4.3 Физическая подготовка в хореографии [15]
В процессе занятий хореографией, естественно, развиваются определенные физические качества: увеличивается подвижность в суставах, сила мышц, выносливость. Однако для успешного освоения сложных прыжков, равновесий, поворотов необходимо целенаправленное развитие нужных качеств, базируясь на современных научно – методических основах, разработанных в спорте.
Известно, что развитие скоростно-силовых качеств протекает успешное при выполнении упражнений в максимальном теле. Такой режим мышечной работы позволяет увеличить силу мышц без значительного увеличения мышечного поперечника, то есть сохраняя удлиненную форму мышц. Этого требуют эстетические критерии гимнастики и балета.
Если мы хотим на уроке хореографии развивать прыгучесть, то прыжки, к примеру, на двух ногах на максимальную высоту по позициям, нецелесообразно проводить с музыкальным сопровождением, так как темп музыки в связи с различной высотой прыжка для одних будет слишком быстрым, для других – медленным. Аналогично, если мы даем в уроке большие махи (гран батман жете) не с целью освоения их структуры, а для развития скоростно-силовых качеств, их выполнение с музыкальным сопровождением также не рационально.
При работе с детьми следует помнить, что морфологическое и функциональное развитие осуществляется неравномерно в различных возрастных группах. Периоды ускоренного роста (сенситивные) чередуются с замедлением, стабилизацией. Наиболее благоприятным для развития тех или иных физических качеств является период, совпадающий с естественным ускорением развития соответствующих способностей.
Так, в возрасте 7-11 лет происходит интенсивное развитие способности к пространственной ориентировке, дифференцированию мышечного ощущения, что позволяет разучивать технически сложные движения.
В 14-15 лет способность к овладению сложной двигательной координацией ухудшается. Подвижность суставов по мере роста организма изменяется неравномерно. Наилучший возраст для развития гибкости – 7-13 лет, в последующие годы прирост замедляется. Способность к сохранению равновесия имеет в онтогенезе тенденцию к улучшению до 13 – летнего возраста (в ходе естественного развития).
Скоростно-силовые качества, определяющие прыгучесть в условиях естественного развития, достигают наибольшего прироста в возрасте 9-10 лет. Без специальных тренировочных воздействий дальнейшее развитие прыгучести может интенсивно увеличиваться и в 13-16 летнем возрасте. Эффективным для развития скорости движения считается возраст 9-13 лет.
Таким образом, наиболее благоприятным периодом для развития физических качеств является период естественного развития двигательного анализатора, завершающегося к периоду полового созревания (13-15 годам).
Далее приведем практические рекомендации по развитию основных физических качеств, обеспечивающих успешное освоение хореографических движений.
а) МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
Для развития гибкости помимо тех упражнений на растягивание, которые применяются в уроке хореографии, необходимо выполнять комплексы специальных упражнений. Для эффективного развития этого качества желательно выполнять специальные задания дважды в день: утром в виде зарядки и во второй половине дня на тренировке (в конце основной части). Для поддержания достигнутого уровня достаточно одноразовых занятий.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
Из стойки ноги врозь 20 пружинистых наклонов вперед.
Лицом к опоре, наклон назад (подбородок к груди), наклон назад с откинутой головой, правая рука вверх, затем то же, но левая. Держать 20 сек. Повторять упражнение 3 раза.
Боком к опоре, I свободная позиция. Махи вперед в максимальном темпе. Выполнять до тех пор, пока не возникает явного снижения скорости выполнения. То же в сторону, то же назад. То же с другой ноги. Чрез 2-3 мин. Повторить задание, выполняя махи, сгибая – разгибая работающую ногу, при движении назад – кольцом. Для гимнасток высокой квалификации рекомендуется выполнять упражнения с отягощением, прикрепленным к стопе от 1 до 3 кг
Из седа на пятках, перейти в упор на оттянутых носках, пружинить, сед на пятках, согнуть правую руку за голову, левую за спину (сцепить, соединить ладони, держать 20 сек, то же с другой руки (поменять руки), держать 20 сек.). Руки за спину, ладони соединить, отвести максимально назад – держать 20 сек. Повторить упражнение 3-4 раза.
Шпагат, правая вперед (для гимнасток высокой квалификации пятка правой ноги на возвышении от 10 до 20 см). Держать от 30 сек до 1 мин. То же левая вперед, то же в прямом шпагате. После 2-3 мин. отдыха повторить задание ещё раз. Упражнение выполняется с партнером:
Спиной к опоре, правая впереди, партнеру пружинистым движением поднять ногу на предельной высоте 10-20 с., расслабить мышцы бедра, партнер пружинистым движением поднимает ногу вперед до предела и т.д. Повторить 3-4 раза каждой ногой. Обратить внимание на выворотное положение бедра работающей ноги, опорная – в свободной позиции.
То же, стоя боком к опоре (близко, касаясь бедром опоры). Партнер стоит сзади занимающегося, одной рукой поднимает ногу, другой удерживает грудную клетку в положении прямо. Опорная и работающая нога выворотно. Задание то же, что и в упр.1.
То же, стоя лицом к опоре (близко) в I закрытой позиции. Пружинистые движения ногой назад (невыворотно) с помощью партнера.
То же, стоя лицом к опоре на расстоянии слегка согнутых рук, опорная нога в свободной III позиции.
То же, стоя лицом к опоре на расстоянии вытянутых рук с наклоном вперед.
В седее наклон вперед. Держать от 30 сек. До 1 мин.
В положении лежа на спине – прямые ноги за голову, носками касаться пола, держать от 30 сек. до1 мин.
б) МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ
Для развития прыгучести рекомендуется применить упражнения общей и специальной скоростно-силовой направленности. К упражнениям скоростно-силовой направленности относятся: бег, упражнения на силу мышц – сгибателей и разгибателей бедра голени, упражнения на развитие и укрепление голеностопного сустава и мышц стопы.
Упражнениями для развития специальных скоростно-силовых качеств служат прыжки с возвышения и отскоком, прыжки через препятствия. Все задания обязательно выполнять с целевой установкой на возможно быстрое отталкивание.
Для развития прыжковой выносливости целесообразно применять прыжки со скакалкой с отягощением около 7-8% от собственного веса. При этом прыжки выполнять сериями: количество прыжков в серии должно быть для каждой гимнастки индивидуальным и составлять 2/3 от максимально возможного количества прыжков.
Примерные упражнения для прыгучести:
Прыжки на двух, сгибая ноги через препятствие высотой 50% от максимальной высоты прыжка (по ленте Абалакова). Выполняются серями (от 1 до 3) длительностью от 30 сек до 1 мин. в каждой. Возможно выполнение прыжков через скамейку.
Прыжки с возвышения от 20 до 60 см (в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся) с последующим отскоком в прыжок ноги врозь (2-3 раза). Выполняются в течение 30-40 секунд. После отдыха 2-3 мин задание повторяется.
Прыжки на возвышение (20-30 см) в максимальном темпе в течение 30-40 сек. Упражнение выполняется сериями с интервалом отдыха от 30 сек. до 2-3 мин.
В исходном положении стойка на одной, другая согнута, носок у колена с опорой. Прыжки на одной при жесткой фиксации свободной ноги. Выполняется без помощи и с помощью рук. В фазе полета обращается внимание на оттянутый носок толчковой ноги. Дозировка подбирается индивидуально, количество прыжков постепенно увеличивается.
Выполнение серии прыжков до предела: 4 прыжка на двух ногах, 4 прыжка сгибая ноги (бедра параллельно полу), 4 прыжка ноги врозь с максимальным их разведением.
в) СУЩНОСТЬ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Занятия по физической подготовке могут проводиться в виде круговой тренировки, предложенной Р.Морганом, Д.Адамсоном и подробно разработанной М.Шолихом. Сущность круговой тренировки заключается в подборе упражнений разного воздействия, применяемых в определенной последовательности при обязательном условии дозировки для каждого занимающегося. Определены несколько наиболее характерных видов круговой тренировки.
Круговая тренировка по методу непрерывного упражнения, основной особенностью которой является выполнение упражнения на «станциях» (местах занятий выполнения того или иного упражнения) без пауз отдыха. Существует несколько разновидностей данного типа круговой тренировки. Это выполнение упражнений в круге (несколько «станций» определяют круг) или несколько кругов без пауз и целевого времени. Другой разновидностью данного метода является непрерывная работа, но с целевым (определенным) временем прохождения кругов. Теоретически возможно большое количество кругов, построенных по данному методу. Различая между ними, главным образом, заключаются в разном подходе к увеличению нагрузки: за счет объема работы или интенсивности выполнения упражнений.
Основной результирующий эффект данного вида круговой тренировки – это воспитание выносливости: общей, силовой, скоростно-силовой, скоростной.
Круговая тренировка по методу интервального упражнения с жесткими или полными интервалами отдыха. Преимущественная направленность данного метода заключается в развитии силы, скоростно-силовых качеств. Повышение нагрузки при данном методе тренировки производится путем увеличения числа прохождения кругов или увеличения числа повторений упражнений на каждой «станции» (выполнении серий). Наиболее изнуряющей является тренировка с жесткими интервалами отдыха.
При занятиях с гимнастками возможно применение любого варианта. Определяющим в каждом конкретном случае будут педагогические задачи (этап, периодизация спортивной тренировки), подготовленность занимающихся, их квалификация.
В содержание «круга» входят следующие упражнения:
Лежа на животе, зацепиться ногами за гимнастическую стенку, руками за голову, прогнуться 20 раз, прогнуться с поворотом туловища направо 20 раз, то же налево. Темп максимальный.
Лежа на спине. Стойка на лопатках, сед согнувшись. Упражнения выполняются в течение 30 секунд, в максимально быстром темпе.
Прыжки на возвышение (высота 30 см) в течение 30 сек. в максимальном темпе.
Боком к опоре. 10 махов вперед – назад, удержание ноги вперед в течение 10 сек., поднять выше, держать 10 сек., ещё выше – держать 10 сек. То же с другой ноги.
Отжимание в упоре лежа, в упоре сзади (до передела).
Боком к опоре вертикальное равновесие, нога вперед. Наклон назад, касаясь рукой пола (заднее равновесие) – и т.п. Выполнить 10 раз в максимальном темпе. То же с другой ноги.
Прыжки с возвышения 40 см и с последующим отскоком. Выполнять максимальное количество раз за 30 сек.
Прежде чем приступить к тренировке по круговой системе, определяется максимально возможное выполнение упражнений (МТ) всеми занимающимися, затем для каждой гимнастки определяется .
Теперь гимнастки могут приступить к тренировке по кругу, переходя от одной «станции» к другой. Время отдыха между «станциями» 2-3 мин. Постепенно дозировка увеличивается за счет выполнений не одного задания на «станции», а серии (2-3 раза с интервалом 2 мин.), а также за счет неоднократного прохождения полного круга. Режим тренировки, рассчитан на 2-3 месяца систематических занятий.
- Содержание
- Раздел 1.
- Раздел 2. Организация и методы исследования
- Раздел 3.
- Раздел 4. Охрана труда
- Введение
- Раздел 1
- 1. История развития и современное состояние художественной гимнастики [21, 3, 10]
- 2. Содержание и средства художественной гимнастики [6]
- 3. Цели и задачи для подготовки учащихся [8]
- 3.1 Содержание работы по этапам подготовки [5]
- 3.2 Возрастные особенности обучения [11, 9]
- 4. Методика проведения учебно-тренировочных занятий по хореографии [13]
- 4.1 Характеристика средств, применяемых на уроках хореографии [14]
- 4.2 Этапы хореографической подготовки в гимнастике [15]
- 4.3 Физическая подготовка в хореографии [15]
- 4.4 Классификация уроков хореографии [16]
- 4.5 Структура, принципы построения урока хореографии [23]
- 4.6 Подготовка и проведение урока хореографии [18]
- 4.7 Мастерство хореографа [7]
- 5. Музыкально-ритмическое воспитание
- 5.1 Значение музыки в художественной гимнастике [12]
- 5.2 Примерные игры, развивающие музыкальность [14, 4]
- 6. Психологическая подготовка гимнасток [20]
- Раздел 2. Организация и методы исследования
- 2.1. Цель и задачи исследования
- 2.2. Методы исследования.
- 2.3 Организация исследований
- Раздел 3. Сравнения хореографической подготовки в учебно-тренировочном процессе.
- 3.1 Результаты констатирующего обследования гимнасток, занимающихся хореографией.
- 3.2 Методика хореографической подготовки
- Раздел 4
- 4.1. Общие требования охраны труда.
- 4.3. Требования охраны труда во время работы
- 4.4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
- 4.5. Требования охраны труда по окончании работы.
- Список исспользованной литературы