Тема 2.1.1. Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий физическими упражнениями и спортом
Физические упражнения укрепляют здоровье и заметно улучшают физическое развитие человека лишь в том случае, если занятия проводятся с необходимой нагрузкой. Установить необходимый уровень нагрузки помогает врачебный и педагогический контроль состояния спортсмена.
Медицинское обеспечение позволяет значительно повысить эффективность учебно-тренировочных занятий, массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий.
Врачебный контроль при этом призван исключить условия, при которых могут проявляться отрицательные воздействия физкультурных занятий и мероприятий на организм занимающихся, содействуя наилучшему использованию средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья.
В его задачу входит оценка здоровья, физического развития и функционального состояния организма, а также изучение изменений, возникающих в нём под влиянием систематических занятий физической культурой и спортом.
Врачебный контроль в вузе обеспечивает медицинское наблюдение за динамикой здоровья студентов с течение всего периода обучения и проводится в следующих формах:
-
регулярные медицинские обследования студентов,
-
врачебно-педагогические наблюдения во время занятий по физической культуре;
-
санитарно-гигиенический контроль мест и условий проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований; санитарно-просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни.
Принято различать первичное, повторное и дополнительное медицинское обследование студентов.
Первичное обследование проводится на первом курсе до начала занятий физическими упражнениями. Оно включает опрос, врачебный осмотр, определение физического развития, функциональные пробы, подсчёт пульса и измерение артериального давления в покое и после мышечной работы. На основании выполненных исследований и наблюдений врач определяет состояние здоровья студента, уровень его физического развития, степень приспособленности (адаптации) к физическим нагрузкам и медицинскую группу.
На основе данных медицинского обследования студенты распределяются на 3 медицинские группы: основную (лица без отклонений в состоянии здоровья), подготовительную (лица с недостаточным физическим развитием или подготовленностью) и специальную (лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья и требующие ограничения физических нагрузок). Занятия физическими упражнениями проводятся с этими студентами по специальным учебным программам.
Повторное врачебное обследование студенты проходят на 2,3,4 и 5 курсах в начале учебного года. Во время повторного медицинского обследования вновь оценивается состояние здоровья, определяется динамика физического развития и функционального состояния студента, обсуждается возможность изменения медицинской группы. Результаты повторного медицинского обследования позволяют корректировать учебный процесс по физическому воспитанию.
Дополнительные медицинские обследования проводятся после перенесенных заболеваний при наличии неблагоприятных субъективных ощущений, при ухудшении основного заболевания и во всех других случаях по направлению преподавателя по физическому воспитанию.
Врачебно-педагогическое обследование представляет собой совместное наблюдение врача и педагога по физической культуре за состоянием занимающихся непосредственно в процессе занятий. Они проводятся до, во время и после окончания занятий.
Различают текущий и этапный врачебно-педагогический контроль. Текущий контроль дает возможность оценить здоровье студента в каждый конкретный момент времени и определить реакцию организма на физическую нагрузку. Результаты обследования этапного контроля позволяют сравнить полученные данные, выявить динамику развития физических качеств, провести анализ и коррекцию учебного процесса.
Часто врачебно-педагогический контроль проводится в форме тестирования физических качеств или измерения антропометрических показателей физического развития.
Известно, что занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека многообразное влияние. Это достигается соблюдением следующих правил:
-
высоким уровнем организации двигательной деятельности;
-
соблюдением техники безопасности при выполнении физических
упражнений;
-
соответствие санитарно-гигиеническим нормам;
-
осуществлением врачебного контроля.
Только соблюдение этих правил может привести к благоприятным изменениям, таким как:
-
укрепление здоровья;
-
совершенствование физических навыков и умений;
-
повышение работоспособности организма;
-
рост уровня физической подготовленности;
-
достижение высоких спортивных результатов.
Однако, занятия физическими упражнениями, при определенных обстоятельствах могут нанести и вред здоровью человека. Это происходит:
-
при плохой организации занятий;
-
пренебрежении методическими рекомендациями;
-
выполнении физической нагрузки без учёта состояния здоровья и
индивидуальных особенностей человека;
-
отсутствии регулярного медицинского контроля.
Все занимающиеся физической культурой должны проходить ежегодное медицинское обследование. Спортсмены проходят обследование 3-4 раза в год.
- Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов специальной медицинской группы по освоению теоретического раздела дисциплины «Физическая культура»
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 1 курса по дисциплине «Физическая культура»………………………………… …5
- Тема 1.1. Физическая культура в общекультурной и
- Тема 1. 2. Социально-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности…………………………………… 40
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 2 курса по дисциплине «Физическая культура»…………………………………..54
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 3 курса по дисциплине
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 4 курса по дисциплине
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 1 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 1.2. Социально-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности
- Тема 1.1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1.1. Основные понятия и термины в теории физической культуры
- 1.1.2. Виды и направления использования средств физической культуры и спорта
- 1.1.3. Основные цели и задачи занятий физической культурой и спортом
- 1.1.4. Средства физического воспитания
- 1.1.5. Физические качества человека
- 1.1.6. История возникновения Олимпийских игр.
- 1.1.7. Физическое воспитание как основа нравственности человека.
- 1.1.8. Взаимосвязь физической культуры и здорового образа жизни
- Тема 1.2. Социально-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности.
- 1.2.1 Закономерности индивидуального развития человека.
- 1.2.2.Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.2.3. Строение тела человека, его ткани, органы и физиологические
- 1.2.5 Мышечная система человека и её функции.
- 1.2.6. Изменения функционального состояния человека под влиянием физической нагрузки.
- 1.2.7. Основные принципы правильного питания.
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 2 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 2.1.1. Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий физическими упражнениями и спортом
- Тема 2.1.2. Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями
- 2.1.3. Лечебная физическая культура, её средства и методы
- 2.1.4. Основы массажа и самомассажа.
- Тема 2.2.1. Основы теории и методики физической культуры
- 2.2.2. Виды спортивной подготовки
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 3 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 3.1.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 4 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 4.1.1. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- Тема 4.2.1. Профилактика профессиональных заболеваний.