III – Спорт инвалидов (1960 - настоящее время)
С 1960 г. по настоящее время проходит третий этап развития мирового физкультурно-оздоровительного и спортивного движения инвалидов, получившего название «спорт инвалидов» (адаптивный спорт). Характеризуется: становлением и развитием спорта инвалидов, исследование его особенности, уникальности, влияния на физиологические, психические и социальные факторы. Вовлечение в паралимпийское движение как можно больше государств и стран. Организация и проведение чемпионатов Европы, мира, Всемирных игр инвалидов, Паралимпийских игр. Создание организационной системы. Разработка и внедрение национальных программ. Апробирование и внедрение новых видов спорта, методик, спортивно-медицинской классификации, организация международных семинаров, конференций, конгрессов, симпозиумов и т.д., подготовка тренерско-преподавательского состава
Этапы развития физкультурно-оздоровит-го и спорт-го движения инвалидов в России:
I - 1945 - 1979 ЛФК с использованием элементов спорта
Лечебная физическая культура с использованием элементов отдельных видов спорта на первом этапе развития послужила основой для перехода во второй этап - физическая культура и спорт инвалидов.
II - 1980 – 1995 Физическая культура и спорт инвалидов
Развитие и становление физкультурно-оздоровительного и спортивного движения в стране, создание клубов, секций по отдельным видам спорта, центров. Возникновение федераций физической культуры и спорта инвалидов на различных общественных уровнях. Организация и проведение первых соревнований в городах, республиках в СССР, Российской Федерации. Признание обществом и государством необходимости занятий адаптивным спортом. Начало исследовательской работы, подготовки специалистов. Выход на международную арену.
III - 1996 - настоящее время АФК: АС, АФВ, АДР
С 1996 г. произошел качественно новый этап — переход к адаптивной физической культуре, вобравшей в себя все передовое и лучшее в методике и практике данного вида деятельности, особенность которой является то, что она объединяет в себе несколько направлений: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивную рекреацию и адаптивную двигательную реабилитацию. А также развитие и совершенствование образовательных, организационных, научно-методических, медицинских основ теории и методики АФК во всем многообразии этого направления, в т.ч. АС и сопредельных с ними наук. Вступление в международное паралимпийское движение.
16 мая 1997 г. в Москве создается Паралимпийский комитет России (президент В.П. Лукин).
Впервые СССР участвует в 1988 г в Сеуле на VIII летние ПОИ (только незрячие) - 12 общекомандное место.
Впервые национальная сборная страны представляет Россию как самостоятельное суверенное государство - 1996 г. Атланта X летние ПОИ - 16 общекомандное место.
В 1998 г. в Нагано (Япония) – первое участие в VII зимних ПОИ.
Билет 23. 2. Комплексная реабилитация больных после оперативного лечения заболеваний органов брюшной полости на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации
Проведение различных операций на органах пищеварения не редко вызывает появление ранних и поздних постоперационных осложнений: парезы кишечника и желудка, атония мочевого пузыря, задержка отхождения газов и связанное с этим высокое стояние диафрагмы, затрудняющее дыхание.
Стационарный этап
Предоперационный период
Задачи ПКР: повышение общего тонуса организма больного, стимуляция кровообращения в органах и тканях брюшной полости, уменьшение невротизации больного, обучение правильному дыханию и ФУ, необходимые в послеоперационном периоде.
Содержание ПКР: основной метод ФР -ЛФК. При необходимости –аппаратная физиотерапия(наличие катаральных явлений и др.)
Во время операцииделаетсяпневмомассаж,пневмокомпрессияс минимальным давлением (50 – 70 мм рт. ст.) – для профилактики тромбообразования в нижних конечностях.
Ранний послеоперационный период– первые 3-4 дня.
ЗадачиПКР: быстрейшее выведение наркотических веществ из организма, стимуляция периферического кровообращения, активизация функции системы дыхания, предупреждение осложнений со стороны ЖКТ (атонии, парезы).
СодержаниеПКР:
ЛГ: через 2-3 часа после операции пациент выполняет статические дыхательные упражнения с легким откашливанием. И далее через каждый 1 час – 8-10 повторов (в течение первых суток – 6 раз). В конце первого дня больному предлагают выполнить ФУ для дистальных отделов конечности. Во время ДУ с откашливанием пациент фиксирует область раны своей рукой, что делает менее болезненным выполнение ФУ.
Со второго дня – добавляются повороты набок, во время которых – осуществляется легкиймассажгрудной клетки с перкуссионными приемам.
Физиотерапия:при атонии кишечника и мочевого пузыря– электростимуляция: в начале накожные методики (токи Трюберта), полостная стимуляция.катаральные явления- ингаляционная аэрозоль терапия, аэроионотерапия.
Средний послеоперационный период– с 5годня.
ЗадачиПКР: нормализация показателей деятельности ССС, профилактика возникающих осложнений или их купирование со стороны ЖКТ, восстановление нарушений осанки, расширение двигательного режима.
Содержание ПКР:
ЛГ: выполняются ФУ в ИП лежа, сидя, стоя. ДУ – грудной тип дыхания. 3-4 комплекса ФУ по 15 минут каждый. Двигательная активность стимулирует моторную активность кишечника, мочевого пузыря (вставание, ходьба). При болевом синдроме постепенная нагрузка на мышцы спины (профилактика нарушений осанки) – распрямление.
Массаж: сегментарно-рефлекторных областей (грудной отдел позвоночника, спины, НК – если пациент не достаточно активизируется).
Физиотерапия: центральная электроаналгезия (элетросон, и др.). При необходимости электростимуляция ЖКТ, купирование проявлений респираторных заболеваний.
Тренировочно - восстановительный период– с 8-10 дня.
ЗадачиПКР: активация секреторной и моторной функции пищеварительного тракта больного, стимуляция процессов регенерации ткани в области операционной раны, восстановление тонуса мышц брюшного пресса, профилактика спаечной болезни, подготовка больного к бытовым нагрузкам.
Содержание ПКР:
ЛГ: стат. и динам. ДУ, диафрагмальное дыхание, ФУ на растягивание, наклоны, повороты.
Массаж: спины, живота.
Физиотерапия: магнитотерапия на область передней брюшной стенки, + лазеротерапия, токи Трёберта и черезкожная электростимуляция на сегментарно-рефлекторные области.
Билет 23. 3. Врачебно-педагогические наблюдения за лицами, занимающимися АФК.
Определение влияния на больного или инвалида однократно проведенного занятия АФК – это специфический для физической культуры метод эффективности.
Врачебная оценка самого занятия и исследования некоторых объективных данных, полученных у больного, позволяют с большой достоверностью судить о правильности подбора средств и сдвигов в организме больного человека.
Эффективность занятий АФК оценивают по:
методическим особенностям проведения занятия,
соответствию подобранных средств и физической нагрузки намеченным реабилитационным планам,
функциональным сдвигам в организме больного и их соотношению с предполагавшимися изменениями.
Врач или инструктор-методист получает необходимые сведения во временя врачебно-педагогических наблюдений (ВПН).
ВПН начинаются с оценки конспекта занятия АФК, его построения, плотности и предполагаемой физиологической кривой.
Во время самого занятия следует убедиться соответствию проводимых физических упражнений с планом-конспектом; при отклонении от плана-конспекта - установить на сколько они оправданы.
Построение занятия оценивается врачами с медико-биологических позиций, а инструктором – и с педагогических.
Важно установить:
учитывает ли инструктор особенности организма больного / инвалида при выполнении ФУ,
соблюдается ли деление занятия на водную, основную, заключительную части,
как изменяется физическая нагрузка в каждой из них.
Кроме непосредственных наблюдений для оценки этих моментов используются: хронометраж и данные физиологической кривой.
Хронометраж – учитывает общее время занятия АФК, время, затраченное на каждое ФУ, и паузы между ФУ.
Наблюдая за занятиями АФК с больными и инвалидами важно определить насколько методические приемы организации пациентов на занятии. Способы обучения двигательным действиям, команды и сам подбор ФУ соответствует возрастным особенностям и характеру анатомического дефекта, как инструктор индивидуализирует подход к разным больным.
Документальной основой для суждения правильности построения занятий АФК служат, помимо хронометража: расчет плотности и физиологическая кривая.
Под плотностью понимают относительную целесообразность использования времени, необходимого для занятия АФК.
Особенно важна моторная плотность занятия – чистое время выполнения ФУ больным по отношению ко всему времени занятия, выраженное в %.
Плотность во многом зависит от организации занятия: инструктор до его начала должен подготовить инвентарь, тренажеры; продумать способы организации больных и инвалидов; расположение оборудования и снарядов.
Оптимальной для занятия АФК можно считать плотность – не ниже 60% (может повышаться – при индивидуальных занятиях, и понижаться – при групповых).
Физиологическая кривая (ФК) – графическое изображение изменений ЧСС во время разного рода ФК - занятий и спортивных тренировок.
ФК дает некоторое представление об интенсивности выполняемой больным / инвалидов работы.
При мышечной работы, соответствующей возможности организма больного, вегетативные сдвиги и их показатели изменяются однонаправлено: увеличивается ЧСС, скорость кровотока, минутный объем крови, ЧДД, минутный объем дыхания и др.
ЧСС - наиболее лабильный показатель по сравнению с другими характеристиками, по этому соответствие пульса другим физиологическим сдвигам в организме больного / инвалида наиболее достоверно на фоне физической работоспособности низкой / средней интенсивности при сохранившейся адаптации ССС к физической нагрузке.
На основании графической физиологической кривой можно сделать вывод о правильности распределения физической нагрузки в водной, основной, заключительной частях от ее интенсивности.
Для решения о том насколько эти данные достоверны, необходимы наблюдения за реакцией больного на занятии и регистрация возможных признаков утомления, это:
изменения окраски кожных покровов (побледнение и его выраженность; покраснение и его выраженность; синюшность – интенсивность, локализация);
появление потливости;
изменение координации движений;
отказ больного / инвалида от выполнения ФУ и др.
Сравнение данных ЧСС и наблюдений за внешними признаками утомления, а также результатов других исследований, позволяют сделать вывод об интенсивности физической нагрузки, о ее соответствии возможностям организма больного / инвалида и задачам реабилитации на конкретном этапе.
Важным разделом ВПН за однократно проведенным занятием АФК является оценка соответствия используемых инструктором средств лечебным и реабилитационным задачам.
Оценка проводиться путем сопоставления зарегистрированных ФУ и других средств с назначенными средствами АФК, либо с теми, что рекомендуются в соответствующих реков-х (для решения аналогичных лечебных и реабилитационных задач).
Методически правильно построенное занятие, средства ФК соответствующие лечебным и реабилитационным задачам, правильно подобранная нагрузка - могут обеспечить требуемую эффективность занятий АФК.
Объективно судить о такой эффективности можно не только на основании длительных клинических и клинико-функциональных изменение, но и по результатам некоторых функциональных изменений сразу же после занятия АФК.
Таким исследованием, проводимым при заболеваниях органов дыхания относятся: спирография, пневмотахометрия, динамическая спирометрия и др. выполняемые в покое перед занятием, сразу после его окончания и через 15-30 минут.
Улучшение бронхиальной проходимости, рост резервных показателей дыхания, нормализация дыхания и другие благоприятные изменения могут свидетельствовать об эффективности проведенного занятия.
Наоборот – отсутствие ожидаемых сдвигов требует от врача / методиста выяснение причин не эффективности. И если при последовательных ВПН отсутствует «+» динамика, следует провести коррекцию методик.
При заболеваниях ССС наиболее информативными видами исследования является: ступенчатое мониторирование, ЭКГ, электрофонокардиография, в некоторых случаях дополнительные физические нагрузки.
Для суждения о влиянии занятий АФК на ОДА применяется исследование тонуса мышц до и после занятия, объема движений в суставах, скорости двигательной реакции и других электрофизиологических исследований.
Функциональные исследования для оценки эффективности АФК подбираются в зависимости от характера пораженной системы, наиболее выраженных патологических сдвигов, анатомического дефекта и возможностей отделения функциональной диагностики.
Билет 4. 1. Физические аспекты путей интеграции и реабилитации инвалидов, содержательная основа (создание условий для комплексной реабилитации ЗОЖ, интеграции через занятия ФУ, организация занятий, соревнований)
Интеграция инвалидов - это создание условий возвращения инвалида к полезному активному труду через упражнения и спорт, основанное на физкультурно-спортивных интересах, проводимое в организованных формах и самостоятельно, участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, а также в общественной физкультурной работе.
Интеграция инвалидов в определенную социальную группу, и общество в целом предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы и возможность сотрудничества с ними как равными партнерами (т.е. отношения к инвалидам здорового окружения).
Формирование ЗОЖ: укрепление здоровья, правильное питание, здоровый сон, распределение труда и отдыха, занятия ФКиС, закаливание, гармоничное развитие физических качеств, умений и навыков, воспитание личностных качеств - нравственных и волевых, выполнение оздоровительных программ, включающие необходимый объем физической нагрузки, развитие навыков по самообслуживанию, коррекция и компенсация утраченных функций. ФКиС для инвалидов могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации и интеграции.
Занятия ФКиС являются факторами улучшения самочувствия, повышение уровня здоровья и физической подготовленности, удовлетворение потребностей в общении, расширение круга знакомств, самореализации. Расширяются возможности двигательной деятельности инвалидов, что позволяет им включиться в общеполезный труд. Занятия ФКиС имеют большое социально-психологическое значение среди инвалидов - снижается процент людей, склонных к депрессии и суициду (что вызвано изолированностью людей от социальной жизни).
Занятия массовым спортом - способствует полному раскрытию возможностей и позволяет испытывать огромное чувство радости, полноты жизни и владение своим телом, преодоление трудностей, страха, появляется уверенность в себе, и своих силах, самореализация, самосовершенствование, самоутверждение. Способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций, что является фактором социальной реабилитации инвалидов. Используют оздоровительное плавание, подвижные игры, творческую активность и ионотерапию.
Воспитательные задачи: выработка определенных черт характера (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованность, активность, смелость ц т.д.) обеспечивает стимуляцию психического развития; развитие памяти, внимания, находчивости, ориентации, интеллекта; воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) с учетом дефектов.
Билет 24. 2. Комплексная реабилитация больных после оперативного лечения заболеваний органов брюшной полости на поликлиническом этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации
Санаторный и Амбулаторно-поликлинический этапы
Проводятся при тяжелых реконструктивных операциях, где требуется длительная реабилитация, постепенное нарастание физических нагрузок, диетотерапия – под специализированным контролем.
Комплексы ФУ и схема ЛГ, массаж, физиотерапия – по показаниям.
Билет 24. 3. Нагрузочные тесты, их задачи, методики проведения
Обследование, проведенное в состоянии покоя, не полностью отражает статус и резервные возможности организма. По этому, оценка функционального состояния не возможна без широкого проведения нагрузочных тестов (НТ).
Задачи НТ:
Определение работоспособности и пригодности к занятиям различными видами спорта.
Детальная оценка функционального состояния и резервов ССС и ДС.
Определение вероятности развития СС-заболеваний и прогнозирование течения их.
Определение эффективности и разработка оптимальных проф-ких, терапевтических, хирургических и реабилитационных мероприятий у больных СС - заболеваниями.
Оценка функционального состояния и эффективности физической реабилитации выздоравливающих, после любых хронических заболеваний.
НТ подразделяются на группы:
I - Тесты на восстановление
В состоянии покоя у пациента регистрируют: ЧСС, АД, ЧДД, ЭКГ и др. Затем пациент выполняет дозированную нагрузку (приседания, бег на месте, степ-тест, вело эргометрия, тредмил). весь восстановительный период регистрируется выше указанные показатели и сравнение с исходными.
II - Тесты на усилие
Субмаксимальные – проводятся здоровым, не занимающимся спортом, и для больных.
Максимальные – проводятся только спортсменам (работа до отказа).
Виды нагрузок:
равномерная нагрузка в течение всего исследования;
непрерывное возрастание мощности (Ватт) в течение всего исследования;
ступенчатое возрастание нагрузки (по 3-5 минут на ступени);
ступенчатое возрастание нагрузки, чередующееся с периодами отдыха (для больных!)
Интенсивность нагрузки по рекомендации ВОЗ:
Здоровые лица | Начальная нагрузка | Последующее увеличение |
Женщины | 150 кг∙м/мин (25 Ватт) | 600 кг∙м/мин и (100 Вт) |
Мужчины | 300 кг∙м/мин (50 Ватт) | 1200 кг∙м/мин и (200 Вт) |
Длительность каждого этапа нагрузки = 4-5минут.
Если есть паузы для отдыха, то отдых = 4-5 минут.
Больные с СС- заболеваниями | Начальная нагрузка | Время работы = 4-5 мин. |
Женщины / Мужчины | 50 кг∙м/мин (8,3 Вт) | Время отдыха = 8-10 мин. |
Абсолютные противопоказания к проведению велоэргометрических НТ:
перенесенный менее 3х месяцев назад инфаркт миокарда;
частые приступы стенокардии;
клинические выраженные явления недостаточности кровообращения;
нарушения атриовентрикулярной проводимости 2-3 степени;
заболевания, при которых физическая активность должна быть резко ограничена (острые инф. болезни, миокардиты, злок. новообразования, заболевания крови и др.).
Методика определения толерантности к физическим нагрузкам (субмаксимальные тесты на усилие – регистрация показателей во время выполняемой работы)
I вариант - Субъективные проявления достижения порога толерантности (резкое утомление, слабость, головная боль, головокружение, появление болей в груди, бледность, цианоз, холодный пот, тяжелая одышка). Для прекращения тестирования - достаточно появление 1-2х из этих признаков.
II вариант - Электрокардиографические признаки достижения порога толерантности:
горизонтальное или корытообразное смещение сегмента ST по сравнению с исходным уровнем на 1 мм и более в одном или более отведениях;
смещение сегмента ST вверх на 1 мм в одном или более отведениях;
появление частых экстрасистол и другие нарушения возбудимости миокарда;
изменение комплекса QRS: резкое снижение вольтажа зубца R, углубление и расширение зубцов Q и S.
III вариант - Определение порога толерантности по достижению у испытуемого предельной субмаксимальной ЧСС: ЧССmax для больных / инвалидов = 200 – возраст.
При достижении этого порога дальнейшее исследование не проводят.
IV вариант - Повышение АД: предельное : АДсист. на 60 мм рт. ст.; АД диаст. на 30 мм рт. ст.
Билет 25. 1. Новый этап развития АФК в России. Концепции государственной политики помощи РФ на 2008-2014 гг. в области физической и социальной реабилитации
- I этап развития фКиС инвалидов начинается с 1924 г.
- II этап развития фКиС инвалидов с 1964-1988 гг.
- Легочные объемы
- Показатели интенсивной легочной вентиляции
- Показатели механики дыхательного акта
- Функциональные пробы дс:
- Оценка вестибулярного анализатора с помощью пробы Яроцкого
- Исследование двигательного анализатора с помощью определения дифференцированных порогов его кинестетической чувствительности
- Контрольные движения, используемые для оценки функций рук при центральных парезах
- Контрольные движения, используемые для оценки функций ног и мышц туловища
- I. Педагогические:
- II. Социальные:
- I. Социальные:
- II. Обще-методические:
- III. Специально-методические:
- Дозировка интенсивности по индивидуальной целевой зоне пульса
- Рекомендуемая чсс для лиц с отклонениями в состоянии здоровья:
- I - Лечебная физическая культура (1945 - 1947)
- II - Реабилитационный спорт (1948 - 1959)
- III – Спорт инвалидов (1960 - настоящее время)
- Современные этапы развития адаптивной физической культуры в России
- О концепции государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на 2001-2004 г.Г.
- 2 Этап - Поликлинический
- 1. Распределение на функциональные классы спортсменов с нарушением зрения
- 2 Этап - Поликлинический
- Медико-санитарное обеспечение