1.2.7. Основные принципы правильного питания.
Питание – связующее звено между организмом человека и внешней средой. Без питания жизнь невозможна.
Пища выполняет ряд жизненно важных функций:
-
служит главным источником энергии;
-
является материалом для строительства новых клеток;
-
снабжает организм биологически активными веществами – витаминами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности.
Сбалансированное питание предполагает включение в рацион в определенном количестве все необходимые питательные вещества.
Питательные вещества состоят из: белков; жиров; углеводов; витаминов; минеральных веществ и воды.
Рациональное питание основано на следующих принципах:
-
достижение энергетического баланса;
-
установление правильного соотношения между основными питательными веществами;
-
сбалансированность минеральных веществ и витаминов;
-
ритмичность приёма пищи.
Белки – это главный строительный материал для всех органов и тканей.
Полноценные белки содержаться в продуктах животного происхождения: молоке, яйцах, рыбе, сыре, говядине, баранине, мясе домашней птицы (курином, гусином).
Жиры – сложные органические вещества, состоящие из глицерина и жирных кислот.
Витамины – биологически активные органические соединения, необходимые для нормального функционирования организма. Витамины синтезируются организмом или поступают вместе с пищей.
При отклонениях в поступлении достаточного количества витаминов в организм возникают разного рода заболевания:
-
гиповитаминоз - недостаток витаминов в организме. Его симптомами являются:
-
быстрая утомляемость;
-
ухудшение самочувствия;
-
снижение работоспособности;
-
ослабление защитных сил организма.
-
авитаминоз – возникает в результате длительного и полного отсутствия витаминов в организме, что приводит к тяжелым заболеваниям;
-
гипервитаминоз - возникает при избыточном поступлении витаминов. Его характерные черты:
-
покраснение кожи;
-
состояние общего нервного возбуждения;
-
бессонница;
-
слабость.
Известно около 50 витаминов. Они делятся на 2 группы: жирорастворимые (поступающие в организм вместе с жирами), и водорастворимые (содержащиеся во многих пищевых продуктах).
К жирорастворимым витаминам относятся:
-
витамин А – влияет на зрение, рост, развитие организма, увеличивает сопротивляемость инфекциям;
-
витамин D – регулирует обмен кальция и фосфора, способствует росту костей, нервно-мышечной активности;
-
витамин E – является антиоксидантом, участвует в образовании и защите эритроцитов, мышц и других тканей;
-
витамин К – способствует свёртываемости крови, образованию костей.
В водорастворимым витаминам относятся:
-
витамин В1 (тиамин)- способствует превращению белков, жиров и углеводов в энергию;
-
витамин В2 (рибофлавин) -- участвует в клеточном дыхании;
-
витамин В6 (пиридоксин) – осуществляет синтез белков и жиров;
-
витамин В12 (кабаламин) – участвует в образовании эритроцитов, улучшает деятельность нервной системы;
-
витамин С (аскорбиновая кислота) – является антиоксидантом, увеличивает устойчивость к инфекциям, способствует заживлению ран и образованию соединительной ткани;
-
витамин РР – участвует в клеточном дыхании, стабилизирует деятельность желудочно-кишечного тракта, печени.
Витамины могут поступать в организм человека в виде поливитаминных препаратов. Особенно организм испытывает острую необходимость в витаминах весной.
Минеральные вещества – неорганические соединения, служащие структурными составляющими зубов, костей, мышц и клеток крови. Организм не способен самостоятельно их вырабатывать, поэтому он получает минеральные вещества с пищей. Многие из них растворимы в воде, поэтому их избыток легко выводится с мочой.
Кроме структурной, минеральные вещества выполняют ещё ряд важных функций:
-
регуляции обмена веществ;
-
синтеза белка;
-
обеспечения мышечного сокращения; свертывания крови, обеспечение проницаемости клеточной мембраны.
Минеральные вещества делятся на 2 класса:
-
макроэлементы (необходимые организму в относительно больших количествах). К ним относятся:
-
фосфор;
-
магний;
-
кальций;
-
натрий;
-
калий;
-
хлор;
-
сера и др.
-
микроэлементы (потребность в них несколько ниже). К ним относятся:
-
цинк;
-
фтор;
-
медь;
-
железо;
-
йод;
-
марганец;
-
кобальт и др.
Вода – одна из важнейших составляющих организма, служит растворителем для питательных веществ и шлаков. Также вода выполняет следующие функции:
-
регуляции температуры тела;
-
поддержания кислотно-щелочного равновесия;
-
участия во всех химических реакциях, происходящих в организме.
При уменьшении количества воды в организме на 1% массы тела человек начинает испытывать жажду. Если потеря воды достигает 10%, наступает почечная недостаточность. Потеря воды в объёме 20% приводит к смерти от обезвоживания организма. Ежедневно организм теряет 2-3 л воды с потом, дыханием, мочой и фекалиями. В процессе производства энергии организм вырабатывает в день около 0,5 л воды. Поэтому человеку необходимо в день потреблять примерно 2 л воды. Водой богаты многие фрукты и овощи. Например, огурцы состоят из воды на 95%, дыня, арбуз, шпинат – на 95%, ананас, апельсин и груша – на 80%.
Принципы рационального питания играют важную роль в формировании здорового образа жизни студента. Они имеют значение при:
-
достижении энергетического баланса;
-
установлении правильного соотношения между основными пищевыми веществами – белками, жирами и углеводами;
-
сбалансированности минеральных веществ и витаминов;
-
ритмичности приёма пищи.
При попадании в организм пищевые вещества расщепляются (сгорают), выделяя при этом энергию. Энергия измеряется в калориях (килокалориях). Разные питательные вещества выделяют разное количество энергии:
-
1 г белка выделяет 4,1 ккал;
-
1 г жиров – 9,3 ккал;
-
1 г углеводов – 4.1 ккал.
Суточная норма расхода энергии для работников физического труда составляет около 3000 ккал, для работников умственного труда – 2200 2500 ккал.
Энергия расходуется в двух направлениях:
-
на физиологические потребности организма;
-
поддержание постоянной температуры тела;
-
кровообращение;
-
деятельность внутренних органов и др.;
-
на выполнение физической нагрузки.
Основная часть энергии (50-60%) расходуется на обеспечение жизнедеятельности человека (дыхание, кровообращение, мозговая деятельность), 10-15% энергии идет на усвоение самой пищи и 30-40% уходит на обеспечение физической активности человека.
Потребность организма в энергии определяется рядом факторов:
-
возрастом;
-
климатом;
-
уровнем обмена веществ;
-
уровнем физической активности.
-
Физиологически правильный рацион основывается на правиле диетологии – равенстве потребления и расхода энергии. Недостаточная калорийность пищи не сможет обеспечить процесс восстановления организма, а избыточная калорийность приводит к избыточному весу тела и к ожирению.
-
Приём пищи должен быть регулярным и происходить в одно и то же время. Это обеспечит функциональную готовность организма к приёму пищи и обеспечит качественную её переработку.
-
Основной особенностью питания при занятиях физической культурой и спортом является небольшой объём потребляемой пищи в сочетании с её достаточно высокой калорийностью.
-
Переедание перед тренировочным занятием или соревнованием ведет к значительному снижению работоспособности организма. И наоборот, тренировка натощак недопустима, т.к. длительная работа может привести к истощению энергетических запасов организма.
-
За день до соревнований следует принимать пищу, богатую углеводами, а в день соревнований за 2-3 часа до их начала выпить фруктовый сок или минеральную воду.
Нельзя приступать к еде сразу после физических нагрузок, надо подождать 20-30 мин., чтобы стабилизировалась деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем и были созданы условия для работы пищеварительной системы. Для этого вначале принимают жидкую или полужидкую пищу, а через час – более твёрдую. Фрукты и овощи должны составлять 1—15 % общей калорийности принимаемой пищи.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов специальной медицинской группы по освоению теоретического раздела дисциплины «Физическая культура»
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 1 курса по дисциплине «Физическая культура»………………………………… …5
- Тема 1.1. Физическая культура в общекультурной и
- Тема 1. 2. Социально-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности…………………………………… 40
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 2 курса по дисциплине «Физическая культура»…………………………………..54
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 3 курса по дисциплине
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 4 курса по дисциплине
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 1 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 1.2. Социально-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности
- Тема 1.1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1.1. Основные понятия и термины в теории физической культуры
- 1.1.2. Виды и направления использования средств физической культуры и спорта
- 1.1.3. Основные цели и задачи занятий физической культурой и спортом
- 1.1.4. Средства физического воспитания
- 1.1.5. Физические качества человека
- 1.1.6. История возникновения Олимпийских игр.
- 1.1.7. Физическое воспитание как основа нравственности человека.
- 1.1.8. Взаимосвязь физической культуры и здорового образа жизни
- Тема 1.2. Социально-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности.
- 1.2.1 Закономерности индивидуального развития человека.
- 1.2.2.Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- 1.2.3. Строение тела человека, его ткани, органы и физиологические
- 1.2.5 Мышечная система человека и её функции.
- 1.2.6. Изменения функционального состояния человека под влиянием физической нагрузки.
- 1.2.7. Основные принципы правильного питания.
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 2 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 2.1.1. Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий физическими упражнениями и спортом
- Тема 2.1.2. Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями
- 2.1.3. Лечебная физическая культура, её средства и методы
- 2.1.4. Основы массажа и самомассажа.
- Тема 2.2.1. Основы теории и методики физической культуры
- 2.2.2. Виды спортивной подготовки
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 3 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 3.1.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
- Тематика теоретического раздела для компьютерного тестирования студентов 4 курса по дисциплине «Физическая культура»
- Тема 4.1.1. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
- Тема 4.2.1. Профилактика профессиональных заболеваний.