Контрольные движения, используемые для оценки функций ног и мышц туловища
сгибание ноги со скольжением пятки по кушетке в положении лежа на спине;
поднимание прямых ног на 45 - 50 градусов от кушетки в и. п. лежа на спине;
сгибание ноги в коленном суставе в и. п. лежа на животе и стоя;
тыльное и подошвенное сгибание стопы в ИП лежа на спине и животе, стоя;
качание голеней в ИП сидя на высокой кушетке или табурете (одновременное/ попер-ное);
ходьба по лестнице (подъем/спуск).
Билет 8. 1. Основные формы организации занятий по АФК
А - Урочные
Занятия урочного типа: уроки, оздоровительно-реабилитационные занятия, учебно-тренировочные занятия, ЛФК.
Классификация в зависимости от целей (направленности урока):
образовательные (формирование спец. знаний, обучения разным двигательным умениям);
коррекционно-развивающие (развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, сенсорных систем и психических функций);
оздоровительные (коррекция осанки, плоскостопия, профилактика соматических заболеваний, укрепления СС и ДС);
лечебной направленности (лечение, восстановление, компенсация утраченных / нарушенных функций);
спортивной направленности (совершенствование физической, технической, психической, волевой, теоретической подготовки в ИВС);
рекреационной направленности (для организованного досуга).
Наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными способностями являются комплексные уроки.
По организации проведения: фронтальные (одновременно все выполняют), индивидуальные, групповые, комплексные, самостоятельные.
По способу проведения: поточный, раздельный, интервальный, метод круговой тренировки.
Деятельность преподавателя: подготовка зала, инвентаря; контроль за выполнением; объяснение и демонстрация задания; коррекция выполнения; страховка, помощь; подведение итогов, домашнее задание.
Основные требования к уроку: всестороннее воздействие на организм, непрерывность, адаптивность упражнений и нагрузки, завершенность.
Урок состоит из 3х частей:
1. Вводно-подготовительная (7-10 мин)
Задачи: начальная организация занимающихся, создание психологической установки, положительного эмоционального фона, подготовка к основной части урока, активация внимания.
Средства: строевые упр., ОРУ, подводящие, подготовительные, игровые, упр. на внимание.
2. Основная.
Задачи: общие и специальные, развитие ОДА, ДС, ССС, физических и волевых качеств, формирование и коррекция осанки
Средства: специальные упражнения
3. Заключительная (5% от урока)
Задачи: фиксация хорошей осанки, подведение итогов, ознакомление с заданием для самостоятельного выполнения
Средства: различные варианты ходьбы, танцевальные шаги, ФУ и игры на внимание, упр. на дыхание и расслабление
Б – Неурочные. Занятия делят на: малые неурочные формы, крупные неурочные формы.
Особенности занятий неурочного типа:
не регламентированы временем, местом проведения, кол-вом участников, их возрастом;
могут проводиться совместно со здоровыми, родителями, добровольцами, включать детей с различными двигательными нарушениями.
должны быть привлекательными по организации, форме проведения, оформлению
массовость
Цель: удовлетворение потребностей детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.
Виды: в режиме учебного дня (УГГ, организованные игры на переменах, спорт. час после уроков), внеклассные (рекреативные оздоровительные занятия в школе на самодеятельной основе, физкультурные праздники, прогулки и экскурсии, дни здоровья),
внешкольные: занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях; занятия и игры в семье; занятия в реабилитационных центрах; занятия в семейно-оздоровительных клубах; самостоятельные занятия.
Билет 8. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ЦНС (острое нарушение мозгового кровообращения) на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации
Первое условие успешной реабилитации – быстрая госпитализация больного в специальные палаты и блоки; - развитие и совершенствование службы реабилитации.
ФР направлена на:
- восстановление правильной афферентации и рефлекторной деятельности;
- разработку амплитуды и точности активных движений;
- борьбу с повышением мышечного тонуса;
- выравнивание ассимметрии;
- профилактику контрактур, анкилозов, стойких двигательных расстройств;
- улучшение вегетативного и сенсорного обеспечения двигательных актов;
- формирование новых двигательных навыков;
- повышение общего тонуса организма.
ФР включает следующие элементы: - медикоментозную терапию; - лечение положением; - ЛФК; - вибромассаж; - физиотерапевтическое лечение.
Лечение положением начинают проводить на 2-3 день после стихания острых мозговых явлений. Предупреждает развитие контрактур, болевого синдрома и патологических установок в конечностях и туловище. Варианты: рука за голову, рука вдоль туловища, рука в косынке, предплечье супинировано, кисть выпрямлена или пальцы слегка согнуты; бедро выпрямлено, ротация его устранена, колено согнуто под углом 5-10’, стопа в упоре под углом 90’ или ортопедические приспособления ( лонгеты, повязки, обувь).
Упражнения в перемене положения предусматривают стимулирование процессов восстановления, подготовку больного к изменению положения лежа в положение сидя, затем – стоя.
ЛФК включает пассивные, активные, идеомоторные и дыхательные упражнения.
Задачи ЛФК: предупреждение контрактур путем снижения мышечного тонуса и борьба с синкинезиями. Варианты: вращения, отведения и приведения, пассивные сгибания и разгибания, поднимание и опускание, супинация и пронация.
Пассивные упражнения начинают с проксимальных отделов, медленно, с полной амплитудой, в одной плоскости.
Добавляют активные движения в начале здоровой конечности, затем – паретичной с посторонней помощью либо в облегченных условиях.
Упражнения для восстановления силы с преодолением сопротивления, с постепенным увеличением амплитуды, упражнения на растяжения с увеличением длины мышц. При переводе больного в положение стоя – изолированные движения каждой группы мышц для имитации ходьбы.
В первый же день занятий проводят массаж как конечностей так и туловища. Усиливает тормозные процессы в ЦНС, снижает болевые ощущения, увеличивает объем и работоспособность атрофированных мышц, активизирует кровообращение. Поглаживание медленно спастических мышц и легкое разминание гипотонических мышц-антагонистов, от дистальных отделов конечностей к проксимальным.
Билет 8. 3. Особенности врачебного контроля лиц среднего и пожилого возраста
Врачебный контроль включает:
1) врачебное освидетельствование:
2) врачебно-педагогические наблюдения;
3) врачебно-спортивную консультацию;
4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований;
5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов;
6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.
При обследовании лиц среднего и пожилого возраста, в частности перед зачислением в группы общей физической подготовки, дополнительно проводят электрокардиографическое исследование, биохимический анализ крови. Кроме того, для определения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и выявления признаков скрытой патологии применяют функциональные пробы с дозированными нагрузками: приседания, степ-тест (подъем и спуск по двухступенчатой лестнице), бег на месте или по движущейся дорожке, применение велоэргометра. До и после физической нагрузки подсчитывают пульс, измеряют АД, снимают электрокардиограмму.
Билет 9. 1. Функции (педагогические и социальные), принципы (социальные, обще-методические, специально-методические) АФК
Функции АФК – это объективно-присущее ФК свойство воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
- I этап развития фКиС инвалидов начинается с 1924 г.
- II этап развития фКиС инвалидов с 1964-1988 гг.
- Легочные объемы
- Показатели интенсивной легочной вентиляции
- Показатели механики дыхательного акта
- Функциональные пробы дс:
- Оценка вестибулярного анализатора с помощью пробы Яроцкого
- Исследование двигательного анализатора с помощью определения дифференцированных порогов его кинестетической чувствительности
- Контрольные движения, используемые для оценки функций рук при центральных парезах
- Контрольные движения, используемые для оценки функций ног и мышц туловища
- I. Педагогические:
- II. Социальные:
- I. Социальные:
- II. Обще-методические:
- III. Специально-методические:
- Дозировка интенсивности по индивидуальной целевой зоне пульса
- Рекомендуемая чсс для лиц с отклонениями в состоянии здоровья:
- I - Лечебная физическая культура (1945 - 1947)
- II - Реабилитационный спорт (1948 - 1959)
- III – Спорт инвалидов (1960 - настоящее время)
- Современные этапы развития адаптивной физической культуры в России
- О концепции государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на 2001-2004 г.Г.
- 2 Этап - Поликлинический
- 1. Распределение на функциональные классы спортсменов с нарушением зрения
- 2 Этап - Поликлинический
- Медико-санитарное обеспечение