logo search
judo

Дзюдоистов высокого класса

Подготовка спортсменов высокого класса — это многогранный и многолетний процесс обучения, воспитания и совершенствования всех сторон подготовки спортсмена. Это своеобразная программа подготовки по разделам и годам, которая позволяет своевременно и в нужном объеме предложить занимающимся необходимый материал.

Ниже показана примерная схема поэтапной многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса. Из нее видно, что подготовка в дзюдо — это многоэтажное здание, сложенное от фундамента до крыши из отдельных кирпичиков с определенной последовательностью по конкретной схеме. Это многолетний институт дзюдо, на каждом году которого по любому разделу тренер должен иметь подробный план. Пока это просто свободные ячейки, в которые специалистам необходимо заложить соответствующую информацию, систематизировать ее, и предложить тренерам для практического использования.

Верхняя горизонтальная часть схемы имеет возрастно-этапную градацию, основанную на возрастных особенностях человека и ряде социальных факторов. Психологами замечено, что человеческая жизнь протекает по возрастным этапам. Они называют их периодами плавного и резкого изменения личности (кризисы), когда личность переходит на качественно новую ступень. В нашей жизни эти и другие периоды обусловлены еще и некоторыми социальными факторами. 15 лет — окончание девяти классов, выбор профессии, учеба в специальных учебных заведениях. 17 лет — окончание средней школы, еще один период выбора, переоценка взглядов на занятия спортом и т. д. 20 лет — демобилизация из рядов Советской Армии, начало самостоятельной жизни, пересмотр отношения к занятиям спортом, возрастное изменение мотивации и т. д.

Исходя из всего этого, определяются этапы подготовки, которым соответствует возраст, стаж занятий, уровень спортивной подготовки.

10—12 лет — этап предварительной подготовки. Здесь проводится общая и специальная подготовка к изучению техники дзюдо. Проходит отбор для дальнейшей специализации, а также ряд других мероприятий, соответствующих целям и задачам данного периода. В зависимости от условий для занятий и методики в обучении этот этап может начинаться и в более раннем возрасте.

12—15 лет — этап начального изучения техники дзюдо. В это время изучается классическая техника дзюдо, которая может преподаваться в виде поясов.

15—17 лет — этап углубленного изучения техники дзюдо, ее совершенствования, когда идет изучение неклассической техники, закладывается база технической подготовки и т. д.

17—20 лет — этап спортивного совершенствования. Идет совершенствование индивидуального мастерства с широким применением тактики, закладывается база соревновательной подготовки. Хорошо подготовленный спортсмен в этом возрасте может показать высокие результаты. Объем нагрузки на этом этапе достигает своих максимальных величин.

20—22 года — этап наибольшей готовности (рекордный). Если по всем этапам подготовка велась без срывов, то спортсмен в этом возрасте должен показывать наивысшие результаты и выполнить норматив мастера спорта международного класса.

Дальнейшая спортивная судьба спортсмена, его стабильность и долголетие зависят от правильного и рационального использования его возможностей.

Вертикальная часть схемы состоит из трех разделов:

1. Планирование и контроль спортивной деятельности. В этом разделе предусмотрена четкая постановка целей, определение задач, поэтапно дается характеристика периодизации года, определяется среднегодовой и недельный объем нагрузки, планируется процентное отношение средств ОФП и СП, определяется процент интенсивной работы, планируется количество тренировочных дней и часов, предусматривается план микроцикла по периодам года, определяются поэтапные контрольные нормативы, отражающие все стороны подготовки спортсмена.

2. Раздел тактико-технической подготовки. В него входят техническая и тактическая подготовка, морально-волевая, психологическая, теоретическая, общефизическая. Этот раздел предусматривает освоение простейших навыков боевого раздела с целью усиления интереса и приобретения двигательной базы. Наряду с другими направлениями в подготовке в этом разделе планируются оздоровительные мероприятия, а также восстановление и реабилитация спортсмена после нагрузок.

3. Раздел развития физических качеств и функциональной подготовки. Здесь планируется год, период, средства, методы для направленного развития ловкости, гибкости, силы, скорости, силовой и скоростной выносливости. В связи с огромным влиянием функциональной подготовки на проявление всех остальных сторон подготовки в этом разделе планируется развитие основных путей энергообеспечения — аэробный, лактатный, смешанный и алактатный.

На страницах данной книги предлагается материал и все то, что с ним связано для заполнения первых пяти клеток технической подготовки, а также в общих чертах раскрываются направления дальнейшего совершенствования.

Если в дальнейшем по каждому из разделов и направлению в подготовке специалистами будут разработаны детальные программы с рекомендациями по их использованию, мы получим комплексную программу многолетней подготовки дзюдоистов высокого класса. Создав теоретическую платформу в виде такой программы и увязав ее с вопросами организации подготовки с учетом реальных практических возможностей, проведя ряд способствующих этому мероприятий, мы сможем получить стройную систему подготовки спортсменов высокого класса.

Необходимо только помнить о том, что полный смысл слова «система» — определенный порядок в расположении и связи частей в действиях.