logo search
Введение в туризм пособие от 2007

4.1. Организаторы туризма: туроператор и турагент

К организаторам туризма относятся два вида предприятий сферы туризма: туроператор и турагент.

Туроператоры занимаются комплектацией туристского продукта, то есть формированием, продвижением и реализацией набора услуг (тура). Туроператор производит дифференцированные туристские продукты из составляющих услуг в соответствии с потребностями и пожеланиями клиентов.

По виду деятельности различают следующие виды туроператоров:

  1. операторов массового рынка, продающих большое число турпакетов в определённые места назначения (главным образом в места назначения массового туризма);

  2. специализированных операторов, которые специализируются на определённом продукте или сегменте рынка (на определённой стране, на определенном виде туризма и т. д.). В свою очередь, специализированные операторы подразделяются на туроператоров:

а) специального интереса (например, спортивно-приключенческий туризм, организация сафари и др.);

б) специального места назначения (например, Англия, Франция и т. д.);

в) определённой клиентуры (молодёжные, бизнес-туры, семейные туры и т. д.);

г) специальных мест размещения (например, дома отдыха, турбазы и т. д.);

д) использующих определённый вид транспорта (авиационный транспорт, теплоходы, поезда, автобусы).

Рассмотрим состав основных функций туроператора.

1. Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.

2. Составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов.

3. Взаимодействие на договорной основе :

4. Расчёт стоимости тура, транстура и определение цены с учётом рыночной ситуации. Установление тарифов и цен на свои услуги по комплектации туров разного состава, классности и др.

5. Обеспечение туристов, путешествующих по маршрутам туров, всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарём

6. Подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, выполняющих функции контакта с туристами, координации и контроля за выполнением программ обслуживания (гидов-экскурсоводов, инструкторов, аниматоров, методистов и т. д).

7. Рекламно-информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта к потребителям.

8. Продвижение и реализация туров потребителям через систему турагентств.

9. Контроль за надежностью и качеством обслуживания.

10. Постоянная оперативная связь с туристами во время обслуживания, решение возникающих вопросов.

Турагент – посредник, который реализует туристский продукт туроператора клиенту.

Основные задачи турагента:

1) полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристскими центрам и др.;

2) продвижение этой информации с помощью рекламы;

3) организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристского рынка.

Основные различия между туроператором и турагентом:

1. Система доходов. Туроператор покупает туристский продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования. Турагент же действует как розничный продавец, и его прибыль формируется из комиссионных за продажу чужого туристского продукта.

2. Принадлежность туристского продукта. Туроператор всегда имеет запас туристского продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), если клиент выражает покупательский интерес.