Образовательно-воспитательное направление
Образовательно-воспитательное направление предполагает проведение на базе центра работы с разными категориями населения (организацию кружков, клубов, объединений и др.).
С целью повышения интереса к деятельности центра и привлечения как можно большего числа участников и посетителей весьма эффективным представляется проведение на базе центра молодежных и детских конференций, слетов, конкурсов, фестивалей разных направлений: научных (краеведческих, исторических, экологических, этнографических и др.), спортивных, культурных (музыкальных, художественных, фольклорных, декоративно-прикладного творчества) и пр.
Одной из новых (а фактически возрожденной старой) форм работы центра являются организация и проведение летних полевых детских слетов и лагерей. В последние годы такие мероприятия в России проводятся достаточно редко. Исключение составляют разве что модные слеты бойскаутов.
Представляется, что наиболее интересными будут не отраслевые слеты – только спортивные или культурные, а именно комплексные, что позволит их участникам расширить представление о разных формах и видах человеческой деятельности. Расширение кругозора неизбежно влечет за собой повышение интереса, что в совокупности способствует формированию активной жизненной позиции.
В рамках образовательно-воспитательного направления на базе центра могут организовываться и проводиться курсы повышения квалификации, круглых столов, тренинги для организаторов работы с детьми, руководителей краеведческих, археологических, экологических, спортивных, творческих и других организаций или кружков. В первую очередь такие курсы должны проводиться для педагогов и организаторов сельских районов областей.
Создание в центре образовательных программ, включающих в себя циклы лекций, видеофильмы и направленных на пропаганду и внедрение знаний, воспитание бережного отношения к истории и природе родного края, должно стать составной частью его образовательно-воспитательной работы.
Интересные формы работы с детьми разработаны в датском Историко-археологическом исследовательском центре в Лейре.
В экспериментальную «доисторическую» деревню дети могут приезжать на один день с ознакомительной экскурсией или пожить в лагерной школе несколько дней, пройдя курсы по обучению многим ремеслам: ткацкому делу, выделке и обжигу керамики, ковке, сельскохозяйственным работам и другим видам деятельности. Теоретические занятия обязательно сочетаются с практикой.
Одновременно курсы по обучению традиционным ремеслам и видам деятельности устраиваются для учителей, студентов и всех интересующихся. Этой возможностью широко пользуются учителя народных и средних школ (до 300 человек в год). Такой род деятельности центра называется «служба для школ». Наряду с ней существует «служба для общественности», благодаря которой с историко-археологическим центром на обзорных экскурсиях знакомятся ежегодно около 20 000 школьников и 60 000 взрослых.
Центр не ограничивает свою просветительскую деятельность территориальными рамками Лейре. Он предоставляет в распоряжение школ специальные передвижные выставки, с помощью которых можно организовать практические занятия на местах. Такие выставки представляют собой ящики, в которых содержатся реплики различных сосудов, одежды, ткацких станков, топоров, мотыг, снабженные инструкциями по их использованию. Этот вид деятельности центра хотя и является по признанию его организаторов наиболее трудоемким и дорогостоящим, но одновременно приносит максимальную пользу.6
Выяснилось, что ученики гораздо прочнее усваивают знания об обществе древних людей, приобретенные в процессе личного участия в труде. В этом их разительное отличие от знаний, почерпнутых из книг. Одновременно школьники усваивают такие истины, как уважительное отношение их доисторических предков к природной среде, необходимость сокращения необдуманных вмешательств человека в природу.
Сегодня все больше стран, число которых входит и Россия присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции, люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности: с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой – человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовывать эти принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.
Необходимыми условиями для выживания человечества стали грамотное экологическое поведение человека, бережное отношение и любовь к природе, знания о нашей планете, о среде обитания, в которой живет человек, о его месте и значении в этой среде. Одним из важных направлений развития этого знания являются понимание взаимосвязей и взаимовлияния человека окружающего его мира.
Во многих странах, в том числе и в России, в последние годы экологическое воспитание и образование относят к одной из важнейших государственных проблем. Создаются системы непрерывного экологического образования и развития. Первой ступенью этих систем является дошкольное воспитание и образование. В этом возрасте формируются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Природа, по высказыванию великого чешского педагога Я. А. Коменского, – это единство макро– и микромира. Человек, этот своеобразный микромир, должен научиться чувствоватьприроду, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого.7
В связи с этим, несомненно, одним из важнейших в образовательно-воспитательной деятельности центра будет развитие экологического направления.
- Оглавление
- Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов 4
- Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме 40
- Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений 69
- Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых 100
- Введение
- Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов
- 1. Что такое туризм, определения туризма. Основные документы
- 2. Функции туризма
- 3. Виды туризма
- 4. Состав системы туризма
- 5. Цели туризма, направления его развития в XXI в
- 6. Состояние туризма в России. Необходимость в новых формах туризма
- 7. Основная цель создания центра культурной, научной, просветительской, туристической деятельности
- 8. Основные задачи и направлениям деятельности центра Основные задачи центра
- Основные направления деятельности центра
- Культурно-просветительское направление
- Научное направление
- Образовательно-воспитательное направление
- Туристически-развлекательное направление
- 9. Развитие историко-культурных центров в России
- Проект создания «археологического центра» на базе музеефикации алексеевского городища
- 1. Культурно-просветительское направление
- 2. Научное направление
- 3. Образовательно-воспитательное направление
- 4. Туристически-развлекательное направление
- 2000–2001 Гг. – организационный этап.
- 2001–2002 Гг.
- 2002–2003 Гг.
- 10. Конкурс на проектное предложение по созданию историко-культурного туристического центра на базе памятника (комплекса памятников) истории и культуры
- 11. Основные условия строительства на территории центра
- Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме
- 1. Особенности развития культурного туризма в нашей стране. Понятие инноваций в туризме
- 2. Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
- 3. Конкретные примеры инновационных театрализованных представлений
- 4. Сущность ролевых игр
- Варианты видов игровых форм
- 5. Ролевые игры и туризм
- 2. Доспехи
- Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений
- 3.1. Особенности экстремального туризма
- 3.2. Сухопутный туризм Трекинг
- Альпинизм
- Велосипедный туризм
- Туризм на лыжах
- Горные лыжи
- Верховой туризм
- Туры на собаках
- Джипинг
- Приключенческие туры
- Экзотик-туры
- Спелеотуризм
- 3. Воздушный туризм, отдых и развлечения
- Планеризм
- Баллонинг
- Парашютинг
- Кайтинг
- Авиационный туризм
- 4. Космотуризм
- 5. Водный туризм
- Рафтинг
- Путешествия на гребных и парусных судах
- Экзотические плавсредства
- Туры на подводных лодках
- Катание по морским волнам
- Рыболовные экстрим-туры
- Дайвинг
- Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых
- 1. Из истории туризма
- 2. Возрождение старых популярных маршрутов
- 3. Перспективы развития регионов
- 4. «Провинциальная красота России»
- 5. «Городские сюжеты»
- 6. Речные экскурсии
- 7. Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов
- 8. Новые направления в культурном туризме
- «Москва-сити»
- Туристический Санкт-Петербург
- Комплексные городские экскурсии
- Археологические и палеонтологические экскурсии
- Религиозный туризм
- Этнографические туры
- Лечебный туризм
- Деловой, или бизнес-туризм
- Обучающий (или образовательный) туризм
- Экологический туризм
- Автотуризм
- Агротуризм
- Милитари-туры
- Юмористический туризм
- Хобби-туры
- Музеи новых профилей
- 9. Новинки туристических изданий
- Заключение
- Литература