4. Сущность ролевых игр
Создаваемые игровые ситуации всегда привлекали участников разных возрастов. Вспомните, с каким удовольствием вы играли в детстве, надевали на себя маскарадные костюмы и хотя бы ненадолго вживались в роль своего персонажа. Это приносило огромное удовольствие и прежде всего не зрителям, а именно вам самим. В нашу сложную эпоху нашлись вечные романтики, не желающие расставаться с детством в самом хорошем смысле этого слова. Они дали основание совершенно новому направлению в сфере культурных развлечений.
Основная концептуальная идея ролевых игр состоит в том, что ситуационно-ролевая игра решает коммуникативные задачи и дает возможность имитации предметно-практических действий, позволяет обеспечить два диалектически взаимосвязанных процесса развития личности: овладение субъектом ролевым поведением (социальная адаптация) и самореализация в рамках ролевых предписаний (индивидуализация). Кроме того, ролевая игра демонстрирует чередование и взаимопереход:
1) переживаний и размышлений;
2) ситуаций игровой деятельности и деятельности по поводу игры.
Ситуационно-ролевая игра позволяет реализовать идею социального закаливания – контрастных точечных прикосновений к личному и социальному опыту молодого человека с целью повышения его сопротивляемости негативному воздействию среды обитания, мобилизации потенциала для продуктивного решения жизненных трудностей, успешной адаптации в разнообразных ситуациях.
Участие в больших и малых формах ролевых игр позволяет детям и взрослым на собственном опыте пережить ситуации реализации или нарушения их прав. Эмоциональный опыт, приобретенный в ходе игры, пробуждает интерес к проблеме и побуждает проработать эту проблему более подробно.
Эффективность использования игровых технологий опирается на следующие аспекты возрастной психологии. Во-первых, человеку на протяжении всей жизни свойственно обыгрывать различные ситуации; во-вторых, в младшем, дошкольном возрасте игра является основной формой общения с окружающим миром; в-третьих, вырастая и приобретая навыки общения, подростки склонны воспринимать игру как наиболее привлекательную форму взаимного общения. Наиболее привлекательной и для взрослых, и для подростков является ролевая игра, так как именно в ней человек может попробовать себя в различных ролях, продемонстрировать умения и таланты, которые, по его мнению, никто не замечает.
Игра принимает для подростков социальную окраску, дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Становясь старше, подросток все больше времени проводит, просто общаясь со сверстниками. Постепенно большинство игр отходят на второй план, однако не исчезает потребность осваивать новые формы отношений между людьми, пробовать себя в разных социальных ролях, добиваться признания окружающих. Но своими силами ребенок уже не способен создать удовлетворяющую его модель. Здесь-то на помощь и приходят ролевые игры.
Существует несколько разновидностей ролевых игр.
Деловые игры . Целью деловых игр является выработка умений и навыков, необходимых для специалиста в той или иной сфере. Переживания некой ситуации в игре могут дать новый эмоциональный, социальный и интеллектуальный опыт и даже полностью изменить какие-то представления.
Дидактические ролевые, или имитационные, игры . Они являются одним из основных методов активного обучения. Такие игры создают ситуации, обязательно связанные с реальными событиями или социальными явлениями, что обеспечивает успех их использования в познавательной деятельности. Анализируя игровые события, ребенок дает оценку и реально происходившим событиям, отраженным в игре. Результатом участия в игре могут быть как эмоциональные, личностные, так и интеллектуальные изменения. Чаще всего такие игры повышают учебную мотивацию, возбуждают интерес учащихся к изучаемому явлению.
Игры-драматизации (разыгрывание сценок, исполнение ролей). Участникам таких игр предлагаются некая ситуация (чаще всего конфликтная) и описание персонажей, участвующих в ней (роли). Игроки выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействия между персонажами. Такие игры помогают узнать и изучить разные точки зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения. Примером малых ролевых игр может служить обыгрывание сценок – ситуаций, позволяющих участникам найти свое решение той или иной ситуации.
Игры-модели, игры-имитации. Эта группа объединяет в себе более сложные игры, не ограничивающиеся одной сценой, предполагающие много разных вариантов развитиясобытий. Именно игры-модели более всего используются в современном культурном туризме. Приведем пример такой игры.
Игра-модель «Межкультурное общение»
Вводные слова ведущего: «В древние времена существовал единый народ с единым языком и культурой, системой воспитания и т. д. Угроза уничтожения заставила этот народ разделиться на две части и уйти в разные стороны. Расставаясь, люди разделили рукописный свиток с важнейшими законами своего народа на две части. Тысячи лет после распада представители древнего народа жили порознь. Наступил момент, когда развитие двух народов потребовало глубокого изучения культуры. Люди вспомнили о законах и решили прочесть их. Для этого двум народам необходимо договориться».
Подготовка. Независимо друг от друга две группы игроков получают вводную инструкцию о принятом в их обществе этикете общения, воспитания. Ведущие акцентируют внимание игроков на недопустимости иного поведения в приличном обществе.
Условие. Набор правил и норм поведения у двух групп игроков диаметрально противоположный (например, у одного народа хорошим тоном считается смотреть в глаза, у другого это – прямое оскорбление).
Задача игроков – найти точки соприкосновения, пойти на компромисс и прочесть законы.
Анализ включает в данном случае обсуждение примеров подобных недоговоренностей в нашем обществе (примеры: между мусульманами и христианами, между европейцами и азиатами и т. д.).
- Оглавление
- Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов 4
- Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме 40
- Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений 69
- Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых 100
- Введение
- Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов
- 1. Что такое туризм, определения туризма. Основные документы
- 2. Функции туризма
- 3. Виды туризма
- 4. Состав системы туризма
- 5. Цели туризма, направления его развития в XXI в
- 6. Состояние туризма в России. Необходимость в новых формах туризма
- 7. Основная цель создания центра культурной, научной, просветительской, туристической деятельности
- 8. Основные задачи и направлениям деятельности центра Основные задачи центра
- Основные направления деятельности центра
- Культурно-просветительское направление
- Научное направление
- Образовательно-воспитательное направление
- Туристически-развлекательное направление
- 9. Развитие историко-культурных центров в России
- Проект создания «археологического центра» на базе музеефикации алексеевского городища
- 1. Культурно-просветительское направление
- 2. Научное направление
- 3. Образовательно-воспитательное направление
- 4. Туристически-развлекательное направление
- 2000–2001 Гг. – организационный этап.
- 2001–2002 Гг.
- 2002–2003 Гг.
- 10. Конкурс на проектное предложение по созданию историко-культурного туристического центра на базе памятника (комплекса памятников) истории и культуры
- 11. Основные условия строительства на территории центра
- Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме
- 1. Особенности развития культурного туризма в нашей стране. Понятие инноваций в туризме
- 2. Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
- 3. Конкретные примеры инновационных театрализованных представлений
- 4. Сущность ролевых игр
- Варианты видов игровых форм
- 5. Ролевые игры и туризм
- 2. Доспехи
- Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений
- 3.1. Особенности экстремального туризма
- 3.2. Сухопутный туризм Трекинг
- Альпинизм
- Велосипедный туризм
- Туризм на лыжах
- Горные лыжи
- Верховой туризм
- Туры на собаках
- Джипинг
- Приключенческие туры
- Экзотик-туры
- Спелеотуризм
- 3. Воздушный туризм, отдых и развлечения
- Планеризм
- Баллонинг
- Парашютинг
- Кайтинг
- Авиационный туризм
- 4. Космотуризм
- 5. Водный туризм
- Рафтинг
- Путешествия на гребных и парусных судах
- Экзотические плавсредства
- Туры на подводных лодках
- Катание по морским волнам
- Рыболовные экстрим-туры
- Дайвинг
- Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых
- 1. Из истории туризма
- 2. Возрождение старых популярных маршрутов
- 3. Перспективы развития регионов
- 4. «Провинциальная красота России»
- 5. «Городские сюжеты»
- 6. Речные экскурсии
- 7. Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов
- 8. Новые направления в культурном туризме
- «Москва-сити»
- Туристический Санкт-Петербург
- Комплексные городские экскурсии
- Археологические и палеонтологические экскурсии
- Религиозный туризм
- Этнографические туры
- Лечебный туризм
- Деловой, или бизнес-туризм
- Обучающий (или образовательный) туризм
- Экологический туризм
- Автотуризм
- Агротуризм
- Милитари-туры
- Юмористический туризм
- Хобби-туры
- Музеи новых профилей
- 9. Новинки туристических изданий
- Заключение
- Литература