применения в ск сервисе и туризме.
- 49. Определение миссии и стратегии развития туристской фирмы в современных условиях рынка
- 50. Методика подготовки новой экскурсии. Основные этапы работы и их характеристика.
- 52. Виды pr-текстов социально-культурном сервисе и туризме и технология их подготовки
- 53. Общая схема бизнес-плана учреждений ск туризма, краткая характеристика основных рубрик
- 54. Гостиничные цепи. Пути образования гостиничных цепей.
- 55. Роль и функции pr-службы в учреждениях социально-культурного сервиса и туризма
- 56. Требования к объектам туристской инфраструктуры в семейном туризме
- 57. Основные положения Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (2007 г.).
- 58. Технология взаимодействия со средствами массовой информации учреждений ск сервиса и туризма
- 59. Понятие стандартизации. Стандартизация в туристском и гостиничном бизнесе.
- 60. Менеджмент туризма как целостный технологический процесс