logo search
фр

Медико-санитарное обеспечение

Соревнования. Медико-санитарное обеспечение тренировок и соревнований проводится по заявкам руководителей спортивных организаций, тренеров. Заявки подаются не позже, чем за неделю до начала соревнований в местные органы здравоохранения (врачебно-физкультурные диспансеры). В этом документе указывают: вид спортивного мероприятия, место, точные сроки проведения (месяц, число, часы), количество и состав участников, их спортивную квалификацию, а также адреса мест размещения и питания участников.

Для МСО лечебно-профилактические учреждения (врачебно-физкультурные диспансеры, кабинеты поликлиники, здравпункты и т. п.) выделяют в зависимости от масштаба соревнований медперсонал, медикаменты, перевязочный материал, а при необходимости и санитарный транспорт.

Врач обслуживает соревнования по следующим видам спорта: футбол, хоккей, баскетбол, ручной мяч, регби, бокс, борьба, гимнастика, акробатика, плавание, прыжки в воду и с лыжного трамплина, гребля, легкая атлетика, велоспорт, лыжный спорт, мотогонки, автоспорт, альпинизм, батут. Для МСО обычных тренировок, а также соревнований по другим видам спорта, кроме перечисленных достаточно присутствие среднего медперсонала. Главный врач (ГВ) назначается для МСО крупных спортивных мероприятий. ГВ является заместителем главного судьи (ГС) соревнований по медицинским вопросам и пользуется правами, предоставленными судьям. Он несет ответственность за здоровье участников соревнований. ГВ проверяет правильность заполнения заявок и других документов, разрешающих допуск участников к соревнованиям.

ГВ и врач, обслуживающий соревнования, имеют право с целью охраны здоровья участников: прекратить соревнование из-за резко изменившихся метеорологических условий (значительное снижение температуры воздуха, пурга, буран, ливень и т. п.); не разрешить открыть соревнования при недопустимом санитарно-гигиеническом и техническом состоянии мест его проведения. Через санитарно-эпидемиологическую станцию он привлекает виновных к ответственности.

ГВ и врач, обслуживающий соревнования, имеют право запретить спортсмену дальнейшее участие в соревнованиях при: а) получении спортивной травмы; б) остром заболевании или обострении хронической болезни; в) несоответствии возраста требованиям возрастных норм допуска к соревнованиям; г) выявлении случаев сгонки веса подростками, юношами; д) несоответствии одежды, обуви и защитных приспособлений, предусмотренных правилами соревнований. Врач официально представляет письменное запрещение в секретариат соревнований, и участника исключают из протоколов.

ГВ обязан проверить совместно с ГС гигиеническую и спортивно-техническую готовность мест проведения соревнований, для чего привлекаются работники санитарно-эпидемиологических станций. Это относится и к местам размещения участников, и к пищеблоку.

Для предупреждения заболеваний участников, приехавших из различных мест, проводятся противоэпидемиологические мероприятия (санитарная обработка, вакцинация, направление в медицинские учреждения и т. п.).

Учебно-тренировочные сборы. За МСО учебно-тренировочных сборов отвечает назначенный местным врачебно-физкультурным диспансером спортивный врач. Он составляет план работы, в который включаются следующие пункты:

1. Проверка медицинской документации — специальной карты, с которой участник приезжает на сбор. 2. Проведение регулярных обследований (при прибытии, через 5—7 дней, по мере необходимости и по окончании сбора). 3. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировок. 4. Контроль за санитарно-гигиеническим содержанием мест размещения и тренировок. 5. Наблюдение за питанием участников. 6. Организация и проведение необходимых лечебно-профилактических мероприятий (в том числе закаливания), восстановления. 7. Проведение спортивного массажа.

Врач сбора регулярно информирует тренерский совет о результатах обследования спортсменов, МСО. По окончании учебно-тренировочного сбора все участники проходят заключительное врачебное обследование. На тренерском совете на каждого участника врач и тренер дают медицинскую и спортивную характеристику, а врач — разрешение на участие в предстоящих соревнованиях.

Билет 28. 1. Педагогический контроль за занимающимися адаптивной физический культурой, самоконтроль

Педагогический контроль - это оценка педагогических сторон (компонентов) физического воспитания. Педагогический контроль включает: педагогический анализ занятий урочного типа. Анализ урока (занятия) имеет большое значение в деле повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы по исправлению различных нарушений физического развития и моторки.

Для этого организуется педагогический контроль-анализ, для характеристики, содержания, организации урока или тренировки. Моторная плотность урока рассчитывается как показатель, определяющий функциональную и физическую нагрузку.

М.П.= Т двигательного действия* 100% / Т занятия, где М.П. - моторная плотность; Т – время.

Моторная плотность на уроках физической культуры во вспомогательной школе может приближаться до 60-70 %, -80% на уроках легкой атлетики, подвижных и спортивных играх, но интенсивность нагрузки необходимо варьировать. Для расчета моторной плотности занятия проводят хронометраж, где тщательно регистрируется время выполнения всех двигательных действий учеников. Параллельно у одного из учеников определяется пульс до начала занятий, перед и после выполнения двигательных действий, а т.ж. по окончанию занятий, заполняется протокол физиологической кривой пульса.

Самоконтроль - самонаблюдение занимающегося над влиянием используемых нагрузок на общее состояние, работоспособность. Это позволяет оценить приспособление организма к физической нагрузке, путем ежедневных нагрузок им самим, изменений организма под влиянием учебно-тренировочного процесса или соревнований. Для этого каждый ведет дневник самоконтроля, в котором записывается: дата, сон, настроение, самочувствие, работоспособность, содержание тренировки, пульс, отмечает нарушение режима дня.

В дневнике самоконтроля фиксируют показания САН по 5-ти бальной системе, это позволяет тренеру изменить объем и интенсивность нагрузки.

Подсчет ЧСС выполняется в течении 10 сек и умножается на 6. В дневнике т.ж. отмечаются результаты взвешивания, которое целесообразно проводить раз в месяц, в зависимости от исходного веса, т.е. начала систематических занятий. Нормальный вес тела исчисляется по формуле: рост тела (см) минус 100 (при росте 165 см. минус 105 при росте 165-170 см. минус 110 при росте более 180см).

Билет 28. 2. Комплексная реабилитация больных с переломам позвоночника на поликлиническом этапе. Цели и задачи. Содержание программы КР

Длительность реабилитации – 2-3 года.

При благоприятном течении:

III этапПоликлинический

Цель: восстановление трудоспособности, поддержание на достигнутом уровне и в предупреждение прогрессирования заболевания.

Задачи:

  1. определение степени снижения физической работоспособности и проведения мероприятий по ее повышению,

  2. применение методов физиотерапии и гидробальнеотерапии для ускорения восстановительных процессов,

  3. оценка психологического статуса больного и проведение корригирующей терапии при показаниях,

  4. оценка социального статуса больного, определение утраты трудоспособности, решение вопроса трудоспособности и профилактической переориентации,

  5. организация и проведение занятий с больными и их родственниками по повышению знаний, касающихся целей, задач и содержанию реабилитации и вторичной профилактики при данном заболевании.

ПКР:

ЛФК самостоятельно.

Массаж спины / сегментарно-рефлекторных областей 2-3 раза в год.

Физиопроцедуры: магнитотерапия, ультразвук, электрофорез, импульсные токи на паравертебральные области соответствующего отдела позвоночника (область перелома) – выполняются поочередно.

При неблагоприятном течении – ход ПКР зависит от степени тяжести состояния больного ( потеря трудоспособности, обучение пользованием коляской и др.)

Билет 28. 3. Методы оценки функционального состояния ВНС

ВНС делится на симпатическую и парасимпатическую нервную систему. Симпатическая - рефлекс расширения бронхов, учащения и усиления сердечных сокращений, расширения сосудов сердца и легких, сужение сосудов кожи и органов брюшной полости, усиление деятельности желез внутренней секреции и потовых желез, рефлекс расширения зрачка.

Парасимпатическая - сужение бронхов, замедление и ослабление сердечных сокращений, сужение зрачка, бронхов.

Рефлексы ВНС - висцерально-висцеральный (с внутренних органов на внутренние органы)

моторно-висцеральный (ортостатическая проба – учащение сердцебиения при переходе из положения лежа в положение стоя - симпатический эффект).

Билет 29. 1. Общие основы развития физических качеств в АФК (закономерности и принципы)

Физические качества - врождённые морфофункциональные способности, благодаря которым возможна физическая активность, проявляемая в целесообразной двигательной деятельности.

Закономерности развития физических качеств:

1.Движение как ведущий фактор развития физических способностей.

2.Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими качествами.

3.Зависимость развития физических качеств от двигательных режимов.

4.Этапность развития физических качеств.

5.Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств.

6.Обратимость показателей развития физических качеств.

7.Перенос физических качеств.

Принципы развития физических качеств:

-Принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических качеств.

-Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий.

-Принцип оптимальности педагогических воздействий.

-Принцип вариативности педагогических воздействий.

-Принцип диагностики уровня развития физических качеств.

(Теория и организация АФК. Том 2.сгр. 120-129)

Билет 29. 2. Комплексная реабилитация больных после оперативного лечения заболеваний сосудов нижних конечностей на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации

Оперативное лечение проводиться при заболеваниях вен и артерий.

вены

артерии

Заболевания

- варикозная болезнь,

- тромбофлебит,

- флеботромбоз (изначально возникает воспаление образование тромбов)

- облитерирующий атеросклероз,

- облитерирующий тромоангеит

Характерно:

- нарушение оттока венозной крови, артериальный приток не нарушен.

- ухудшается приток артериальной крови.

Профилактика:

- венотоники,

- компрессионный трикотаж.

Операции:

- флебэктомия (удаление участков подкожных вен)

- шунтирование (например: аортальное)

Программа реабилитации:

После операции реабилитационные мероприятия практически не отличаются.

I этапСтационарный

Цель: восстановление нарушенных вследствие заболевания функций организма (для самообслуживания, передвигаться самостоятельно или с помощью приспособлений, быть психологически адаптирован к своему состоянию и настроенным на осуществление всей программы реабилитации).

Задачи:

  1. достижение стабилизации состояния больного с помощью медикаментов;

  2. ликвидация и предупреждение осложнений;

  3. оптимизация физической и психологической реабилитации больного с использованием лекарственных средств, ФК, массажа, физиотерапии, рефлексотерапии.

ПКР: Через 1 сутки после операции:

ЛФК: - лечение положением (при операциях на венах - приподнимается нижние кончесности, что стимулирует отток крови; при операциях на артериях - приподнимается головной конец),

- ЛГ: дыхательные упражнения, ФУ для дистальных отелов конечности.

Физиотерапия:

- диодинамические или синусоидальные моделированные токи на паравертебральные области пояснично-крестцового отела позвоночника,

- магнитотерапияна нижние конечности,

- УВЧ терапия на область операции,

- трансцеребральная электростимуляция при наличии болевого синдрома.

II этапСанаторный - чаще проводиться у лиц, с поражением артерий.

Цель: восстановление физического, психологического и социального статуса больного до того уровня, при котором он мог бы вернуться к труду, либо к тому или иному объему социальной активности, что обеспечило бы его интеграцию в общество и семью.

Задачи: - повышение переносимости физических нагрузок, сниженную вследствие основного заболевания.

ПКР:

ЛФК: + терренкур, гидрокинезотерапия (занятия в бассейне).

Массаж: сегментарно-рефлекторный (грудной и поясничный отделы позвоночника).

Физиотерапия:

- баротерапия (барокамера, чаще локальная),

- пневмокомпрессия при операциях на:

= венах - прямое подключение «снизу вверх» (гоним венозную кровь),

= артериях – обратное подключение «сврех-вниз»,

- бальнеотерапия (сероводородные углекислые, скипидарные ванны).

III этапАмбулаторно-поликлинический

!! Необходимо помнить о:

  1. снижении иммунитета кожи нижних конечностей,

  2. нарушении трофических процессов, склонности к травматизации кожи,

  3. возможности инфицирования и рецидива заболевания (например: при патологии вен - рожистое воспаление, при патологии артерий - гангрена).

Цель: восстановление трудоспособности, поддержание на достигнутом уровне и в предупреждение прогрессирования заболевания.

Задачи:

  1. осуществление периодического контроля за состоянием пациента,

  2. применение методов физиотерапии для ускорения восстанов-х процессов,

  3. оценка психологического статуса больного и проведение корригирующей терапии при показаниях,

  4. оценка социального статуса больного, определение утраты трудоспособности, решение вопроса трудоспособности и профилактической переориентации,

  5. организация и проведение занятий с больными и их родственниками по повышению знаний по вторичной профилактике.

ПКР:

Физиотерапия:

- субэритемные УФО нижних конечностей,

- дарсонвализацияНК,

- пневмокомпрессия илибаротерапия в зависимости от показаний 2-4 курса в год,

- импульсные токи на поясничную область (синусоидальные моделированные, интерстициональные токи, ЧЕНС в режиме БУРСТ).

Массаж: самомассаж (с питательными маслами, т.к. кожа тонкая, склонна к трещинам).

ЛФК:

с поражением вен

с поражением артерий

Исключаются:

- подскоки, прыжки,

- статические ФУ в ИП стоя.

- ФУ предусматривающие интенсивную нагрузку на нижние конечности.

Благоприятно:

Физическая нагрузка с минимальной интенсивностью способствует развитию коллатералей.

Необходимо:

- снижение массы тела,

- компрессионный трикотаж,

- венотоники.

-Упражнение Бюргера-Филатова

ИП лежа на спине, НН приподнять. сгибать и разгибать НН до болевых ощущений в икрах ИП сидя и НН опустить вниз.

Билет 29. 3. Функциональный контроль при поражения спинного мозга

Инвалиды перенесшие спинномозговую травму, при занятиях ф.к. испытывают влияние ряда специфических факторов, которые обусловлены поражением ЦНС и проявляются двигательной, сенсорной, вегетативной дисфункцией. Поэтому при решении вопроса о допуске к физическим тренировкам инвалид нуждается в углубленном обследовании, проведении ВЭМ. Специфическими факторами риска при занятиях ф. упр. являются:

-нестабильное положение туловища:

-гипотензивная реакция на физ. нагрузку:

-ортостатическая гипотензия;

-вегетативная дисрефлексия;

-мышечные спазмы;

Важным элементом контроля при выполнении физ. тренировок является измерение АД. Выполнение нагрузки может сопровождаться неадекватной реакцией АД, особенно ярко проявляется при травмах спинного мозга на высоком уровне (Т1-Т4), т.к. прекращается симпатическая иннервация сердца, следствием чего является отсутствие адекватного увеличения ЧСС, ударного объёма.

При этом наблюдается снижение АД при возрастании нагрузки, вследствие перераспределения сосудистого тонуса в работающих мышцах на фоне отсутствия увеличения сердечного выброса. Пребывание в положении сидя приводит к депонированию крови в нижней части тела и возникновению ортостатической гипотензии. Для оценки влияния физ. упражнений на состояние организма используют колясочную эргометрию, т.е. установка кресла коляски на валики эргометра.

Кресло-коляска может устанавливаться на тредмиле на ровной или поднятой под углом дорожке. Нагрузочный тест может выполняться в виде непрерывно возрастающей нагрузки или прерывистой, с перерывами отдыха: 4-6 мин. нагрузка. 5-10 мин. отдыха.

Скорость движения ленты тредбана поддерживается постоянной 3км/ч, изменяется угол наклона.

При колясочной эргометрни начальный уровень нагрузки составляет 5 Вт, увеличение на каждой ступени 5-10 Вт, субмаксимальная нагрузка 25-35 Вт.

Критерии прекращения колясочной эргометрии:

-Появление болевых ощущений в области сердца или за грудиной.

-Отрицательная динамика на ЭКГ

-Выраженное повышение АД.

-Достижение предельно допустимой ЧСС.

(Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в АФК. стр. 76-109.)

Билет 30. 1. Современные педагогические технологии оздоровления и социальной реабилитации учащихся вспомогательных школ

В настоящее время разработано немало педагогических технологий оздоровления аномального ребенка средствами физической культуры, что является одним из направлений его социальной реабилитации.

Методы активизации процесса физического воспитании. Паспортизация состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей является необходимы условием реализации принципа оздоровительной направленности. Исходным документом является «Паспорт здоровья и физического развития ребенка», который позволит зафиксировать динамику здоровья и двигательной сферы начиная с 5 лет. С ним могут познакомиться учителя, воспитатели, родители, сами учащиеся, поскольку паспорт хранится в личном деле ребёнка.

Можно вводить «Паспорт здоровья класса (группы)», «Паспорт здоровья школы (д/сада, ПТУ)», можно «увидеть» самого здорового ученика в классе, самого нездорового и в связи с этим продумать коррекционную работу по оздоровлению детей. Паспортизация — это то, с чего следует начинать физическому воспитанию в детском саду, школе, ПТУ и др.

Дометшие задания по физической культуре достаточно известны как способ интенсификации процесса физического воспитания.

Следует, однако, привести ряд положений, предусматривающих жизнеспособность домашних заданий:

Метод круговой тренировки

Коллективный способ обучения

Методы оценки и самооценки

Метод анализа и самоанализа

Развитие познавательной деятельности учащихся проводить на каждом уроке, используя для этого материалы теоретической подготовки из программы по физической культуре. Проводятся опросы учащихся, объяснения, рассказ, направленные на развитие речи, мышления, памяти, других психических функций, возможны также «разговор» на «языке движений, жестов», «объяснения», «рассказы» на этом «языке».

Развивается речь, повышается словарный запас, закрепляется терминология, вырабатывается правильное понимание сущности выполняемых упражнений, изменении функционального состояния организма при занятиях физической культурой

Метод работы по карточкам

Метод опорного конспектирования

Метод проблемного обучения

Введение дневников (тетрадей) контроля за деятельностью своего организма. Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Сущность ОДИ заключается в решении какой-нибудь проблемы (вопроса) или одновременно нескольких проблем (вопросов) путем так называемого мозгового Штурма. Для урока физической культуры можно было бы (в качестве примера ОДИ) предложить детям «Полет на Луну» с необходимостью продумывания и выполнения различных физических упражнений, которые потребуются космонавтам в полете и непосредственно на Луне, или «Поход по джунглям», «Маугли», «Скалолазы». «Переправа» и т.п. ОДИ разбивают у ребенка творческое воображение, реализуют идеи теории деятельностного подхода позволяя воспитывать целеустремленность, взаимопомощь, дифференцированно учитывать двигательные и умственные способности.

Метод анкетирования

Изложении на темы физической культуры.

Укрупнение дидактических единиц.

Сущность же данного подхода заключается в том, что на одном уроке могут быть пройдены несколько тем программы, близких по смыслу или содержанию, вместо того чтобы их проходить по отдельности. Или же идет изучение одной какой-то темы и здесь же, параллельно, элементов из других тем. При этом прохождение материала осуществляется более быстрыми темпами, чем при обычной его подаче.

В физическом воспитании метод укрупнения дидактических единиц можно использовать следующим образом. Например, на уроке по лыжной подготовке в 3-м классе рассматривается тема «Обучение попеременному двухшаговому ходу». Параллельно этой теме по ходу урока можно дать учащимся материал по использованию различных «стоек» на спусках, способов торможения, способов подъемов, так как после завершения основной части урока учащиеся обычно катаются с гор. Вот здесь-то и уместно ненавязчиво, без давления на психику ребенка предложить ему различные способы спусков, торможений и подъемов. Если идти таким путем, то: весь материал по лыжной подготовке, рассчитанный на 8 лет обучения, может быть пройден и закреплен за 3 - 4 года обучения в начальной школе. Метод укрупнения дидактических единиц позволяет существенно интенсифицировать учебный процесс, он наиболее ценен именно в улучшении содержания образования, позволяет на одном уроке сконцентрировать внимание на сравнительно большом дидактическом материале.

Олимпнадныи бой как разновидность соревнований может быть также использован в практике физического воспитания. При этом на дом разным группам детей одного класса даются отдельные задания, которые разрабатываются дома и защищаются на уроке. Например, одной группе дано задание теоретически проработать вариант нападения (в спортивных и подвижных играх), другой - варианты защиты. На уроке должно быть теоретическое проигрывание вариантов нападения и защиты в течение 5 — 7 мин, затем обе команды должны защитить свои задания практически. Развивается творческое воображение учащихся, изучается тактика игр, улучшается их теоретическая подготовка в области физической культуры.

Назначение консультантов среди самих учащихся как один из методов может найти широкое применение в практике физического воспитания. Один из лучших учащихся назначается для оказания помощи, консультаций другим школьникам, для их страховки. Данный метод необходимо постоянно использовать не только при групповом способе организации занимающихся, но особенно при индивидуальном, при работе в парах, тройках, четверках.

При этом следует периодически менять «консультантов». Могут назначаться консультанты не только при обучении каким-либо двигательным действиям, но и при выполнении нагрузок на силу, быстроту, гибкость, выносливость, чтобы учащиеся по подсчету пульса друг у друга могли дозировать физические нагрузки, а по километражу, количеству и быстроте упражнений могли определять объем и интенсивность нагрузок.

Сами «консультанты» глубже вникают в смысл физических упражнений, в то, как функционирует организм при их выполнении.

Реализация меж предметных связей (МПС), как метода активизации познавательной деятельности учащихся в процессе физического воспитания позволяет добиваться оптимальных результатов в обучении. Важны МПС физического воспитания и естествознания, с математикой, историей, литературой. Проникновение в мир МПС позволяет более глубоко понимать и анализировать процесс физического воспитания, вырабатывая при этом у учащихся прочные знания о воздействии упражнений на организм, закрепляя на уроках физической культуры знания других предметов. Метод позволяет расширять кругозор, развивает мышление, активизирует познавательные процессы.

Методы музыкального сопровождения уроков и использования технических средств обучения (ТСО).

Индивидуальный и дифференцированный подходы Реализация программы «Здоровье» в школе, классе, семье — новый подход в физическом воспитании детей, поскольку главной направленностью становится их оздоровление. Образовательные навыки приобретаются в процессе уроков физической культуры, их совершенствование — при реализации данных программ, граммы направлены на адекватный симбиоз здоровья и физического воспитания учащихся, на понимание ими роли занятий физической культурой и укрепления здоровья человека.

Метод опережающего обучения еще не нашел должного применения в практике физического воспитания, вместе с тем его использование сулит много преимуществ. Суть метода заключается в применении на уроках отдельных элементов теx упражнений, которые будут разучиваться в будущем. Например, при обучение верхним передачам мяча в волейболе следует сделать несколько нижних передач. Верхняя передача не всегда возможна, и необходимость как бы заставляет использовать прием, основательное изучение которого впереди. Метод позволяет реализовать идеи укрупнения дидактических единиц, прохождения материала более быстрыми темпами.

Компьютеризация процесса физического воспитания еще не нашла себе соответствующего применения в школе. На основе массового обследования физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья учащихся по параметрам «Паспорта здоровья» с помощью компьютерных программ могут определяться среднестатистические показатели различных возрастных популяций школьников с подсчетом различных параметров; просчитывать ориентировочные модели физического состояния школьников, удовлетворяющие уровню выполнения норм; после чего введение в компьютер паспортных показателей отдельных учеников помогло бы составлять программы тренировок для достижения ими адекватного физического состояния. Компьютерная информационная база позволит «увидеть» и учесть индивидуальные возможности каждого ученика (учитель может просмотреть их перед уроком). В компьютерный банк данных можно заложить календарь школьных соревнований, положения о них, составы команд, программные и методические материалы.

(Смотр. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. Стр.135.)

Билет 30. 2. Комплексная реабилитация больных после оперативного лечения заболеваний сосудов нижних конечностей на поликлиническом этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации

III этапАмбулаторно-поликлинический

!! Необходимо помнить о:

  1. снижении иммунитета кожи нижних конечностей,

  2. нарушении трофических процессов, склонности к травматизации кожи,

  3. возможности инфицирования и рецидива заболевания (например: при патологии вен - рожистое воспаление, при патологии артерий - гангрена).

Цель: восстановление трудоспособности, поддержание на достигнутом уровне и в предупреждение прогрессирования заболевания.

Задачи:

  1. осуществление периодического контроля за состоянием пациента,

  2. применение методов физиотерапии для ускорения восстанов-х процессов,

  3. оценка психологического статуса больного и проведение корригирующей терапии при показаниях,

  4. оценка социального статуса больного, определение утраты трудоспособности, решение вопроса трудоспособности и профилактической переориентации,

  5. организация и проведение занятий с больными и их родственниками по повышению знаний по вторичной профилактике.

ПКР:

Физиотерапия:

- субэритемные УФО нижних конечностей,

- дарсонвализацияНК,

- пневмокомпрессия илибаротерапия в зависимости от показаний 2-4 курса в год,

- импульсные токи на поясничную область (синусоидальные моделированные, интерстициональные токи, ЧЕНС в режиме БУРСТ).

Массаж: самомассаж (с питательными маслами, т.к. кожа тонкая, склонна к трещинам).

ЛФК:

с поражением вен

с поражением артерий

Исключаются:

- подскоки, прыжки,

- статические ФУ в ИП стоя.

- ФУ предусматривающие интенсивную нагрузку на нижние конечности.

Благоприятно:

Физическая нагрузка с минимальной интенсивностью способствует развитию коллатералей.

Необходимо:

- снижение массы тела,

- компрессионный трикотаж,

- венотоники.

-Упражнение Бюргера-Филатова

ИП лежа на спине, НН приподнять. сгибать и разгибать НН до болевых ощущений в икрах ИП сидя и НН опустить вниз.

Билет 30. 3. Особенности врачебного контроля лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся АФК

При организации медицинского контроля за лицами старших возрастов ключевыми моментами являются следующие:

а) знание противопоказаний к занятиям АФК лиц старших возрастов;

б) принципы их углубленного медицинского обследования;

в) методики проведения функциональных проб, используемых для оценки уровня обшей физической работоспособности у лиц старших возрастов;

г) принципы организации занятий Оздоровительной физической культурой с данным контингентом.

Основными противопоказаниями к занятиям физической культурой и спортом лиц старших возрастов являются следующие:

Абсолютные:

а) все острые заболевания и хронические, заболевания в стадии обострения;

б) недостаточность кровообращения;

в) нарушения сердечного ритма (желудочковая экстрасистолия 2-5 класс по Лоуну, мерцательная аритмия и др.)

г) ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда в анамнезе, кардиосклероз);

д) пороки сердца;

е) гипертоническая, болезнь II-IIIст.;

ж) значительное увеличение размеров сердца;

з) аневризма сердца;

к) дыхательная недостаточность;

л) тромбофлебит;

м) некоторые эндокринные заболевания.

Углубленное медицинское обследование лиц старших возрастов должно включать в себя:

  1. терапевтический осмотр (сбор анамнеза, перкуссия, пальпация, аускультация);

  2. консультацию стоматолога, оториноларинголога, окулиста (с обязательным исследованием глазного дна), невропатолога, хирурга, гинеколога для женщин и уролога для мужчин;

  3. электрокардиографию в состоянии покоя и при проведении пробы с физической нагрузкой (продолжительность физической нагрузки должна быть не менее 3-5 мин);

  1. рентгенографию органов грудной клетки (в зависимости от региона последняя проводится 1 раз в год или 1 раз в 2-3 года);

  2. общий анализ крови;

  3. определение содержания глюкозы в сыворотке крови;

  4. анализ мочи по Нечипоренко.

1 раз в году целесообразно проведение УЗИ печени и желчного пузыря, поджелудочной железы, почек, матки у женщин и предстательной железы у МУЖЧИН, а также фиброгастродуоденоскопии.

При оценке уровня общей физической работоспособности у лиц старших возрастов может быть использована проба РМС af с учетом того, что в этой возрастной группе пульсу 170 у лиц молодого возраста соответствует пульс, равный (220 минус возраст) х 0.87.

Распределение лиц старших возрастов для занятий физической культурой должно осуществляться в зависимости от состояния здоровья, а также исходного уровня общей физической работоспособности и физической подготовленности. Эти два фактора обусловливают выбор режима тренировок, который может быть:

а) реабилитационным;

б) обшей физической подготовки;

в) тренировочным;

г) поддержания спортивного долголетия.

При тренировочном режиме количество занятий в неделю должно быть не менее 3, продолжительность каждого занятия 45 мин, продолжительность непрерывной работы - от 5 - 10 до 20 - 25 мин в зависимости от уровня общей физической работоспособности. Два раза в неделю в занятиях должны использоваться дозированные упражнения силовой направленности.

Непрерывная работа у лиц старших возрастов может осуществляться только на определенном пульсе, который не должен превышать:

а) 30 - 40% от максимального пульса (максимальный пульс рассчитывается по следующим формулам: для женщин - 220 минус возраст, для мужчин - 205 минус половина возраста) или

б) 40-85% от максимального резерва пульса (максимальный резерв пульса рассчитывается по формуле: максимальный пульс минус пульс покоя: от полученной при этом величины необходимо рассчитать 40-85%, а затем сложить найденное значение с пульсом покоя.

Если речь идет о лицах старших возрастов, готовящихся к соревнованиям, тренировка должна осуществляться на пульсе 180 минус половина возраста.

Врачебное обследование лиц среднего и пожилого возраста осуществляется 2 раза в год (1 раз в 6 месяцев). В случае заболевания / травмы – дополнительный осмотр по окончании заболевания (дополнительно).

После врачебного обследования их делят на 3 медицинские группы:

I. Лица без отклонений в состоянии здоровья,

- с умеренными возрастными изменениями,

- при незначительном изменении функций отдельных органов, систем приходящего характера.

II. Лица, страдающие хроническими заболеваниями в стадии сойкой ремиссии и компенсации;

- с умеренными нарушениями функций отдельных органов и систем.

III. Лица, с хроническими заболеваниями, протекающие с частыми обострениями при выраженном нарушении функций органов и систем.

В результате врачебных исследований лицам пожилого возраста рекомендуют следующие двигательные режимы:

1. Реабилитационный – использование средств ФК с целью восстановления здоровья, повышения физической работоспособности, нарушенных в результате травм и заболеваний.

2. Общей физической подготовки – направлен на улучшение функциональных показателей ССС, ДС и других систем, измененных заболеваниями и травмами.

3. Тренировочный – повышение функциональных возможностей организма.