1.1. История развития мирового туризма
В истории развития мирового туризма принято различать четыре этапа: до начала XIX в., XIX в. — Первая мировая война, период между двумя мировыми войнами, после Второй мировой войны (современный этап).
Первый этап ― до начала XIX века
Первый этап определяется как предыстория туризма. Истоки туризма уходят во времена кочевий первобытных людей. Необходимость постоянных поисков пищи вынуждала первобытных людей запоминать свои маршруты, хорошо ориентироваться на местности. Передвижение долгое время совершалось пешком. Впоследствии в качестве средств передвижения стали использовать животных: лошадей, верблюдов, ослов. Несмотря на то что первые территориальные перемещения были обусловлены необходимостью выживания народов в суровых природных условиях, они сформировали навыки путешествий, создали предпосылки для географических открытий, для путешествий с познавательными целями.
Если в первобытном обществе человек имел лишь некоторые географические представления о территориях, то в период рабовладения уже существовала определённая систематизация географических открытий. К концу XVIII в. благодаря экспедициям путешественников были открыты и исследованы большая часть земной поверхности, моря и океаны, проложены важнейшие морские пути.
Для XVIII в. характерно появление совершенно новых целей путешествий ― развлечение и отдых на природе. Со второй половины XVIII в. Франция становится центром просвещения. В Париж постоянно приезжали иностранцы и провинциальные французы разных сословий с целью получения образования. В XVIII ― начале XIX в. среди молодых людей европейских стран получили распространение “гран туры” по крупным городам Европы с познавательной целью и для приобретения определенного престижа.
Наибольшее число путешествий в XVIII в. совершалось жителями Англии. Основные направления туристских потоков Европы были связаны с Италией и Швейцарией. Туристские ресурсы, привлекавшие путешественников в эти страны, были разными: в Италии ― памятники античности и Средневековья, в Швейцарии ― сказочная природа. Эти ресурсы формировали определённую целевую специализацию туристских потоков в конце XVIII ― первой половине XIX вв.
Итак, на первом этапе истории мирового туризма основными мотивами путешествий являлись торговля, образование, паломничество, лечение. До середины XIX в. путешествия были не самоцелью, а необходимым условием и средством для достижения собственно цели, а также отличались примитивными средствами передвижения.
Второй этап XIX в. — Первая мировая война
Второй этап в истории туризма характеризуется революционными изменениями в развитии транспорта. Изобретение Фултоном парохода (1807 г.), Стефенсоном паровоза (1814 г.), Даймлером и Бенцем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (1769 г.) и братьями Райт самолета (1903 г.), совершенствование почтовой связи и дорожно-транспортных коммуникаций дали возможность удешевить и ускорить путешествия, сделать их более комфортными и безопасными. В связи с этим возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным “комнатам для гостей” в домах священнослужителей, монастырях и религиозных миссиях пришли первые гостиницы. Появляются первые бюро путешествий, в задачи которых входили организация туристских поездок и реализация их потребителю. Первое путешествие, которое стало прототипом будущих пакет-туров, организовал в 1841 г. Томас Кук для членов Общества трезвости. Комплекс услуг включал 20-мильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Поездка стоила один шиллинг, в ней участвовало 570 человек. В 1851 г. Т. Кук организует поездку для 165 тыс. человек в Лондон на первую Международную промышленную выставку, затем ― во Францию на Всемирную выставку (1855 г.). Отметив коммерческие перспективы массового туризма, он положил начало современной туристской индустрии. Во второй половине XIX в. туристские бюро были созданы во многих странах мира.
Третий этап― период между двумя мировыми войнами
Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг., зарождение и распространение фашизма оказали отрицательное влияние на развитие туризма. Вторая мировая война и последующая деятельность стран по ликвидации ее последствий приостановили развитие туризма почти на 10 лет. Вместе с тем именно в период между этими войнами зарождается массовый туризм, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия.
Именно в это время правительства государств Европы обратили серьёзное внимание на развитие международного туризма, о чём свидетельствует тот факт, что в 1925 г. в Гааге состоялся первый Международный конгресс официальных ассоциаций по пропаганде туризма (МКОАПТ).
Четвертый этап ― после Второй мировой войны (современный этап)
После Второй мировой войны туризм приобретает действительно массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых стран. 50―60-е гг. ― период интенсивного создания инфраструктуры туризма и начала систематического сбора данных по туризму в мировом масштабе. В 50-е гг. и до середины 70-х наблюдается экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма. Формируется индустрия туризма со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления. Данный этап характеризуется быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристских предприятий и объёмов их производства, массовым строительством средств размещения, объектов туристской инфраструктуры.
Развитие техники и технологий производства в индустриально развитых странах способствовало повышению благосостояния населения, увеличению времени отпусков, что, в свою очередь, положительно влияло на развитие туризма. Характерными тенденциями туризма 80―90-х гг. стало увеличение спроса на туристские услуги среди людей среднего и ниже среднего достатка. Это еще в большей степени дифференцировало туристский рынок, привело к многообразию туристского продукта, рассчитанного на людей с разным материальным достатком и различными интересами.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Оглавление
- Глава 1. Туризм как социально-экономическая система
- 1.1. История развития мирового туризма
- 1.2. История развития российского туризма
- Предпринимательский период (1890―1917 гг.)
- Организационно-централизованный период (1930―1970 гг.)
- Административно-нормативный период (1970—1990 гг.)
- Переходный период (экономически свободный) (с 1990 г.)
- 1.3. Туризм как социально-экономическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Значение туризма в решении экономических, социальных и других проблем общества
- 2.1. Экономическое значение туризма
- 2.2. Социальное значение туризма
- 2.3. Гуманитарное значение туризма
- 2.4. Факторы, влияющие на развитие туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Терминология и понятийный аппарат туризма
- 3.1. Сущность и критерии туризма
- 3.2. Классификация туризма
- 3.3. Факторы, вызывающие потребность в туризме
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Индустрия туризма
- 4.1. Организаторы туризма: туроператор и турагент
- 4.2. Турист как потребитель, типология туристов
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Туристская услуга, туристский пакет, туристский продукт
- 5.1. Туристская услуга
- 5.2. Туристский пакет. Составные элементы турпакета
- 5.3. Туристский продукт и его составные части
- 5.4. Тур и туристский маршрут
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Регулирование туристской деятельности
- 6.1. Международное регулирование туристской деятельности
- 6.2. Регулирование сферы туризма в рф
- Глава 7. Современное состояние туризма
- 7.1. Современное состояние мировой туристской отрасли
- 7.2. Современное состояние туристской отрасли в России
- 7.3. Современное состояние туризма в Хабаровском крае
- Библиографический список
- Десятка ведущих турфирм Хабаровского края
- Учебное издание