logo search
дипломная Минак 46 группа переделанное

5.2 Примерные игры, развивающие музыкальность [14, 4]

Идейно – эмоциональное содержание музыкального произведения композитор передает с помощью средств музыкальной выразительности – мелодии, гармонии, темпа, ритма и т.д. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел композитора. С первых занятий следует учить детей понимать содержание музыки, вникать в её сущность. При разборе произведений облегчают понимание музыки подзаголовки, определяющие замысел композитора, например: «Баба - Яга», «Рынок» и др. из «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Такие произведения называют программными. Для опер имеется литературный текст, конкретизирующий их содержание, для балетов – либретто. Содержание песен и романсов раскрывается в тексте.

О содержании музыки, не имеющей конкретной программы («Прелюдия», «Этюд», «Рондо» и др.), можно судить по впечатлению, оставленному произведением в целом, по мелодии, оттенкам звучания, темпу, построению. Так, название «Прелюд» ещё не раскрывает содержание музыки и требует разбора в каждом отдельном случае. Полезно сравнить несколько произведений с одинаковым названием. Занимающиеся слушают прелюдию Ф. Шопена, соч. 28 №20, и прелюдию.

Прокофьева, соч. 12, №7. Не определяя конкретного задания, преподаватель предлагает выбрать ту, содержание которой больше соответствует средствам музыкально – ритмического воспитания. Для упражнения вполне можно использовать светлую и спокойную музыку Прокофьева. Прелюдия Шопена вызывает мрачные представления и поэтому не подходит.

Помогают понять замысел музыки указывания композитора в нотном тексте, которые касаются исполнения всего произведения или его частей: «Задушевно», «Энергично с огнём», «Весело» и др.

С помощью музыкальных игр решаются те же задачи, что и при проведении упражнений на согласование движений с музыкой. Но здесь выполнение упражнений усложняется внесением элемента соревнования, который способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.

Примером игры на связь содержания музыки с характером движений может быть игра «Быстро по местам!» м/р – 2/4, темп умеренный.

Описание игры. С началом музыки, играющие произвольно двигаются по площадке, выполняя различные прыжки и бег соответственно содержанию. С окончанием музыки останавливаются. По команде: «Быстро по местам!» - бегут и становятся в том же порядке, в каком стояли до начала игры. Победительницей считается команда, которая построится быстрее и организованнее других. Связь упражнений с мелодией и регистром звучания музыки.

Мелодия означает пение, напев. Это основа музыки, и в ней в первую очередь выражен замысел композитора. Мелодия – одноголосное выражение музыкальной мысли.

Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определенном соотношении по высоте и имеющих определенный темп и ритм. Мелодия помогает запомнить музыку, а, следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, занимающиеся могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восстановить (на основе сформировавшихся условно рефлекторных связей между музыкой и движением) последовательность упражнений. Она как бы подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов. У мелодии есть свои законы. Основной её закон – волнообразность. Мелодическая линия имеет изгибы – нарастания и спады. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте – мелодический рисунок. Важнейшие виды мелодического рисунка:

  1. Восходящее движение мелодии, т.е. переход к более высоким звукам;

  2. Нисходящее движение – переход к более низким звукам;

  3. Волнообразное движение, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Мелодическая вершина – самый высокий звук, достигнутый мелодией при каждом её подъёме.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или его части.

Для определения мелодии можно выполнять следующие задания. При звучании вальса все строятся в круг, при звучании польки – в шеренгу, при звучании марша – в колонну. Задания можно варьировать, предлагая другие мелодии и другие формы построения.

Различное направление мелодического рисунка можно передать следующим упражнением: при движении мелодии вверх плавно поднять обе руки вверх, при движении мелодии вниз – плавно опустить.

Волнообразное движение мелодии сочетается с упражнением: И.п. – полуприсед на двух ногах, руки назад к низу, небольшой наклон туловища вперёд.

На счёт 1 – 4 – 4 небольших шага вперёд постепенно поднимая руки вверх и выпрямляя туловище, 5 – стойка на носках, резкий наклон головы назад, кисти резким движением назад, ладони вверх; 6 – 8 медленное полуприседание, руки плавно опускаются вниз – назад. На следующие восемь счетов всё повторяется. Передавая рисунок этой плавной мелодии движениями, занимающиеся лучше воспринимают её. Примером игр на определение мелодии, может быть «Запомни мелодию».

Описание игры. Все играющие делятся на команды. Строятся в колонны. Перед каждой колонной на расстоянии 8м – стул. В командах каждый участник пронумерован. Каждому номеру даётся мелодия, например: 1 – му – полька; 2 – му – марш; 3 – му – мазурка; 4 – му – вальс; 5 – му – галоп.

Музыкант играет галоп. Все пятые номера бегут вперёд, обегают свой стул и становятся на своё место. Если мелодия не прекратилась, то ещё раз обегают стул. Участник, выполнивший задание первым и без ошибок, приносит команде очко. Затем музыкант играет какую-нибудь другую мелодию.

Другой вариант: услышав свою мелодию, участники продвигаются танцевальными движениями.

Регистры – различная высота звучания музыки. В каждом голосе или инструменте условно различают три регистра: высокий, средний и низкий. Регистр помогает создать образ, контрастность в музыке.

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мышечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнить ходьбу на носках, в среднем – ходьбу, в низком – ходьбу выпадами.

Для закрепления умений занимающихся двигаться в соответствии с регистром звучания музыки можно провести музыкальную игру «Узнай регистр».

Описание игры: играющие строятся парами по кругу, левым боком к центру. В центре круга – водящий. Под музыку галопа, польки, вальса, мазурки играющие двигаются по кругу соответствующим танцевальным шагом. С прекращением музыки все останавливаются и слушают, в каком регистре звучит мелодия хорошо известной песни. Заранее обусловлено, что на высокий регистр перебегают и становятся в пару игроки внутреннего круга, на низкий – наружного. В это время входящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим, или побывал им меньшее количество раз.

Ритм и размер музыкального сопровождения. Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей. Звуки записываются знаками – нотами. Длительность нот легко воспроизвести движениями: хлопками, ударами ноги, шагами, например:

  1. Шагать на четыре счёта четвертями, затем на четыре счёта половинами. Обратить внимание занимающихся, что шаг стал в два раза медленнее.

  2. Шагать четвертями, а хлопать восьмыми.

  3. Построиться тройками по кругу: двое стоят впереди, держась за руки, - это лошадки; сзади – кучер, который держит впереди стоящих за руки. Лошадки бегут восьмыми, а кучер, стараясь сдерживать их, шагает четвертями.

По команде преподавателя, теряя сцепление тройки, поворачиваются кругом и снова берутся за руки. Движение продолжается в обратную сторону, но кучера становятся лошадками и бегут восьмыми, а лошадки – кучерами и переходят на четверти. Музыкальным сопровождением может служить любая полька.

В музыке редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок мелодии. Значение ритмического рисунка для выразительности музыки велико. Например, уже ритмический рисунок сам по себе может характеризовать некоторые жанры музыки.

В музыке эмоциональный характер ритма делает его важным средством эмоционального воздействия, как на самого исполнителя, так и на зрителя.

Воспроизведение ритмического рисунка движениями развивает музыкальную память, координацию движений, быстроту реакции. Для закрепления умения воспроизводить ритмический рисунок движениями можно выполнять следующее упражнение и повести игру:

  1. Записывать на доске простейший ритмический рисунок и воспроизвести его хлопками, ударами ноги, сочетая всё это с подсчётом.

  2. Описание игры. Играющие становятся в две колонны. Расстояние между колоннами 2 – 3 метра. Перед каждой колонной лежит в ряд 7 обручей. Возле каждого обруча на полу мелом написаны длительности. Перед началом игры дети прохлопывают ритмический рисунок. По команде преподавателя первые игроки под музыку марша (размер 4/4) перемещаются из одного обруча в следующий и находятся в обруче столько, какой длительности данный обруч соответствует. За первым игроком идет второй, а первый переходит в конец колонны. Игра заканчивается, когда все игроки пройдут через обруч. Играющий, не совершивший ни одной ошибки, приносит команде очко. Выигрывает та команда, которая совершила меньше ошибок и набрала большее количество очков.

В каждой мелодии, как правило, ударные доли через равные промежутки времени чередуются в строгой последовательности с более слабыми (неакцентированными) долями. Такая периодичность звуков называется метром.

Размер – выражение долей метра определённой длительностью.

Такт – отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли.

На уроках хореографии все упражнения начинаются из-за такта. За такт – неполный такт.

Музыкально – ритмические задания помогают занимающимся лучше понять размер музыкального произведения и четко выполнять упражнения в соответствии с долями такта.

Вначале занимающиеся учатся определять размер по количеству равных долей такта:

  1. Прослушать музыкальные примеры размером 2/4, 3/4, 4/4 и хлопком отразить сильную долю такта.

  2. Под музыку польки на сильную долю такта шаг вперёд, на слабую – легкий хлопок.

  3. Музыкальное сопровождение 3/4. На сильную долю такта прыжок с левой ноги на правую, затем два шага вперёд. На следующем такте прыжок с правой на левую.

  4. Построиться в две шеренги на боковых линиях зала лицом к центру. Передавать мяч противоположной шеренге ударом о пол на сильную долю такта. Размер музыкальных произведений менять через определенное количество повторений (8 – 16 тактов). Занимающиеся по слуху определяют смену размера музыкального сопровождения и изменяют протяженность выполняемых движений.

  5. На затакт поставить руки на пояс и выполнить ходьбу, акцентируя ногой сильную долю такта.

После этого занимающиеся переходят к изучению движений (тактировки), принятых для обозначения различных размеров.

Размер 4/4 И.п. – руки вверх ладонями вперёд. 1 – руки вниз, кисти согнуть ладонями к полу; 2 – руки скрёстно перед грудью; 3 – руки в стороны; 4 – руки вверх.

В размере 3/4 пропускается скрестное движение рук, на размер 2/4 опускается два средних движения.

Тактировку различных музыкальных размеров можно выполнять шагая на месте, в движении приставным шагом, шагом вальса. В дальнейшем при выполнении различных упражнений под музыку у учащихся закрепляется умение определить размер и показывать его тактировкой.

Примером сочетания упражнений с музыкальным размером может быть игра «Рывок за мяч». Для музыкального сопровождения можно использовать тему (7 вариаций) Л. Бетховена, М/р – 2/4.

Описание игры. Играющие строятся в шеренгу. В середине шеренги – руководитель с мячом. Слева от него – первая команда, справа – вторая. В командах должно быть равное количество игроков – не более 7 – 8 человек. Игроки рассчитаны по порядку от середины к краям. По команде руководителя на затакт играющие быстро поднимают ногу вперёд и делают под ней хлопок. На 1 – 2 такты, приставляя ногу, медленно поднимают руки вверх. На 3 такт и первую четверть 4 такта опускают руки. На затакт к 5 такту снова быстро поднимают ногу (другую) и делают под ней хлопок. Так продолжается до тех пор (в музыке каждые 4 такта ритмически одинаковы), пока руководитель, бросив мяч вперёд, не вызовет номер. Соответствующие игроки от каждой команды бегут за мячом. Кто из них первый поймает мяч на лету, тот получает очко. После определения победителя руководитель забирает мяч, и игра продолжается. Выигрывает команда, первая набравшая обусловленное количество очков.

Игрок, который перед вызовом номера заранее перестал выполнять движение под музыку, победителем считаться не может. За ловлю мяча после удара об пол очко не присуждается. Если вызванные игроки поймали мяч одновременно, обе команды получают по очку.

Эмоциональное состояние человека отражается не его поведении. Так взволнованность, тревога обычно сопровождаются быстрыми и резкими движениями. Спокойствию свойственны умеренные темпы движений. Оттенки музыкальных темпов так же разнообразны, как эмоции. Грустная музыка обычно связанна со спокойным темпом, весёлая – с более быстрым. Тревожная музыка чаще бывает быстрой, торжественная – медленной. Таким образом, характер музыки воспринимается, прежде всего, через её темп.

Темп – скорость исполнения музыки.

Произвольно изменять скорость музыкального произведения нельзя, так как это влечёт за собой изменение его содержания.

К. С. Станиславский в своём труде «Работа актёра над собой» отметил, что нередко прекрасная пьеса, хорошо поставленная и сыгранная, не имеет успеха потому, что она исполняется в чрезмерно замедленном или необоснованно быстром темпе. Нельзя сыграть трагедию в темпе водевиля, а водевиль в темпе трагедии.

Обозначений музыкальных темпов довольно много. Занимающимся достаточно познакомиться с основным названием темпов: adagio (адажио) – медленно; andante (анданте) – умеренно; allegro (аллегро) – быстро.

Для большей выразительности музыкального произведения применяются постепенное ускорение или замедление темпа исполнения: accelerando (агелерандо) – ускорение; ritardando (ритардандо) – замедление.

Для овладения различными темпами занимающимся дают специальные задания. Прослушав музыкальное произведение, они определяют и называют темп, смотрят в нотах запись темпа, а затем выполняют движения с соответствующей скоростью.

Например:

  1. Стоя по кругу и держась за руки, на медленный темп идти мягким шагом по кругу. При переходе музыки на быстрый темп разделить круг на четыре малых круга и двигаться высоким бегом.

  2. При медленном темпе идти парами, при быстром – обегать друг – друга.

  3. Ходьба в темпе марша под музыку.

Через 8 тактов прекратить музыкальное сопровождение. Занимающиеся продолжают ходьбу, сохраняя взятый темп. Через 8 тактов снова возобновить музыкальное сопровождение, чтобы ученики проверили правильность сохранения темпа. Характер предлагаемых отрывков для ходьбы желательно менять.

В подобные упражнения можно включать ходьбу острым и высоким шагами.

Задания на изменения темпов преследуют задачу научить занимающихся переходить от медленных движений к быстрым и обратно.

Примеры таких заданий:

  1. Стоя по кругу, передавать мяч соседу справа на два счёта под музыкальное сопровождение, темп которого изменяется.

  2. Предварительно прослушав музыку, прошагать под неё в два раза медленнее и пробежать в два раза быстрее.

Для закрепления навыков выполнения упражнений в соответствии с темпом музыкального произведения можно провести игру «Передача мяча по кругу».

Описание игры: Участники построены в круг лицом к центру. У одного из играющих в руках мяч. Звучит музыка в различном темпе: медленном, среднем, быстром. При медленном темпе участники передают мяч соседу вправо по кругу; при среднем – передают мяч на уровне груди, а при быстром – перекатывают по полу.

Участники, допустившие ошибки, выбывают из игры. Победителями считаются участники, не допустившие ошибок в определении темпа. Тренеру – хореографу следует помнить, что существует определенная зависимость между музыкальным темпом и амплитудой выполнения упражнений.

Как правило, в быстром темпе выполняют короткие по амплитуде движения с участием отдельных частей тела – рук, ног, головы, а также движение кистями, предплечьями, стопой.

Умеренный медленный темп позволяет выполнять упражнения с участием более крупных частей тела.

Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки являются динамические оттенки.

Динамические оттенки – изменение громкости звучания при исполнении музыкального произведения.

Динамические оттенки очень важны для передачи выразительности музыки и движений. Чаще всего употребляются следующие динамические оттенки: forte (форте) – громко; piano (пьяно) – тихо, а также их изменения: crescendo (крещендо) – усиливая, diminuendo (диминуэндо) – ослабляя.

В зависимости от динамических оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными; резко акцентированными или слитными и плавными; свободными и широкими или мелкими и изящными. Трудно перечислять всё разнообразие двигательных красок, которое может продиктовать музыка.

Примерные задания на связь упражнений с динамическими оттенками музыки:

  1. При громком звучании музыки идти высоким шагом, при тихом – мягким.

  2. При громком звучании музыки продвигаться скачками, при тихом – принять позу.

  3. Резкое изменение силы звучания: тихое звучание – ходьба на носках, громкое – прыжки на месте.

  4. Постепенное увеличение силы звучания: ходьба с постепенным расширением круга. Постепенное уменьшение силы звучания: повторить движение предыдущего задания, выполняя его в обратной последовательности.

  5. Музыкальная игра «Запев, припев».

Описание игры: Для игры требуются флажки (по два на каждого игрока). Каждая команда строится в колонну по два. Дистанция между колоннами 3 – 4 метра. У играющих в каждой руке по флажку.

На запев, который звучит громко, играющие двигаются строевым шагом в обход площадки, размахивая флажками над головой.

На припев, звучащий тихо, поворачиваются лицом друг к другу, встают на одно колено и тихонько поочередно правой и левой рукой стучат палочками флажков в темпе марша. В музыкальном сопровождении запев и припев не всегда следуют один за другим, чередование их произвольное.

Команда, игрок которой ошибся, получает штрафное очко. Игра повторяется обусловленное количество раз. Выигрывает команда, не получившая штрафных очков или получившая меньшее их количество.

Команда получает штрафное очко, если: при переходе к музыке с запева на припев играющий сделал лишний шаг и наткнулся на впереди стоящего; играющий задержался на колене, когда следовало идти вперёд; на музыку припева играющий не выполнил поворот на 90є.

При чтении вслух, в разговорной речи мы делаем остановки, небольшие паузы, так как без этого речь была бы бессвязна и малопонятна. В литературе существуют для этого знаки пунктуации, и чтение с соблюдением этих знаков называется выразительным чтением. При неоднократном прослушивании музыкального произведения сначала улавливается деление на крупные части, отличающиеся друг от друга по характеру и содержанию. Затем становится ощутимым и деление внутри этих частей.

Построения – части музыкального произведения. Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли.

Построение, выражающее относительно законченную музыкальную мысль, называется периодом. В нём соединяются два предложения. Предложение, в свою очередь, делится на более мелкие построения – фразы: небольшие и относительно законченные части музыкального произведения.

Для сопровождения упражнений в уроках в основном используются сочинения малой формы (песни, танцы, романсы и др.). В таких произведениях каждый период состоит из двух предложений, предложение – из двух фраз и каждая фраза – из двух или четырёх тактов.

Учить занимающихся выполнению упражнений в соответствии с построением музыкального произведения следует постепенно.

  1. Прослушать музыкальное произведение и отделить один период от другого хлопком. При повторении задания предложить занимающимся отметить хлопком конец первого предложения и второго. Уточняя слуховые впечатления от данного музыкального произведения, обратить внимание занимающихся на более мелкое деление внутри предложений и предложить им отметить хлопком все места, в которых они слышат это деление.

  2. Построить занимающихся в колону по два. Музыкальное сопровождение – марш. 1 – я фраза – движутся вперёд первые номера, выполняя семь шагов, начиная с правой. На счёт 8 – приставить левую; 2 – я фраза – то же выполняют вторые номера; 3 – я фраза – идут вперёд по парам; 4 – я фраза – все вместе выполняют шаг на месте.

  3. Прослушав музыкальное произведение – лирическое по содержанию со слитным характером звучания, выполнить следующее задание: 1 фраза – руки в стороны; 2 фраза – руки вверх; 3 фраза – руки вперёд; 4 фраза – руки в стороны; 5 фраза – руки вперёд; 6 фраза – руки в стороны; 7 фраза – волна руками; 8 фраза – вперёд, вниз. Все движения выполнять мягко, плавно.

Для закрепления умения выполнять упражнения в соответствии с построением музыкальных произведений можно провести музыкальную игру «Пустое место».

Описание игры: Играющие строятся в круг лицом к центру (интервал – 0,5 м). Снаружи круга стоит водящий. Играющие, прослушав два такта вступления, начинают хлопать в ладони в такт музыке (один хлопок на каждую четверть такта). Хлопки можно выполнять перед собой, над головой, за спиной. Водящий, прослушав вступление, обегает круг, снаружи в темпе музыки (он может передвигаться танцевальными шагами). С концом музыкального периода, т.е. на последний такт, водящий кладёт руки на плечи одному из стоящих в кругу. Водящий и избранный становятся спиной друг к другу и по команде преподавателя: «Раз, два, три!» (с последним счётом) бегут в противоположные стороны по кругу. Кто первым встанет на пустое место, тот и выиграл. Проигравший становится водящим. Самыми ловкими считаются игроки, которые ни разу не проиграли, соревнуясь в беге. Если водящий положил руки на плечи игрока раньше или позже последнего такта музыки, то соревнования не происходит, и он снова водит. Если один из игроков начал бег раньше последнего счёта команды: «Раз, два, три!», то он возвращается на место и счёт повторяется снова. Нельзя мешать бегущим и задевать стоящих.

Музыкальным сопровождением может служить любая полька.

Для преподавателя хореографии очень важно правильно подавать команды соответственно построению музыкального произведения.

Все команды подаются в зависимости от того, как построен музыкальный период. Так, если период состоит из четырёх музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четыре фразы, причём лучше не на вторую, а на четвёртую, когда музыкальная мысль закончена.