logo search
Введение в туризм пособие от 2007

7.3. Современное состояние туризма в Хабаровском крае

Хабаровский край располагается на Дальнем Востоке Российской Федерации и входит в дальневосточную туристскую зону. Территория края занимает 4,6% площади России и составляет 788,6 тыс. км2. На западе и на севере Хабаровский край граничит с субъектами Российской Федерации — Еврейской автономной областью, Амурской областью, Республикой Саха (Якутия) и Магаданской областью.

Восточная граница края проходит по территории Охотского и Японского морей, разделяя водные владения Хабаровского края и Сахалинской области. Хабаровск — крупнейший экономический, финансовый и транспортный центр Дальнего Востока.

Расположение на пересечении сухопутных, водных и воздушных путей превращает столицу края в мощный транспортный узел, а непосредственная близость государственной границы России позволяет активно развивать экономические и торговые, научные и культурные международные связи.

Удобное географическое положение, наличие транспортной схемы создают благоприятные условия для развития въездного туризма, ориентированного, прежде всего на рынки стран Северо-Восточной Азии (Китай, Японию, Республику Корея), а также обслуживание транзитного туристского потока, следующего через Хабаровск в европейскую часть Российской Федерации, а также на Байкал, Камчатку, Сахалин и Якутию.

Проанализировав имеющиеся возможности, Правительство Хабаровского края обратило особое внимание на туризм как на один из наиболее перспективных и динамично развивающихся секторов экономики края6.

О привлекательности туристской деятельности в крае свидетельствует ежегодное увеличение числа туристских компаний, в настоящее время в крае их зарегистрировано 284, ведущие фирмы города Хабаровска приведены в приложении 2.

Таблица 4 — Показатели состояния отрасли туризма в Хабаровском крае7

Год

Общее количество турфирм края

Общий турпоток края (тыс. чел.)

Объём туристских услуг

(млн руб.)

Поступление налогов в бюджет края (млн руб.)

Средства, выделенные из бюджета края на развитие туризма (млн руб.)

2003

122

113,7

209,0

63,2

5,2

2004

150

143,1

250,0

50,9*

4,97

2005

182

179,6

300,0

58,8

4,94

* снижение в 2004 году платежей по отрасли «Туризм» связано с отменой с 01.01.04 г. налога продаж в соответствии с изменением налогового законодательства РФ

По данным Управления по туризму минэкономики Хабаровского края на начало 2005 года в Хабаровском крае зарегистрировано 182 турфирмы, 42 из них имеют лицензию на туроператорскую деятельность. В среднем ежегодное увеличение количества турфирм за последние пять лет составляет 1,4%.

Приоритетным направлением в развитии туротрасли Хабаровского края считается въездной туризм, на долю которого за последние пять лет приходится свыше 26 % в общем объёме обслуженных туристов. Основными странами-поставщиками туристов в край традиционно являются Китайская Народная Республика, Япония и Республика Корея. Так, транзитный поток иностранных туристов, следующих через Хабаровский край в европейскую часть Российской Федерации, а также на Камчатку, Байкал, Сахалин, в Приморье и Якутию, имеет важное значение во въездном турпотоке края и занимает около 30 % в его объёме8.

Специалистами давно доказано, что наиболее выгодно для страны, региона развитие въездного туризма, т.к. до 70 % доходов от него остаются в стране пребывания туриста за счет прямого и мультипликативного эффекта от этого вида деятельности. Это положение актуально для сибирских и дальневосточных регионов, в том числе и для Хабаровского края. За последние пять лет отмечена положительная динамика роста внутреннего туризма. Возрастающая популярность отдыха внутри страны является результатом развития отечественной туристской инфраструктуры, повышения покупательской способности населения в регионах, а также политической и экономической стабилизации в регионе и стране в целом.

Между тем динамика развития дальневосточного туризма показывает, что, несмотря на тенденции роста доли въездного туризма, абсолютное первенство принадлежит выездному направлению. Основными направлениями выезда туристов Хабаровского края за рубеж традиционно являются следующие страны АТР: КНР, Республика Корея, Япония. (Приложение 1).

По данным Управления по туризму Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, туристская деятельность на протяжении последних пяти лет сохраняет положительную динамику развития. В среднем ежегодное увеличение общего турпотока края составляет 13 – 14% (таблица 5, рисунок 7).

Таблица 5 — Туристский поток Хабаровского края (2001—2005 гг.)

Вид туризма

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Въезд иностранных туристов тысяч человек

удельный вес (%)

27,4

27,0

28,9

24,0

33,7

29,7

25,1

17,6

29,4

16,4

Выезд российских туристов за рубеж

тысяч человек

удельный вес (%)

56,4

56,0

69,5

57,7

54,9

48,3

94,0

65,7

125,7

70,0

Внутренний туризм

тысяч человек

удельный вес (%)

17,4

17,0

22,0

18,3

25,0

22,0

24,0

16,7

25,4

13,6

Итого:

тысяч человек

удельный вес (%)

101,2

100,0

120,4

100,0

113,7

100,0

143,1

100,0

179,6

100,0

Рисунок 7 — Динамика изменения общего турпотока края 2001—2005 гг.

Индустрия туризма как перспективное направление в экономике Хабаровского края выступает своеобразным катализатором его социально-экономического развития. Развитие туристской отрасли способствует удовлетворению потребностей населения, оказывает положительное воздействие на изменение облика территории, способствует укреплению межрегиональных и международных связей, оживлению деловой активности, оказывает стимулирующее воздействие на ключевые секторы экономики, такие как транспорт, связь, строительство, гостиничное хозяйство, торговля, производство товаров народного потребления и другие. Туриндустрия края представлена различными предприятиями: туроператорами, турагентами, предприятиями размещения, питания и другими (приложение 3).

Глоссарий

Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Туризм внутренний — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации.

Туризм выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

Туризм въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

Туризм социальный — путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Туризм самодеятельный — путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно без участия турфирм.

Турист — гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев9 подряд или осуществляющий не менее одной ночёвки.

Туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.

Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

Туристская путёвка — документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта.

Туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

Туристский регион (дестинация) — географическая территория, обладающая определённой привлекательностью для туристов.