2. Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
В последнее время на российском рынке все более широко представлены операторские предложения, связанные с событийным туризмом: международные фестивали, карнавалы и конкурсы, народные праздники и ярмарки. Событийный туризм – это перспективно и динамично развивающийся сегмент отечественного туристического рынка.
На туристическом рынке появился даже специальный термин – анимация, означающий организацию развлечений и активного проведения досуга. Анимация включает в себя проведение спортивных игр, различных конкурсов и соревнований, танцевальных вечеров, карнавалов, ролевых игр, театрализованных представлений, хобби-клубов из сферы духовных интересов. Естественно, появляется и специалист-аниматор: человек, занимающийся оформлением турпродукта и организацией рекреационной деятельности туристов.
Одной из основных форм событийного туризма является театрализация, способствующая созданию целостной системы событийного туризма. Театрализация представляет собой художественное осмысление реального жизненного или исторического события.20Театрализация всегда ситуативна, вызывается определенными социальными потребностями личности.
Надо отметить, что театрализация в туризме является на деле одной из форм проведения экскурсии. Слово «экскурсия» вызывает не всегда однозначную реакцию. Некоторые считают, что экскурсия устарела, и новые виды работ в туризме следует основывать на чем-то другом. Но сделаем небольшой экскурс в историю. Понятие «экскурсия» вошло в обиход в начале XIX в. В 1804 г. экскурсия была закреплена в «Школьном уставе» как форма учебно-воспитательного процесса. В этом документе указывалось на необходимость прогулок на природу, в музеи и т. д.21
Преимущества экскурсии перед другими образовательными формами заключаются в том, что объекты восприятия являются подлинниками, будь то памятники архитектуры, археологии, истории или природные объекты. И все они, неся в себе познавательное начало, являются отражением процессов развития природы и цивилизации, конкретной эпохи. Соприкосновение с подлинником само по себе бесценно, а если оно сопровождается «живыми картинками», то это поистине целое произведение искусства, настоящий спектакль. Самым важным в экскурсиях является то, что ее участники становятся непосредственными действующими лицами, а не просто зрителями происходящих событий.
Каждая экскурсия должна иметь строго определенную тему – здесь следует на время отойти от инноваций к классическим приемам. Хорошо разработанные тема или комплекс тем – это уже залог успеха любой тематической экскурсии.
В последнее время многие музеи и туристические организации, занимающиеся развитием внутреннего туризма, вырабатывают новые направления своей деятельности. Среди этих направлений особый интерес представляют театрализованные праздники, привязанные, как правило, к календарным праздникам как местного, так и более масштабного значения.
Проекты театрализованного и событийного туризма могут включать в себя традиционно проводимые конкурсы, фестивали, национальные праздники, этнографические посиделки и т. д.
Театрализованные праздники и обряды – это многогранное общественное явление, отражающее наше прошлое и настоящее. Главное преимущество театрализованного действа перед обычной экскурсией – это активная и обязательная задействованность участников непосредственно в происходящих событиях. В социально-культурном туризме используется чаще всего одна из форм театрализованного действия – игровая. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Надо подчеркнуть, что верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает создать активный эмоциональный настрой у собравшихся. Для создания игровой театрализации характерно образное решение, как правило, с удовольствием развивающееся всеми участниками во время воплощения действия в жизнь.
Ощущение праздничности – это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа, т. е. настоящий положительный эмоциональный подъем. Способствование развитию положительных эмоций – очень важная задача на сегодня, так как в основном со всех сторон на современного человека оказывается отрицательное воздействие большинством средств массовой информации. А театрализованные праздники не только в процессе действия дают участникам какую-либо новую интересную информацию, но и поднимают эмоциональный фон. Участие в театрализованном шоу отвечает потребностям людей, особенно молодых, в широком социальном общении.
Таким образом, театрализация является особым видом социально-культурной деятельности с постоянно возрастающим спросом на нее в туристическом бизнесе. При организации театрализованного действия необходимо строго дифференцированно подходить к участникам мероприятия, т. е. учитывать их возраст, профессию, место проживания и, насколько это возможно, интересы, жизненный опыт.
Праздничное общение особенно тем, что сочетает межличностное общение с массовым. Массовое общение в театрализованном действии – не механический, а общественный момент. В отличие от спектаклей, где зрители – только зрители, в театрализованном празднике они непосредственные участники. Поэтому успех театрализованного действия в большой степени зависит от того, насколько предусмотрены в его сценарном замысле возможности общения как участников друг с другом, так и участников экскурсии с актерами.
Театрализованное массовое действие предполагает несколько основных этапов.
Первый этап – подготовка к мероприятию. Она включает в себя широкое информирование, разнообразную рекламу театрализованного шоу, разработку сценария, подбор исполнителей, выбор места действия и многое другое.
Второй этап – непосредственное проведение праздника, т. е. воплощение в жизнь сценария театрализованной экскурсии: организация праздника, вступительная часть, цепь эпизодов, кульминация и финал.
Третий этап – активизация участников праздника после окончания театрализованного действия, включающая в себя проведение различных конкурсов, соревнований, а также проведение самодеятельных выступлений и т. д.
Метод театрализации – это не только одна из новых форм туристического обслуживания, но и значительное социально-педагогическое явление, представляющее собой сложное произведение сценического искусства. Конкретные театрализованные праздники проводятся для конкретной аудитории, как правило, только один раз. Поэтому организаторы должны именно с этого первого и единственного раза так воздействовать на участников мероприятия, чтобы все поставленные задачи были решены. В данном виде искусства репетиций на зрителях не бывает.
Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие.
Можно предложить следующие довольно простые приемы для привлечения участников в театрализованное действие, такие как:
1) костюмирование участников, которое стимулирует их активность и выступает своеобразной движущей силой всего происходящего. Кроме того, костюмирование позволяет ускорить процесс адаптации в нем участников праздника за счет ролевого общения, что импонирует как взрослым, так и детям всех возрастов;
2) коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на происходящее действо;
3) различные формы состязаний в форме игрового конкурса. Конкурсы могут быть интеллектуальной, спортивной, музыкальной направленности. Желательно, чтобы они имели шуточный характер с вручением небольших, но символических, знаковых призов;
4) ритуальное действие — является обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового мероприятия, опирающегося на народные традиции. Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками (такими как встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных обрядовых действий исторического характера;
5) создание исторического фона с помощью особенностей (архитектурных, географических и др.) места проведения праздника. Если театрализованное шоу проводится просто в красивом природном уголке, но должно воспроизвести конкретное историческое событие, следует использовать, кроме костюмирования артистов и участников экскурсии, определенные приемы: символическое воссоздание древних жилищ (юрты, шатра, палатки, шалаша), старинных ярмарок с использованием реконструированных или стилизованных предметов.
Театрализованный праздник позволяет молодежи самовыразиться, получить большое положительное эмоциональное воздействие в результате непосредственного участия в празднике. Особо интересны на сегодняшний день в воспитательном значении исторические шоу и мероприятия, в которых ребята и взрослые знакомятся с уникальными традициями и обычаями народов нашей страны. Наиболее эффективным по своей эмоциональной силе в праздниках детей и подростков является игровое действие. Недаром известный педагог А. Макаренко рассматривал праздники в первую очередь как организованную детскую игру, доставляющую радость ребенку.22
Развивающая функция театрализованных мероприятий реализуется через воспитание. В результате участия в профессиональных театрализованных мероприятиях происходит эффективное усвоение молодыми людьми достижений национальной и мировой культуры, общечеловеческих знаний, способов поведения и деятельности.
В наш механизированный и электронный век театрализованные праздники являются просто жизненной необходимостью. Игровое действие строится на использовании эмоционального заряда и вызывает неподдельный интерес как у взрослых, так и особенно у детей. Несомненно, сильное эмоциональное воздействие на ребят оказывают театрализованные праздники, в которых удается найти сочетание яркой ассоциативной образности и активного реального коллективного действия.
Театрализованные праздники в качестве инновационных приемов в туризме могут служить серьезной основой и развивающего, и коммуникативного, и эмоционального воздействия на участников представления.
Мечта любого туриста – увидеть. Желательно увидеть живьем. Такую возможность как раз и предоставляют бренды событийного туризма.
- Оглавление
- Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов 4
- Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме 40
- Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений 69
- Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых 100
- Введение
- Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов
- 1. Что такое туризм, определения туризма. Основные документы
- 2. Функции туризма
- 3. Виды туризма
- 4. Состав системы туризма
- 5. Цели туризма, направления его развития в XXI в
- 6. Состояние туризма в России. Необходимость в новых формах туризма
- 7. Основная цель создания центра культурной, научной, просветительской, туристической деятельности
- 8. Основные задачи и направлениям деятельности центра Основные задачи центра
- Основные направления деятельности центра
- Культурно-просветительское направление
- Научное направление
- Образовательно-воспитательное направление
- Туристически-развлекательное направление
- 9. Развитие историко-культурных центров в России
- Проект создания «археологического центра» на базе музеефикации алексеевского городища
- 1. Культурно-просветительское направление
- 2. Научное направление
- 3. Образовательно-воспитательное направление
- 4. Туристически-развлекательное направление
- 2000–2001 Гг. – организационный этап.
- 2001–2002 Гг.
- 2002–2003 Гг.
- 10. Конкурс на проектное предложение по созданию историко-культурного туристического центра на базе памятника (комплекса памятников) истории и культуры
- 11. Основные условия строительства на территории центра
- Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме
- 1. Особенности развития культурного туризма в нашей стране. Понятие инноваций в туризме
- 2. Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
- 3. Конкретные примеры инновационных театрализованных представлений
- 4. Сущность ролевых игр
- Варианты видов игровых форм
- 5. Ролевые игры и туризм
- 2. Доспехи
- Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений
- 3.1. Особенности экстремального туризма
- 3.2. Сухопутный туризм Трекинг
- Альпинизм
- Велосипедный туризм
- Туризм на лыжах
- Горные лыжи
- Верховой туризм
- Туры на собаках
- Джипинг
- Приключенческие туры
- Экзотик-туры
- Спелеотуризм
- 3. Воздушный туризм, отдых и развлечения
- Планеризм
- Баллонинг
- Парашютинг
- Кайтинг
- Авиационный туризм
- 4. Космотуризм
- 5. Водный туризм
- Рафтинг
- Путешествия на гребных и парусных судах
- Экзотические плавсредства
- Туры на подводных лодках
- Катание по морским волнам
- Рыболовные экстрим-туры
- Дайвинг
- Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых
- 1. Из истории туризма
- 2. Возрождение старых популярных маршрутов
- 3. Перспективы развития регионов
- 4. «Провинциальная красота России»
- 5. «Городские сюжеты»
- 6. Речные экскурсии
- 7. Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов
- 8. Новые направления в культурном туризме
- «Москва-сити»
- Туристический Санкт-Петербург
- Комплексные городские экскурсии
- Археологические и палеонтологические экскурсии
- Религиозный туризм
- Этнографические туры
- Лечебный туризм
- Деловой, или бизнес-туризм
- Обучающий (или образовательный) туризм
- Экологический туризм
- Автотуризм
- Агротуризм
- Милитари-туры
- Юмористический туризм
- Хобби-туры
- Музеи новых профилей
- 9. Новинки туристических изданий
- Заключение
- Литература