logo
фр

Современные этапы развития адаптивной физической культуры в России

Начиная с 1995 г. в России достаточно быстро развивается адаптивная физическая культура. На­чало этого процесса совпало с открытием новой для нашей страны специальности высшего профессио­нального образования - «физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адап­тивная физическая культура)». Именно это обсто­ятельство способствовало тому, что формирование образовательного пространства адаптивной физи­ческой культуры в нашей стране стало ведущей тен­денцией внедрения в практику данного социально­го явления.

За короткий промежуток времени лицензию на право осуществления образовательной деятельнос­ти по специальности «адаптивная физическая куль­тура» получили более 60 вузов - физической куль­туры, педагогических, медицинских, классических университетов. Параллельно стало развиваться сред­нее профессиональное образование в этой области - десятки колледжей, техникумов, училищ начали ве­сти подготовку кадров по адаптивной физической культуре по соответствующим государственным об­разовательным стандартам.

В настоящее время образовательное простран­ство адаптивной физической культуры в Российс­кой Федерации практически сформировано и идет работа по переходу на третье поколение государ­ственных образовательных стандартов в соответ­ствии с основополагающими принципами Болонс-кого соглашения.

Современный этап развития адаптивной физи­ческой культуры в нашей стране характеризуется активизацией государственных учреждений и обще­ственных организаций по формированию правово­го пространства физической культуры для лиц с от­клонениями в состоянии здоровья. Особенно нагляд­но это проявляется в проекте новой редакции Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

После утверждения данного Федерального за­кона в установленном порядке необходимо завер­шить разработку целого пакета нормативно-право­вой документации, регламентирующей деятель­ность в области адаптивной физической культуры, и прежде всего адаптивного спорта (Типовое поло­жение об учреждении адаптивной физической культуры и спорта, нормативы наполняемости учебно-тренировочных групп на различных этапах подготовки, требования к квалификационным ка­тегориям специалистов по адаптивной физической культуре и др.). Завершение данного этапа разви­тия адаптивной физической культуры в России позволит констатировать, что в нашей стране в сфе­ре адаптивной физической культуры и спорта выполняются стандартные правила обеспечения раз­вития возможностей для инвалидов, утвержденные в ООН в 1993 г.