logo
Введение в туризм пособие от 2007

5.1. Туристская услуга

Туристская услуга — результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов.

Туристским услугам присущи три отличительные черты:

  1. Неосязаемость. Туристские услуги относятся к социально-культурным (нематериальным). Их невозможно увидеть или оценить в момент покупки.

  2. Неразрывность производства и потребления. Поскольку услуга представляет результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, процесс оказания туристской услуги (производство) происходит параллельно с потреблением.

  3. Невозможность хранения туристской услуги. Жизненный цикл туруслуги существенно отличается от материального товара, в частности отсутствием этапа хранения. Несохраняемость туристской услуги требует тщательного изучения конъюнктуры рынка, точного соответствия спроса и предложения, поскольку услуги не могут "полежать" на складе до их востребования.

В структуре туристских услуг различают основные и дополнительные услуги. Основные услуги, оказываемые туристским предприятием, включают услуги по организации перевозки; размещение; питание туристов. К дополнительным услугам относятся услуги по организации экскурсий; услуги по страхованию туристов; услуги гидов, гидов-переводчиков; транспортировка багажа; прокат автомобилей; обмен валюты; телефон; почта, услуги бытового обслуживания; право пользования пляжем и т.п. Такое деление условно, поскольку существенных отличий с точки зрения потребительских свойств, между ними нет. Услуги, включённые в основную программу и оформленные путевкой, относят к основным. Дополнительные услуги турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, они не входят в стоимость путёвки.