5.3. Туристский продукт и его составные части
Туристский продукт – это совокупность вещественных (предметы потребления) и невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.
Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги и товары.
1. Тур — первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определённый маршрут и в конкретные сроки.
Если клиент просит организовать ему путешествие, то первое, что предлагает туроператор, — туристский пакет (дата, время вылета и номер рейса; дата и время прилета; название фирмы или имя встречающего лица; проезд от аэропорта до отеля; размещение в номере отеля; дата и время выезда из отеля в аэропорт; дата, время вылета и номер рейса из аэропорта). Затем туроператор интересуется, есть ли ещё какие-то обязательные услуги, которые клиент хотел бы иметь. И если клиент просит включить в обязательную программу обзорную экскурсию или посещение ночного клуба, то эти условия туроператор должен выполнить обязательно. Эти обязательные условия в туризме принято называть комплексом услуг на маршруте.
2. Товары — специфическая материальная часть туристского продукта, включающая туристские планы и карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т. п., и неспецифическая часть туристского продукта, куда входит большое число товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов.
3. Дополнительные туристско-экскурсионные услуги — услуги, не предусмотренные ваучером или путёвкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Дополнительные услуги не входят в основную стоимость путевки. К ним относятся: прокат инвентаря, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание и т.д.
Сформированный на основании маршрута и конкретного спроса тур не может сразу стать товарным продуктом для продажи. Для этого следует выполнить ряд этапов:
— формирование тура;
— экспериментальное внедрение;
— реклама и презентация;
— продажа туров.
Этап формирования тура включает в себя “сборку” ряда услуг и товаров в одну “оболочку”, называемую туром. Кроме механического составления такого набора формирование тура предусматривает и его технико-экономическое обоснование, ибо низкорентабельный тур в конечном итоге является несостоятельным. Формирование тура имеет две границы: верхняя – максимально активный пакет услуг и товаров; нижняя – экономическая эффективность, влияющая на его цену.
Если тур “проходит” по данным критериям, необходимо его экспериментальное внедрение. Оно может быть совмещено с рекламным бесплатным (или льготным) круизом, автобусным путешествием и т.д.
По результатам рекламного тура ведётся его презентация, а также последующая рекламная кампания.
После этого производится калькуляция затрат. Определяется норма прибыли, рассчитывается цена и формируется система льгот (скидок). Далее сформированный товарный продукт в виде туристской путёвки реализуется через турагентов или самостоятельно.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Оглавление
- Глава 1. Туризм как социально-экономическая система
- 1.1. История развития мирового туризма
- 1.2. История развития российского туризма
- Предпринимательский период (1890―1917 гг.)
- Организационно-централизованный период (1930―1970 гг.)
- Административно-нормативный период (1970—1990 гг.)
- Переходный период (экономически свободный) (с 1990 г.)
- 1.3. Туризм как социально-экономическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Значение туризма в решении экономических, социальных и других проблем общества
- 2.1. Экономическое значение туризма
- 2.2. Социальное значение туризма
- 2.3. Гуманитарное значение туризма
- 2.4. Факторы, влияющие на развитие туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Терминология и понятийный аппарат туризма
- 3.1. Сущность и критерии туризма
- 3.2. Классификация туризма
- 3.3. Факторы, вызывающие потребность в туризме
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Индустрия туризма
- 4.1. Организаторы туризма: туроператор и турагент
- 4.2. Турист как потребитель, типология туристов
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Туристская услуга, туристский пакет, туристский продукт
- 5.1. Туристская услуга
- 5.2. Туристский пакет. Составные элементы турпакета
- 5.3. Туристский продукт и его составные части
- 5.4. Тур и туристский маршрут
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Регулирование туристской деятельности
- 6.1. Международное регулирование туристской деятельности
- 6.2. Регулирование сферы туризма в рф
- Глава 7. Современное состояние туризма
- 7.1. Современное состояние мировой туристской отрасли
- 7.2. Современное состояние туристской отрасли в России
- 7.3. Современное состояние туризма в Хабаровском крае
- Библиографический список
- Десятка ведущих турфирм Хабаровского края
- Учебное издание