1.3. Туризм как социально-экономическая система
Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой — определить характер взаимодействия с внешней средой. В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.
В основе системы туризма лежат две субсистемы:
субъект туризма, т.е. турист — потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;
объект туризма, состоящий из трех элементов — туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.
Таким образом, под субъектом туризма понимается турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путём получения специфических туристских услуг. Последние предоставляются ему в определённом месте или регионе, являющемся целью его путешествия.
Существуют два подхода к понятию “туристский регион”, или «дестинация». В первом случае он характеризуется как географическая территория, имеющая определённые границы, в другом — как географическая территория, обладающая определённой привлекательностью для туристов (при этом на первый план выдвигается привлекательность, содержание понятия которой различается в зависимости от конкретных групп туристов). Так, на одной и той же ограниченной территории (например, в гостинице) могут проживать туристы, имеющие совершенно разные цели путешествия. Одних больше привлекает море и пляжи, других — исторические места и музеи, третьих — активный отдых и развлечения.
Следует учитывать, что не всякая территория может быть отнесена к туристскому региону. Чтобы называться таковым, она должна отвечать следующим основным требованиям:
иметь объекты туристского интереса, (памятники истории и культуры, музеи, флора, фауна и т.д.);
предоставлять необходимые для удовлетворения потребностей туристов услуги (причём обязательно такого качества, которое клиент ожидает). К этим услугам в первую очередь относятся доставка (транспорт) до региона и обратно, Обеспечение условий для проживания, питания, организации досуга с соответствующим уровнем обслуживания.
Таким образом, туристский регион (дестинация) — это территория, располагающая объектами туристского интереса и предлагающая определённый набор услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов.
В качестве туристского региона могут рассматриваться как отдельная гостиница, так и город, местность, курорт, район, область, страна или даже группа стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия. ВТО определяет пять туристских макрорегионов:
Европейский — страны Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция).
Американский — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна.
Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания.
Южно-Азиатский — страны Южной Азии.
Ближневосточный — страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия.
Предоставление услуг туристам в том или ином регионе обеспечивают предприятия, представляющие собой важный элемент подсистемы “объект туризма”. Одни из них предлагают потребителям исключительно туристские услуги, для других же туризм является только одним из направлений их коммерческой деятельности. Формирование, продвижение и реализация комплекса туристских услуг, объединённых единым целевым назначением, обеспечивается туристскими предприятиями (туроператорами и турагентами), чья деятельность служит исключительно туризму и составляет основу его существования. Туристские предприятия в процессе своего функционирования взаимодействуют с производителями туристских услуг (гостиницами, транспортными организациями, предприятиями питания и т.д.), для которых оказание услуг туристам является в большинстве случаев только одним из направлений их коммерческой деятельности. Предоставлением услуг туристам занимаются также предприятия, обслуживающие всё население туристского региона (предприятия торговли, связи, бытового и медицинского обслуживания, культурно-просветительские учреждения и т.д.).
Совокупность предприятий материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристских услуг, освоение и эксплуатацию туристских ресурсов, а также создание материально-технической базы туризма, получила название туристская индустрия.
В процесс предоставления туристских услуг вовлечены также организации. К ним относятся государственные и общественные организационно-правовые структуры, регулирующие и координирующие развитие туризма в регионе, обеспечивающие условия (инфраструктуру, информацию, безопасность, свободу перемещения, доступность и сохранение туристских объектов, формирование туристского имиджа региона и т.д.) эффективного функционирования системы туризма. Указанные организации формируют туристскую политику и осуществляют на национальном, региональном и местном уровнях свою деятельность, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий при рациональном использовании имеющихся туристских ресурсов и обеспечении высокого качества обслуживания туристов.
Таким образом, субъект и объект туризма представляют собой основу его социально-экономической системы.
Туризм является открытой системой, взаимодействующей и функционирующей в определенной среде, представленной политическими, экономическими, социальными, технологическими и природными (экологическими) факторами. Последние в зависимости от рассматриваемого объекта приобретают свое конкретное наполнение, а также различную степень воздействия на функционирование того или иного элемента системы.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Оглавление
- Глава 1. Туризм как социально-экономическая система
- 1.1. История развития мирового туризма
- 1.2. История развития российского туризма
- Предпринимательский период (1890―1917 гг.)
- Организационно-централизованный период (1930―1970 гг.)
- Административно-нормативный период (1970—1990 гг.)
- Переходный период (экономически свободный) (с 1990 г.)
- 1.3. Туризм как социально-экономическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Значение туризма в решении экономических, социальных и других проблем общества
- 2.1. Экономическое значение туризма
- 2.2. Социальное значение туризма
- 2.3. Гуманитарное значение туризма
- 2.4. Факторы, влияющие на развитие туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Терминология и понятийный аппарат туризма
- 3.1. Сущность и критерии туризма
- 3.2. Классификация туризма
- 3.3. Факторы, вызывающие потребность в туризме
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Индустрия туризма
- 4.1. Организаторы туризма: туроператор и турагент
- 4.2. Турист как потребитель, типология туристов
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Туристская услуга, туристский пакет, туристский продукт
- 5.1. Туристская услуга
- 5.2. Туристский пакет. Составные элементы турпакета
- 5.3. Туристский продукт и его составные части
- 5.4. Тур и туристский маршрут
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Регулирование туристской деятельности
- 6.1. Международное регулирование туристской деятельности
- 6.2. Регулирование сферы туризма в рф
- Глава 7. Современное состояние туризма
- 7.1. Современное состояние мировой туристской отрасли
- 7.2. Современное состояние туристской отрасли в России
- 7.3. Современное состояние туризма в Хабаровском крае
- Библиографический список
- Десятка ведущих турфирм Хабаровского края
- Учебное издание