logo
Введение в туризм пособие от 2007

Оглавление

Введение

4

Глава 1. Туризм как социально-экономическая система

5

1.1. История развития мирового туризма

5

1.2. История развития российского туризма

7

1.3. Туризм как социально-экономическая система

10

Глава 2. Значение туризма в решении экономических, социальных и других проблем общества

13

2.1. Экономическое значение туризма

13

2.2. Социальное значение туризма

16

2.3. Гуманитарное значение туризма

16

2.4. Факторы влияющие на развитие туризма

17

Глава 3. Терминология и понятийный аппарат туризма

21

3.1. Сущность и критерии туризма

21

3.2. Классификация туризма

22

3.3. Факторы вызывающие потребность в туризме

30

Глава 4. Индустрия туризма

31

4.1. Организаторы туризма: туроператор и турагент

33

4.2. Турист как потребитель, типология туристов

35

Глава 5. Туристская услуга, туристский пакет, туристский продукт

39

5.1. Туристская услуга

39

5.2. Туристский пакет. Составные элементы турпакета

39

5.3. Туристский продукт и его составные части

40

5.4. Тур и туристский маршрут

42

Глава 6. Регулирование туристской деятельности

44

6.1. Международное регулирование туристской деятельности

44

6.2. Регулирование сферы туризма в РФ

47

Глава 7. Современное состояние туризма

50

7.1. Современное состояние мировой туристской отрасли

50

7.2. Современное состояние туристской отрасли в России

52

7.3. Современное состояние туризма в Хабаровском крае

58

Глоссарий

63

Библиографический список

65

Приложения

Введение

Туризм как массовое социальное явление сформировался в середи­не XX века и к его концу показал свою динамичность и доходность как сектор экономики. Эффективность инвестиционных вложений в туризм, по мнению международных экспертов, может быть сравнима с нефтедобывающей и перерабатывающей промышленностью с той лишь разницей, что в отличие от них здесь используются неисчерпаемые ресурсы Земли. На его долю сегодня приходится около 10% мирового валового национального дохода, 8% общего объёма мирового экспорта и 30—35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют порядка 12% мирового валового национального продукта.

Появившись как сфера отдыха и развлечений, туризм со временем стал интенсивно развивающейся отраслью экономики, в которой велика доля живого труда, имеют место ускоренная амортизация и высокая норма окупаемости капиталовложений. Сегодня во многих странах туризм занимает значительное место в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оптимизации внешнеторгового баланса. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует расширению международных контактов и т. д.

Значимость туризма определяется и его социальными функциями. Общеизвестна роль туризма в обеспечении взаимопонимания между народами, открытости международных обменов, содействии сохранению культурной самобытности, коллективному и индивидуальному совершенствованию. Развитие туризма также обеспечивает сохранение и развитие культурного потенциала, способствует решению экологических задач, проблем занятости, образования и медицинского обслуживания, повышению уровня жизни населения, внедрению новых средств распространения информации и многому другому.

Устойчивое развитие туризма возможно при соблюдении ряда условий, одним из которых является высокий уровень профессиональной подготовки специалистов. Их обучение может быть обеспечено при наличии соответствующей учебно-методической литературы. Однако, несмотря на большое количество разрозненных публикаций, систематизированных учебных пособий по туризму явно недостаточно. Между тем дисциплина “Введение в туризм” является базовой при подготов­ке специалистов для туристской1 индустрии. Данное обстоятельство и побудило к созданию учебного пособия “Введение в туризм”, предназначенного для ознакомления студентов с миром туризма.