1.2.6. Изменения функционального состояния человека под влиянием физической нагрузки.
Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной опорой для скелета. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают выпадение межпозвоночных дисков и т.д.
Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах. Если мышцы долго находятся в состоянии покоя, они начинают слабеть, становятся дряблыми, уменьшаются в объёме. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за счёт увеличения их длины, а за счёт утолщения мышечных волокон. Однако, чрезмерная физическая нагрузка, без учёта возрастные и половых особенностей и уровня подготовленности занимающегося, приводит к различным заболеваниям.
Сила мышц зависит не только от их объёма, но и от силы нервных импульсов, поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного человека мышцы сокращаются с большей силой, чем у нетренированного. Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются, но и становятся более твёрдыми. Занятия физическими упражнениями способствуют лучшему питанию и кровоснабжению мышц, увеличивается количество капилляров, пронизывающих мышцы.
Под воздействием физических нагрузок развиваются физические качества человека – сила, выносливость, быстрота и ловкость. Лучше и быстрее других качеств развивается сила. Мышечные волокна увеличиваются в поперечнике, в них в большом количестве накапливаются энергетические вещества и белки, мышечная масса растёт.
Физические тренировки также способствуют развитию и укреплению костей, сухожилий и связок. Кости становятся более прочными, массивными, сухожилия и связки крепкими и эластичными. В костях накапливается больше солей кальция, фосфора и питательных веществ.
В ряде исследований установлено, что у студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок», высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакт, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удаётся самоконтроль.
Все эти качества личности формируются в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом. Соблюдение принципа систематичности и последовательности в занятиях, позволяет достичь состояния «спортивной формы», которое характеризуется улучшением ряда функциональных показателей:
-
сердечно-сосудистой системы;
-
дыхательной системы;
-
показателей физических качеств;
-
психологическими свойствами личности.
Изменение показателей сердечно-сосудистой системы можно контролировать, самостоятельно измеряя показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) несколько раз в течение дня – утром в состоянии покоя, днём – перед началом тренировочных занятий, во время и после занятия. Показатели ЧСС в норме у человека не занимающегося спортом составляют 60-80 уд.мин., а у спортсменов эти показатели улучшаются до 40-60 уд.мин. Это позволяет организму экономно расходовать внутреннюю энергию, то есть тренированный организм способен дольше сохранять физическую работоспособность, утомляемость у него наступает гораздо позже, что потенциально увеличивает качество выполняемого профессионального труда.
Кроме того, улучшение показателей пульса является профилактикой против многих болезней и негативных состояний человека, ведущего малоподвижный образ жизни.
Показатели дыхательной системы – жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ), также оказывают влияние на развитие работоспособности человека. С помощью органов дыхания в организм поступает кислород, необходимый организму при обмене веществ и энергии. Потребление организмом кислорода (аэробная способность) является доминирующим показателем тренированности.
Существуют 2 вида упражнений, развивающих сердечно-дыхательную выносливость: аэробные (требующие кислород) и анаэробные (не требующие кислорода). Аэробные упражнения – это упражнения, расходующие для длительного напряжения мышц энергию, для высвобождения которой нужен кислород. К ним относятся все циклические виды упражнений. Анаэробные – упражнения, использующие для кратковременных вспышек мышечной активности энергию из резервных запасов организма: спринт, поднятие тяжестей и все однократные и кратковременные упражнения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов специальной медицинской группы по освоению теоретического раздела дисциплины «Физическая культура»
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 1 курса по дисциплине «Физическая культура»………………………………… …5
- Тема 1.1. Физическая культура в общекультурной и
- Тема 1. 2. Социально-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности…………………………………… 40
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 2 курса по дисциплине «Физическая культура»…………………………………..54
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 3 курса по дисциплине
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 4 курса по дисциплине
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 1 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 1.2. Социально-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности
- Тема 1.1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1.1. Основные понятия и термины в теории физической культуры
- 1.1.2. Виды и направления использования средств физической культуры и спорта
- 1.1.3. Основные цели и задачи занятий физической культурой и спортом
- 1.1.4. Средства физического воспитания
- 1.1.5. Физические качества человека
- 1.1.6. История возникновения Олимпийских игр.
- 1.1.7. Физическое воспитание как основа нравственности человека.
- 1.1.8. Взаимосвязь физической культуры и здорового образа жизни
- Тема 1.2. Социально-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности.
- 1.2.1 Закономерности индивидуального развития человека.
- 1.2.2.Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.2.3. Строение тела человека, его ткани, органы и физиологические
- 1.2.5 Мышечная система человека и её функции.
- 1.2.6. Изменения функционального состояния человека под влиянием физической нагрузки.
- 1.2.7. Основные принципы правильного питания.
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 2 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 2.1.1. Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий физическими упражнениями и спортом
- Тема 2.1.2. Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями
- 2.1.3. Лечебная физическая культура, её средства и методы
- 2.1.4. Основы массажа и самомассажа.
- Тема 2.2.1. Основы теории и методики физической культуры
- 2.2.2. Виды спортивной подготовки
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 3 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 3.1.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 4 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 4.1.1. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- Тема 4.2.1. Профилактика профессиональных заболеваний.