7.2. Современное состояние туристской отрасли в России
Россия, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока ещё не заняла достойного места на мировом туристском рынке. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15-е место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. Социально-экономические условия оказались самыми неблагоприятными для становления туризма в России. Структурная перестройка экономики, формирование рыночных отношений, длительный экономический кризис, социально-экономическая неравномерность развития регионов, снижение уровня жизни населения и т.д. оказали существенное влияние на процесс институционализации туризма.
Россия пока ещё занимает скромное место в международном туристском обмене, хотя вторая половина XX века была отмечена нарастанием положительных тенденций, определяемых некоторым ростом как въездного, так и внутреннего туризма. В целом же, достигнутые к настоящему времени результаты на огромном туристском рынке являются весьма скромными. Доля туризма в ВНП большинства развитых стран мира составляет от 5 до 15 % и более, доходя в отдельных случаях до 50 %. В России этот показатель находится на уровне менее 0,01 % .
Финансовое состояние российского туризма является неустойчивым. Общие расходы на туризм в нашей стране пока меньше, чем расходы в государствах, где туризм признан и действительно является ведущей экономической отраслью. Именно поэтому влияние туристской индустрии на экономику России пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли, финансирование которой, как и других отраслей социальной сферы, производится по остаточному принципу. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России как о стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока.
Мнение ведущих туроператоров подтверждают наличие проблем в туризме, имеющих место в настоящее время. (Таблица 2).
Таблица 2 — Мнения туроператоров относительно остроты проблем, препятствующих работе фирм в сфере въездного туризма (в % к общему числу опрошенных)3
Причина | Вариант ответа | |||
| Ситуация критическая | Проблемы есть, но ситуация пока не крити-ческая | Такой проблемы не существует | Затрудняюсь ответить |
Рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных туристов | 76,7 | 20,9 | 2,3 | 0 |
Дефицит современных гостиниц туристского класса в Москве и Санкт-Петербурге | 65,1 | 18,6 | 4,7 | 11,7 |
Дефицит современных автобусов, предназначенных для групповых туристских пассажироперевозок | 58,1 | 30,2 | 11,6 | 0 |
Недостаточность рекламы России за рубежом как туристской дестинации | 53,5 | 37,2 | 7,0 | 2,3 |
Опасения туристов стать жертвами террористических актов | 41,9 | 46,5 | 7,0 | 4,7 |
Дефицит необходимой для зарубежных туристов информации на иностранных языках в самой России (карт, буклетов, уличных указателей и т. д.) | 39,5 | 53,5 | 7,0 | 0 |
Дефицит современных гостиниц туристского класса в регионах | 39,5 | 37,2 | 11,6 | 11,7 |
Высокая стоимость туристских виз в Россию, сложность процедуры их оформления для иностранцев | 34,9 | 53,5 | 9,3 | 2,3 |
Трудности с бронированием железнодорожных билетов для иностранных туристов | 32,6 | 30,2 | 30,2 | 11,6 |
Дефицит современных круизных судов | 32,6 | 18,6 | 11,6 | 37,3 |
Налоговое законодательство в части турбизнеса | 30,2 | 48,8 | 4,7 | 7,0 |
Продолжение таблицы 2
Проблемы с организацией посещения музеев и других объектов показа, пользующихся спросом у иностранных туристов (очереди на вход, удаленность мест парковки автобусов, графики работы объектов и т. д.) | 30,2 | 46,5 | 23,3 | 0 |
Политический имидж России на международной арене | 27,9 | 60,5 | 7,0 | 4,7 |
Режим регистрации иностранцев на территории России | 25,6 | 48,8 | 14,0 | 11,6 |
Экспансия на рынок иностранных туроператоров, которые «перехватывают» турпотоки у российских компаний | 25,6 | 44,2 | 25,6 | 4,7 |
Криминогенная ситуация в стране | 23,3 | 67,4 | 9,3 | 0 |
Нехватка квалифицированных гидов-переводчиков | 23,3 | 44,2 | 32,6 | 0 |
Качество обслуживания иностранных туристов на железнодорожном транспорте | 20,9 | 46,5 | 23,3 | 11,6 |
Неразвитость индустрии развлечений | 18,6 | 51,2 | 25,6 | 4,7 |
Валютное законодательство в отношении турбизнеса | 18,6 | 48,8 | 18,6 | 13,9 |
Низкое качество обслуживания иностранных туристов в российских гостиницах | 9,3 | 72,1 | 16,3 | 2,3 |
Скудность рынка сувениров и продукции народных промыслов | 9,3 | 30,2 | 55,8 | 4,7 |
Неадекватное поведение и злоупотребления в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников милиции, таможни, пограничников | 7,0 | 65,1 | 16,3 | 11,6 |
Экологическая обстановка | 7,0 | 39,5 | 32,2 | 20,9 |
Недостаток ресторанов, баров и других предприятий общественного питания, отвечающих требованиям по обслуживанию иностранных туристов | 7,0 | 37,2 | 53,5 | 2,3 |
Продолжение таблицы 2
Таможенные правила | 7,0 | 30,2 | 39,5 | 23,3 | |
Недостаток представляющих интерес для иностранных туристов музеев, памятников архитектуры, природных достопримечательностей и других объектов показа | 7,0 | 25,6 | 65,1
| 2,3 | |
Качество обслуживания иностранных туристов на воздушном транспорте | 4,7 | 37,2 | 25,6 | 32,5 | |
Трудности с бронированием авиабилетов для иностранных туристов | 2,3 | 25,6 | 48,8 | 23,3 | |
Эпидемиологическая обстановка в стране | 2,1 | 16,3 | 65,1 | 16,3 |
Развитие инфраструктуры туризма — важный этап планирования процесса использования туристских ресурсов. Как ни привлекателен был бы туристский ресурс, то доступ к нему в значительной мере зависит от возможности свободного доступа к нему потребителя — туриста. Если к природному ресурсу нет дороги или тропы, то массовое посещение объекта становится затруднительным или нередко невозможным. (Таблица 3).
Таблица 3 — Инфраструктура туризма России4
Элемент инфраструктуры | 2000 | 20001 | 2002 | 2003 |
Число гостиниц и аналогичных средств размещения | 4182 | 4120 | 3872 | 3916 |
Число специализированных средств размещения | 4876 | 4795 | 4709 | 4601 |
Протяжённость путей сообщения общего пользования, тыс. км, в том числе: | ||||
Железнодорожные пути | 86 | 86 | 86 | 85 |
Автомобильные дороги | 584 | 589 | 593 | 599 |
Внутренние водные пути | 85 | 102 | 102 | 102 |
Наличие парка подвижного состава | ||||
Автобусы общего пользования | 109 | 107 | 101 | 93 |
Морские пассажирские и грузопассажирские суда | 78 | 74 | 71 | 66 |
Продолжение таблицы 3
Пассажирские и грузопассажирские суда внутреннего водного транспорта | 2,0 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | ||||
Гражданские воздушные суда | 6,5 | 6,1 | 5,9 | 5,8 | ||||
Число туристских фирм | ||||||||
Туроператоров (турагентов) | - | - | 832/2018 | - | ||||
Всего туристских фирм | - | - | 3050 | - | ||||
Предприятия общественного питания |
|
| 6314 |
|
Прогнозы ВТО развития туризма в России являются оптимистичными. К 2010 году Россия имеет реальные возможности для вхождения в десятку наиболее посещаемых стран мира, с учётом самых популярных направлений туризма. Этот прогноз не берёт во внимание самые разнообразные интересы россиян, стремительно пополняющих выездные и внутренние туристические потоки. Согласно прогнозам, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год и получать значительные доходы от оказания услуг. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям WТТС, в 2005—2010 годах наша страна выйдет на второе место в мире по инвестициям в туристическую отрасль.
В настоящее время Россию посещает порядка 20 млн иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма в среднем за последние годы 3 млн чел. в год ― 15,1 % от общего объёма), что составляет около 2,5% мирового потока.
По прогнозам ВТО, к 2010 году она переместится на 9-е место, а количество туристов, ее посетивших, составит 29,5 млн человек (за 2000 – 2010 год среднегодовой прирост туристов из-за границы прогнозируется в размере 6,7 %).
Публикуемые данные госстатистики, с одной стороны, свидетельствуют о том, что въезд в Россию иностранных граждан с 1995 года увеличился в 2,2 раза, достигнув в 2003 году 22,5 млн прибытий. А с другой — констатируют, что произошло это, в основном, за счёт роста прибытий из стран СНГ с 5,0 млн в 1995 году до 14,4 млн в 2003 году, тогда как число прибытий из стран дальнего зарубежья за тот же период увеличилось всего в полтора раза — с 5,3 млн до 8,1 млн прибытий.
Кроме того, необходимо учитывать, что увеличение въезда из стран СНГ произошло, в основном, из-за роста частных поездок (в 3,6 раза), среди которых особенно велика доля трудовой миграции, тогда как туристские поездки составляют всего 3,3%, сохраняясь примерно на одном уровне с 2000 годом. Наконец, такая динамика общего числа прибытий из стран СНГ может, в известной степени, объясняться улучшением пограничного контроля в условиях относительной прозрачности границ. В последние годы наблюдается тенденция к росту выезда за границу российских граждан (в т.ч. с целью туризма в среднем за последние годы 5 млн чел. в год – 25 % от общего объёма)5.
Анализ состояния туристского рынка в России показывает, что основными странами, поставляющими туристов в Российскую Федерацию, являются Польша (5,48%), Финляндия (5,12%), Литва (3,88%), КНР (3,0%) и ряд других стран. (рисунок 5) Что касается выезда российских граждан за границу (рисунок 6), то здесь странами-лидерами по приему российских туристов являются Финляндия, КНР, Турция, Германия и Польша.
Рисунок 5— Динамика численности российских граждан, выехавших за границу за 1995—2003 гг. по странам
Рисунок 6 — Динамика численности иностранных граждан, прибывших в Россию в 1995—2003 году по странам
Однако, несмотря на положительную динамику последних лет, масштабы развития российского туристского бизнеса не соответствуют тому положению и роли России в мировом туризме, какое она может занимать, благодаря своему уникальному туристскому потенциалу.
Для того чтобы Россия заняла достойную нишу в мировом турбизнесе, а ее туристские центры и курорты стали конкурентоспособными и всемирно известными, необходим государственный подход к выработке мер по стимулированию дальнейшего развития туризма, в частности необходима разработка мероприятий по совершенствованию инфраструктуры туризма.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Оглавление
- Глава 1. Туризм как социально-экономическая система
- 1.1. История развития мирового туризма
- 1.2. История развития российского туризма
- Предпринимательский период (1890―1917 гг.)
- Организационно-централизованный период (1930―1970 гг.)
- Административно-нормативный период (1970—1990 гг.)
- Переходный период (экономически свободный) (с 1990 г.)
- 1.3. Туризм как социально-экономическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Значение туризма в решении экономических, социальных и других проблем общества
- 2.1. Экономическое значение туризма
- 2.2. Социальное значение туризма
- 2.3. Гуманитарное значение туризма
- 2.4. Факторы, влияющие на развитие туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Терминология и понятийный аппарат туризма
- 3.1. Сущность и критерии туризма
- 3.2. Классификация туризма
- 3.3. Факторы, вызывающие потребность в туризме
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Индустрия туризма
- 4.1. Организаторы туризма: туроператор и турагент
- 4.2. Турист как потребитель, типология туристов
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Туристская услуга, туристский пакет, туристский продукт
- 5.1. Туристская услуга
- 5.2. Туристский пакет. Составные элементы турпакета
- 5.3. Туристский продукт и его составные части
- 5.4. Тур и туристский маршрут
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Регулирование туристской деятельности
- 6.1. Международное регулирование туристской деятельности
- 6.2. Регулирование сферы туризма в рф
- Глава 7. Современное состояние туризма
- 7.1. Современное состояние мировой туристской отрасли
- 7.2. Современное состояние туристской отрасли в России
- 7.3. Современное состояние туризма в Хабаровском крае
- Библиографический список
- Десятка ведущих турфирм Хабаровского края
- Учебное издание