4.2. Турист как потребитель, типология туристов
Турист (tourist) — потребитель тура, туристского продукта или туристских, услуг; временный посетитель местности, населённого пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более 12 месяцев в течение календарного года или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночёвку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.
Аналогично приведённому определению можно выделить следующих участников туризма: международный турист, внутренний турист, экскурсант, посетитель.
Международный (иностранный) турист — это лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 часов без занятия оплачиваемой деятельностью.
Внутренний турист — это ночующий временный посетитель, то есть совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночёвку, постоянно проживающий в определённой местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
Экскурсант — это временный (однодневный) посетитель местности, населённого пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, и находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 часа. К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов.
Посетитель — это лицо, посещающее страну вне своего места жительства с любой целью, кроме занятий оплачиваемой деятельностью.
Как потребителей туристского продукта туристов можно разделить на отдельные категории. В зависимости от целей исследования могут применяться различные типологии туристов.
Так, исходя из ориентации туристов как покупателей туристского продукта, их можно разделить на четыре категории:
“экономные” покупатели туристского продукта, которых отличает высокая чувствительность к цене, качеству и ассортименту услуг;
“персонифицированные” покупатели туристского продукта, для которых важны вид туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена тура или услуги не является решающим фактором;
“этичные” покупатели туристского продукта, склонные платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг туризма;
“апатичные” покупатели туристского продукта, для которых важно качество услуг туризма, а цена на них не играет роли.
В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:
люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т. п.);
люди с покупательским поведением (покупательское поведение туриста касается всех тех природных, психологических, социальных и других причин, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу).
В зависимости от активности туристов во время отдыха выделяют шесть групп:
любители спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопления людей, их привлекают солнце, песок и море;
любители удовольствий. Очень предприимчивые туристы, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу;
любители активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу. Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск можно совместить с лечением.
любители спортивного отдыха. Все внимание туристов-спортсменов сконцентрировано на соревнованиях. Как хобби спорт для них очень важен. Они не страшатся физических нагрузок.
отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образовательного уровня, познании нового. В данном типе выделяются три подгруппы; П1, П2 и П3. Туристы типа П1 посещают места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внимание не столько признанным достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать их атмосферу; для него на передний план выдвигаются чувства и настроения. Туристы типа П3 имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа.
любители приключений. К этому типу относятся искатели необычных впечатлений, любители острых ощущений, странствий в одиночку, подвергающие себя при этом действительно серьёзному риску.
Классификация в зависимости от стиля жизни туристов предполагает более углублённый подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолировано, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и явлениям. В зависимости от стиля жизни выделяют четыре группы туристов:
— любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие — это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку;
— тенденциозные туристы. Для таких туристов отдых — это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в отличие от “наслаждающихся жизнью” им не нужны условия класса “люкс”. Они ищут единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки;
— семейные туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами;
— всецело отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть. В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск традиционным способом; довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Оглавление
- Глава 1. Туризм как социально-экономическая система
- 1.1. История развития мирового туризма
- 1.2. История развития российского туризма
- Предпринимательский период (1890―1917 гг.)
- Организационно-централизованный период (1930―1970 гг.)
- Административно-нормативный период (1970—1990 гг.)
- Переходный период (экономически свободный) (с 1990 г.)
- 1.3. Туризм как социально-экономическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Значение туризма в решении экономических, социальных и других проблем общества
- 2.1. Экономическое значение туризма
- 2.2. Социальное значение туризма
- 2.3. Гуманитарное значение туризма
- 2.4. Факторы, влияющие на развитие туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Терминология и понятийный аппарат туризма
- 3.1. Сущность и критерии туризма
- 3.2. Классификация туризма
- 3.3. Факторы, вызывающие потребность в туризме
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Индустрия туризма
- 4.1. Организаторы туризма: туроператор и турагент
- 4.2. Турист как потребитель, типология туристов
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Туристская услуга, туристский пакет, туристский продукт
- 5.1. Туристская услуга
- 5.2. Туристский пакет. Составные элементы турпакета
- 5.3. Туристский продукт и его составные части
- 5.4. Тур и туристский маршрут
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Регулирование туристской деятельности
- 6.1. Международное регулирование туристской деятельности
- 6.2. Регулирование сферы туризма в рф
- Глава 7. Современное состояние туризма
- 7.1. Современное состояние мировой туристской отрасли
- 7.2. Современное состояние туристской отрасли в России
- 7.3. Современное состояние туризма в Хабаровском крае
- Библиографический список
- Десятка ведущих турфирм Хабаровского края
- Учебное издание