Спортивная гимнастика
В спортивной гимнастике выступления проходят по шести видам у мужчин и по четырем у женщин. Каждый снаряд – это новый старт, новая настройка, новые переживания и ожидание подхода, радость удачи и огорчение срывов.
В формировании двигательных навыков ведущим является процесс образования динамического стереотипа в центральной нервной системе. Этот процесс складывается из нескольких фаз и заканчивается приобретением устойчивого динамического стереотипа. Если нарушается динамический стереотип, гимнаст не справляется с внезапными трудностями. В гимнастике, как ни в одном виде спорта, велика роль представлений. Чем ярче и детальнее представление, тем быстрее осваивается тот или иной элемент и все упражнение. Создание правильного представления о движениях следует рассматривать как процесс формирования образа движущихся частей тела в совокупности с пространственными, временными и силовыми признаками движений. Особое значение имеют пространственные признаки, так как по ним гимнаст ориентируется в положениях и перемещения своего тела и отдельных его частей в различные моменты времени. Основными пространственными признаками являются направление, амплитуда и общая форма движений. Чувственной основой представления о временных признаках служит преимущественно зрительное и слуховое восприятие, а в условиях практического исполнения упражнения такой основой становится двигательное восприятие. Формирование мышечно-двигательных представлений является следствием активного сознательного «прочувствования» ощущений во время разучивания движения. В последующем, при закреплении навыка, идеомоторная настройка вызывает минимальные по интенсивности двигательные импульсы в соответствующих мышцах. Эти импульсы определяют структуру движения по форме, амплитуде, быстроте, интенсивности и другим параметрам. Следовательно, мысленное воспроизведение навыка изменяет ФС соответствующих корковых центров. Другой особенностью данного вида спорта является требуемая от гимнаста выносливость по сохранению сложной технической основы упражнений на всем протяжении гимнастического многоборья.
Установка, или «настройка», на выполнение упражнения связана с концентрацией внимания на определенном предмете. Это способствует более целенаправленному выполнению необходимых действий.
Ведущими волевыми качествами гимнаста являются настойчивость и самообладание, за ними идет смелость, а затем – инициативность, самостоятельность, решительность.
При рассмотрении деятельности гимнаста обнаруживается противоречивость предъявляемых к нему требований. С одной стороны, он должен уметь в совершенстве выполнять очень быстрые динамические упражнения (двойное сальто, 2,5 - 3 пируэта), а с другой – медленные, плавные, сложнокоординированные статические упражнения. Поэтому необходим учет типологических особенностей высшей нервной деятельности гимнастов. Успешность обучения в спортивной гимнастике не лимитируется ни силой, ни подвижностью нервных процессов. Овладеть совершенной техникой гимнастических упражнений могут гимнасты и с сильной, и со слабой нервной системой, и «подвижные», и «инертные». Пластичность (хорошая приспособляемость) нервной системы позволяет им достичь высокого спортивного мастерства.
В спортивной гимнастике, как и в других видах спорта, есть свои объективные и субъективные трудности. К объективным трудностям относят прежде всего двигательную деятельности гимнастов. К субъективным - трудности психологического характера. Это психоэмоциональная устойчивость. На результат выступления гимнаста могут влиять срыв, падение товарища по команде, оценка его выступления. Частые воспоминания о срыве в определенном месте комбинации вызывают у гимнастов повторный срыв в том же месте. Такие реакции могут закрепляться условнорефлекторно, превращаться в привычную форму реагирования на соревновательную обстановку и, постепенно усиливаясь, приобретать черты патологии.
При исследовании эмоциональной устойчивости гимнастов хорошо зарекомендовала себя «проба с падением». Эта проба является напряженным испытанием для многих гимнастов, несмотря на то что весь процесс учебно-тренировочных занятий в гимнастике связан с падениями, переворотами, сальто, кувырками и вращениями.
В зависимости от степени эмоциональной устойчивости выделяют 3 группы гимнастов:
I группа – с высокой эмоциональной устойчивостью. В исходном положении пульс практически не отличается от нормы. В момент падения он возрастает на 4-8 уд/мин. Мотограмма: графическая регистрация нажимов пневматический капсулы не изменяется. Внешне гимнасты этой группы выглядят спокойными, сосредоточенными, движения координированные, дыхание ровное.
ІІ группа – со средней эмоциональной устойчивостью. Пульс увеличивается на 16-20 уд/мин. Мотограмма: отмечаются паузы – от 0,42 до 1с, изменения в амплитуде и частоте осцилляций. Гимнасты этой группы проявляют небольшое волнение и тревогу. Падение выполняется с волевым усилием, направленным на преодоление беспокойства и некоторой боязни.
ІІІ группа – с низкой эмоциональной устойчивостью. Пульс возрастает на 25-30 уд/мин. Мотограмма имеет явно неустойчивый характер, паузы – до 2,5-3с, увеличение амплитуды в 1,5-2 раза. Ярко выражены и внешние признаки эмоциональной неустойчивости – повышенный мышечный тонус, резкие движения, вскрикивания при падении, повышенные вегетативные реакции. После подачи команды «Падай!» многие испытуемые несколько секунд не могут выполнить ее.
Описанная проба позволяет дать объективную индивидуальную характеристику эмоциональной устойчивости гимнаста и приемлема для профотбора. В процессе адаптации организма к адекватной двигательной нагрузке происходят перестройки в деятельности центральной нервной системы. При этом нейродинамика обнаруживает более совершенный приспособительный характер, выражающийся в повышении функциональной подвижности и в некотором снижении возбудимости нервной системы.
Выносливость нервной системы в значительной степени определяет успешность деятельности гимнастов по параметрам выполнения упражнений однообразного характера и устойчивости к действию сильных соревновательных раздражителей. Отсюда - необходимость учета индивидуальных данных при определении перспективности спортсменов.
- Психологическая характеристика легкой атлетики.
- Психологические особенности спортивной борьбы
- Психологические особенности бокса
- Психические качества боксера.
- Психическая характеристика футбола.
- Баскетбол и волейбол Психологические особенности баскетбола и волейбола
- Клинические варианты невротических реакций у баскетболистов и волейболистов
- Спортивная гимнастика
- Тяжелая атлетика и пауэрлифтинг
- Спортивное плавание
- Прыжки в воду
- Подводный спорт
- Психология ориентирования
- Особенности тактического мышления, оперативной памяти, внимания и эмоционально-волевого состояния
- Велосипедный спорт Психограмма велосипедного спорта
- При продолжительных гонках При коротких скоростных гонках
- Особенности эмоционально-волевой тренировки велосипедистов, выступающих на треке.
- Эмоционально-волевая подготовка велосипедистов – шоссейников.
- Стрелковый спорт
- Психологические особенности стрелковых видов спорта
- Мотоциклетный спорт