Организация сдачи экзаменов по частям программы на начальном этапе обучения.
Сдача экзаменов по технической подготовке, как и по другим разделам, сама по себе является резервом повышения качества подготовки спортсмена и работы тренера. Тем более, что другой объективной оценки тренера, работающего с группами начальной подготовки, нет. Регулярный контроль качества освоения технического материала учениками способствует своевременной корректировке процесса обучения и своевременное устранение ошибок. Экзамены по технике вносят элемент заинтересованности, повышают инициативу, рождают творческий подход к делу не только спортсменов, но и тренеров.
Изложенная выше форма организации обучения на начальном этапе и сама программа предусматривают сдачу экзаменов по частям программы — по мере ее освоения.
На освоение каждой части программы отводится определенное, в каждой школе отдельно, время, которое зависит от условий занятий, квалификации тренера, возраста и пола занимающихся, оборудования залов.
Перед началом освоения тренеру желательно самому освоить весь объем необходимой части программы. Хорошо, если в помощь тренеру, в школе имеются различные наглядные пособия по нужному разделу. Очень удобно, когда весь необходимый материал отснят на видео с комментариями и его можно показать занимающимся перед освоением.
После истечения времени, установленного на освоение определенной части программы, на тренерском совете четко определяется критерий оценки качества материала при приеме экзамена. Тренеры на тренировках заполняют протоколы (форма дана ниже) и у себя в группах проводят предварительный прием экзаменов. На предварительном экзамене у тренера есть возможность принять решение о допуске к общешкольному экзамену.
В назначенное время тренеры предъявляют группу школьной комиссии по определенной части программы.
- Введение
- Дзюдоистов высокого класса
- Примерная схем поэтапной, многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса
- Теоретические основы дзюдо
- Факторы устойчивости
- Площадь опоры
- Расположение оси плеч относительно площади опоры
- Общий центр тяжести и его проекция на площадь опоры
- Вес тела, рост, пропорции различных частей тела
- Подвижность в суставах, мышечная чувствительность, положение головы, направление взгляда
- Дыхание
- Самочувствие
- Равновесие тела
- Способы и направления выведения из равновесия
- Выведение из равновесия раскачивая вперед-назад
- Выведение из равновесия, раскачивая в стороны
- Выведение из равновесия скручиванием вперед-в стороны и назад-в стороны
- Неклассические способы выведения из равновесия
- Выведение из равновесия воздействием на нижнюю часть тела
- Характеристика двигательной деятельности дзюдо обучение действиям дзюдо
- I группа действий. Образующие
- 1. Подготовительные действия
- 2. Сопряженные действия
- 3. Основные действия
- II группа действий. Взаимодействия
- Образование технических действий
- 1. Технические действия стоя Первая группа классических приемов стоя Подсечки (рис. 46—47).
- Вторая группа классических приемов стоя Зацепы (рис. 48, 49).
- Третья группа классических приемов стоя Подножки (рис. 50, 51).
- Четвертая группа классических приемов стоя Подхваты (рис. 52, 53).
- Пятая группа классических приемов стоя Подсады (рис. 54, 55, 56, 57).
- 2. Технические действия лежа Первая группа классических действий лежа Удержание (рис. 58).
- Вторая группа классических действий лежа Болевые (рис. 59).
- Третья группа классических действий лежа Удушающий (рис. 60).
- 3. Неклассические технические действия стоя
- Первая группа.
- Вторая группа.
- 4. Неклассические технические действия лежа
- 5. Комбинации стоя и лежа
- III группа действий способствующие
- 1. Действия в улучшении устойчивости
- Применение внутренней энергии в физических упражнениях
- 2. Действия в перемещениях
- 3. Действия в захватах
- Ицуцу-но-ката (ката пяти принципов)
- 5. Действие в комбинировании техники.
- 6. Действия в использовании ситуации.
- 7. Действия в применении тактики.
- Индивидуальная карточка вероятного соперника
- 8. Действия, способствующие выполнению техники лежа.
- 9. Действия, способствующие предупреждению травм и действия в оказании первой помощи после удушения.
- Обучение действиям дзюдо
- Операционное разделение технического действия в обучении
- Форма обучения
- (Ката гибкости, мягкости)
- II серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- III серия. Дзю-но-ката. (ката гибкости).
- Нагэ-но-ката. Демонстрация техники стоя (15 движений в 5 сериях)
- I серия. Тэ-вадза. (Броски, выполняемые руками).
- II серия. Коси-вадза. (Броски, выполняемые за счет бедра или таза).
- III серия. Аси-вадза. (Броски, выполняемые ногами).
- IV серия. Ма-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами ради приема, раньше противника).
- V серия. Еко-сутэми-вадза. (Броски, связанные с падением на татами вместе с противником).
- Катамэ-но-ката (Демонстрация техники лежа)
- I серия. Осаэ-вадза (техника удержаний).
- II серия. Сими-вадза (техника удушающих приемов).
- III серия. Кансэцу-вадза (техника болевых приемов).
- Гоносэн-но ката (ката контрприемов)
- Кимэ-но-ката (ката самозащиты)
- I серия. Движения выполняются на коленях.
- II серия. Движения выполняются стоя.
- Косики-но-ката (античная ката)
- Косики-но-ката. (Античная ката).
- I серия. Омотэ (лицевая).
- II серия. Ура (тыльная).
- Последовательность обучения Программа
- Примерная программа начальной технической подготовки дзюдо (первые пять лет)
- Содержание примерной программы начальной технической подготовки дзюдо
- Примерная форма организация процесса обучения на начальном этапе
- Организация сдачи экзаменов по частям программы на начальном этапе обучения.
- Примерный протокол сдачи экзаменов по технической подготовке (для примера заполнен)
- Некоторые рекомендации тренеру и ученику
- Библиография