Оглавление
Введение | 4 |
Глава 1. Туризм как социально-экономическая система | 5 |
1.1. История развития мирового туризма | 5 |
1.2. История развития российского туризма | 7 |
1.3. Туризм как социально-экономическая система | 10 |
Глава 2. Значение туризма в решении экономических, социальных и других проблем общества | 13 |
2.1. Экономическое значение туризма | 13 |
2.2. Социальное значение туризма | 16 |
2.3. Гуманитарное значение туризма | 16 |
2.4. Факторы влияющие на развитие туризма | 17 |
Глава 3. Терминология и понятийный аппарат туризма | 21 |
3.1. Сущность и критерии туризма | 21 |
3.2. Классификация туризма | 22 |
3.3. Факторы вызывающие потребность в туризме | 30 |
Глава 4. Индустрия туризма | 31 |
4.1. Организаторы туризма: туроператор и турагент | 33 |
4.2. Турист как потребитель, типология туристов | 35 |
Глава 5. Туристская услуга, туристский пакет, туристский продукт | 39 |
5.1. Туристская услуга | 39 |
5.2. Туристский пакет. Составные элементы турпакета | 39 |
5.3. Туристский продукт и его составные части | 40 |
5.4. Тур и туристский маршрут | 42 |
Глава 6. Регулирование туристской деятельности | 44 |
6.1. Международное регулирование туристской деятельности | 44 |
6.2. Регулирование сферы туризма в РФ | 47 |
Глава 7. Современное состояние туризма | 50 |
7.1. Современное состояние мировой туристской отрасли | 50 |
7.2. Современное состояние туристской отрасли в России | 52 |
7.3. Современное состояние туризма в Хабаровском крае | 58 |
Глоссарий | 63 |
Библиографический список | 65 |
Приложения |
|
Введение
Туризм как массовое социальное явление сформировался в середине XX века и к его концу показал свою динамичность и доходность как сектор экономики. Эффективность инвестиционных вложений в туризм, по мнению международных экспертов, может быть сравнима с нефтедобывающей и перерабатывающей промышленностью с той лишь разницей, что в отличие от них здесь используются неисчерпаемые ресурсы Земли. На его долю сегодня приходится около 10% мирового валового национального дохода, 8% общего объёма мирового экспорта и 30—35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют порядка 12% мирового валового национального продукта.
Появившись как сфера отдыха и развлечений, туризм со временем стал интенсивно развивающейся отраслью экономики, в которой велика доля живого труда, имеют место ускоренная амортизация и высокая норма окупаемости капиталовложений. Сегодня во многих странах туризм занимает значительное место в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оптимизации внешнеторгового баланса. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует расширению международных контактов и т. д.
Значимость туризма определяется и его социальными функциями. Общеизвестна роль туризма в обеспечении взаимопонимания между народами, открытости международных обменов, содействии сохранению культурной самобытности, коллективному и индивидуальному совершенствованию. Развитие туризма также обеспечивает сохранение и развитие культурного потенциала, способствует решению экологических задач, проблем занятости, образования и медицинского обслуживания, повышению уровня жизни населения, внедрению новых средств распространения информации и многому другому.
Устойчивое развитие туризма возможно при соблюдении ряда условий, одним из которых является высокий уровень профессиональной подготовки специалистов. Их обучение может быть обеспечено при наличии соответствующей учебно-методической литературы. Однако, несмотря на большое количество разрозненных публикаций, систематизированных учебных пособий по туризму явно недостаточно. Между тем дисциплина “Введение в туризм” является базовой при подготовке специалистов для туристской1 индустрии. Данное обстоятельство и побудило к созданию учебного пособия “Введение в туризм”, предназначенного для ознакомления студентов с миром туризма.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Оглавление
- Глава 1. Туризм как социально-экономическая система
- 1.1. История развития мирового туризма
- 1.2. История развития российского туризма
- Предпринимательский период (1890―1917 гг.)
- Организационно-централизованный период (1930―1970 гг.)
- Административно-нормативный период (1970—1990 гг.)
- Переходный период (экономически свободный) (с 1990 г.)
- 1.3. Туризм как социально-экономическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2. Значение туризма в решении экономических, социальных и других проблем общества
- 2.1. Экономическое значение туризма
- 2.2. Социальное значение туризма
- 2.3. Гуманитарное значение туризма
- 2.4. Факторы, влияющие на развитие туризма
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3. Терминология и понятийный аппарат туризма
- 3.1. Сущность и критерии туризма
- 3.2. Классификация туризма
- 3.3. Факторы, вызывающие потребность в туризме
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4. Индустрия туризма
- 4.1. Организаторы туризма: туроператор и турагент
- 4.2. Турист как потребитель, типология туристов
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Туристская услуга, туристский пакет, туристский продукт
- 5.1. Туристская услуга
- 5.2. Туристский пакет. Составные элементы турпакета
- 5.3. Туристский продукт и его составные части
- 5.4. Тур и туристский маршрут
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6. Регулирование туристской деятельности
- 6.1. Международное регулирование туристской деятельности
- 6.2. Регулирование сферы туризма в рф
- Глава 7. Современное состояние туризма
- 7.1. Современное состояние мировой туристской отрасли
- 7.2. Современное состояние туристской отрасли в России
- 7.3. Современное состояние туризма в Хабаровском крае
- Библиографический список
- Десятка ведущих турфирм Хабаровского края
- Учебное издание