1. Из истории туризма
Мы, представители населения Земли XXI в., гордимся тем, что постоянно вносим что-то новое во что-то старое. Это, безусловно, положительный процесс, но, чтобы модернизировать вообще что-либо, необходимо хорошо представлять себе, как развивался этот предмет, откуда взялся, кто был у истоков его создания и т. д. Вернемся же ненадолго в прошлое и посмотрим, а с чего, собственно, начинались первые путешествия с туристическими целями. Для этого нам, как и в большинстве подобных случаев, следует мысленно очутиться в Древней Греции – родоначальнице многого из того, что мы имеем сегодня.
Организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народов существовали еще в Древнем мире. Так, в IV в. до н. э. древние греки и римляне совершали путешествия в Египет, где их привлекали древняя история, культура, необычная природа, великолепные египетские сооружения. Первым греческим туристом, о котором имеются достоверные данные, является «отец истории» Геродот , описавший свои многочисленные путешествия в девяти книгах. Вторая его книга посвящена Древнему Египту, который он посетил после 459 г. до н. э.
Много путешествовали древние греки и по своей стране, совершали далекие путешествия к целебным источникам, а также к святым местам.
Еще Аристотель, Демокрит, Квинтилиан в своих трактатах о воспитании рекомендовали познавать природу в непосредственном общении с ней. Целенаправленное развитие туризма как средства физического развития стало осуществляться в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) после многовековых ограничений, привнесенных церковью в сферу духовного и физического развития человека. Гуманисты добивались систематизации воспитания с учетом различных сторон жизни человека, определили самые эффективные средства формирования качеств человека. Так, представители западноевропейского Возрождения Х. Вивес, М. Монтель, Т. Мор, Ф. Рабле , Э. Роттердамский говорили о необходимости введения организованного процесса физического воспитания молодежи, отводя особое место использованию походов. Витторино де Фельтре , преподавая различные туристские упражнения в организованной им в 1425 г. в городе Мантуе школе, совершал со своими учениками многодневные походы в предгорья Альп. Большое внимание уделяли использованию туристских походов для воспитания подрастающего поколения педагог И. Гамерариус , итальянский профессор медицины И. Меркуриалис . Туристские походы как средство оздоровления человека практиковались даже в семинариях иезуитов.27
В эпоху Просвещения (XVII в.) Ж.-Ж. Руссо, Г. Либли и другие видели в туристских походах средство патриотического воспитания молодежи и укрепления ее здоровья, а учение этих выдающихся просветителей «Познание природы и стремление выработки норм естественного поведения» способствовало развитию туризма. Ж.-Ж. Руссо обосновал важность пешеходных путешествий для решения оздоровительных задач, развил теорию о значимости путешествий как непременной составной части воспитания, раскрыл цели и задачи путешествий и их взаимосвязь с другими средствами формирования личности. Его теория была дополнена трудами известных немецких педагогов – И. Зельцмана, И. Мутса-Мутса, Ф. Яна .
В конце XVII – начале XVIII вв. в европейских странах некоторые учителя в работе с учащимися использовали пешеходные прогулки и поездки в окрестные достопримечательные места. Такие путешествия они называли экскурсиями. Во второй половине XVIII в. в Западной Европе стали создаваться своеобразные центры туризма.
Предпосылки для последующего развития туризма были связаны с необходимостью организации и проведения длительных путешествий для решения познавательных задач по изучению отдаленных труднодоступных уголков земного шара. С целью совершенствования двигательных умений и навыков участников таких путешествий проводится их предварительная подготовка, проверяются социально-психологическое соответствие и согласованность, испытывается необходимое для путешествия снаряжение. Так возникают своеобразные методические приемы и правила подготовки участников экспедиций и путешествий.
Многодневные походы и экспедиции длительное время носили прикладной характер, а их цели и задачи были несколько ограничены. Со временем характер и содержание походов и путешествий обогащаются, и они утверждаются как эффективные средства физического воспитания, которые способны решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Появляются новые черты в организации и проведении путешествий, которые потребовали разработки теоретических основ и методических рекомендаций по подготовке участников путешествий. Появляется обоснование разделов специальной теоретической и физической подготовки участников путешествий. Теперь уже более четко обозначились их цели и задачи. В этот период предопределилась необходимость подразделения путешествий на отдельные виды туристских путешествий, а также классификации маршрутов, что явилось основой для формирования туризма в определенную систему в том виде, в каком она существует в настоящее время.
В конце XVIII – первой половине XIX вв. в странах Западной Европы с началом движения «Назад к природе» появляются обоснования практического применения путешествий в целях физического совершенствования человека. Учитывая прикладное значение туризма в формировании жизненно необходимых человеку двигательных умений и навыков, их возможность оказывать всесторонне и гармоничное воздействие на функциональные системы и органы человека, известные педагоги того времени И. Базедов, Г. Фит и другие стали рекомендовать туристские упражнения как непременную составную часть физического воспитания. Возникают более конкретные представления о различных туристских упражнениях. Туризм был включен в программу физической подготовки во многих школах.
Начинают создаваться региональные союзы любителей туристских путешествий.
Первые самодеятельные туристские организации – альпийские клубы и общества – появляются в разных странах примерно в одно и то же время (во второй половине XIX в.). Первый такой клуб возник в Англии (1857 г.), затем в Австрии (1862 г.), Италии и Швейцарии (1863 г.), в Германии (1869 г.), к концу 1870-х гг. – во Франции, России и других странах.
Туристские союзы и клубы в ряде государств разрабатывают маршруты туристских походов, определяют критерии их оценки, т. е. создается туристская классификация. Постепенно вырабатываются и устанавливаются единые правила прохождения маршрутов, появляется научная обоснованность туристских упражнений как средства военно-прикладной физической подготовки людей.
Утверждаются новые направления в развитии туризма. Возникает целостная система организованных и методических мероприятий, которые способствовали дальнейшему развитию туризма как средства физического воспитания.
Прогрессивным явлением в дальнейшем развитии туризма было создание в 1919 г. Международного туристского альянса (АИТ).
Интерес к путешествиям в России тесно связан с развитием краеведения (кстати, в настоящее время его популярность снова возрастает). Начало краеведческих исследований в России приходится на время выхода Указа Петра I от 12 февраля 1718 г. Этот знаменитый Указ предписывал докладывать царю обо всех любопытных находках.
Одним из первых организаторов экскурсий и походов с детьми был декабрист И. Д. Якушкин , который практиковал летние походы и экскурсии по ботанической теме с воспитанницами Ялуторовской женской школы (Тюменская область).
Первую дальнюю экскурсию совершила группа студентов Новороссийского университета по горному Крыму в 1876 г. Руководил ей профессор геологии И. А. Головинский . А в 1877 г. при Кавказском обществе естествознания в Тифлисе возник первый русский альпийский клуб. Известный исследователь Кавказа А. В. Пастухов стал его первым членом. Позже его именем была названа каменная площадка на склоне Эльбруса («Приют Пастухова»).
Примерно в это же время врач В. И. Дмитриев организовывает в Крыму «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор», ставший базой для Крымского горного клуба с правлением в Одессе. Чуть позже он был переименован в Крымско-Кавказский горный клуб, имел свои отделения в нескольких городах и свои приюты, вел хорошо налаженную экскурсионную работу.
В 1895 г. образуется Российское общество туристов, в которое вошли многие общества. Его деятельность заключалась в основном в организации путешествий с целью развлечения и отдыха. В 1900 г. в Санкт-Петербурге было создано Русское горное общество, разрабатывающее маршруты и оказавшее огромное влияние на последующее развитие туризма в России.
Уже в советское время, в 1919 г. в Москве открывается Центральное бюро школьных экскурсий, преобразованное затем в Центральную детскую экскурсионно-туристскую станцию РСФСР. Эта туристическая станция и до сих пор занимается различными направлениями детского туризма в нашей стране, пережив и перестройку, и развал СССР.
В 1925—1926-х гг. возникло общество «Советский турист», которое занималось организаций дальних поездок, массовок на поездах и пароходах по путевкам.
8 марта 1930 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление «О слиянии акционерного общества „Советский турист“ и Общества пролетарского туризма и создании Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ)».
Осенью 1939 г. в Подмосковье состоялся слет туристов, посвященный десятилетию советского туризма.
В 1939 г. в помощь Красной Армии создаются добровольные альпинистские отряды, которые отличились в годы Великой Отечественной войны.
В 1940 г. в туризме были введены туристские звания. В том же 1940 г. был объявлен массовый поход по маршрутам боевой славы гражданской войны.
В послевоенные годы широкое развитие получает детский туризм. Школьники совершают походы по местам сражений Великой Отечественной войны, приобщаясь к славе и подвигу народа. Получили широкое распространение экспедиции школьников по изучению родного края. Их организовывали детские экскурсионно-туристские станции и Дома пионеров. В 1954 г. состоялся первый слет юных туристов, который проходил на озере Тургояк (Южный Урал). Его большое значение заключается в том, что он объединил разобщенные школьные походы в постоянные всесоюзные экспедиции, ставшие традиционными. И уже в период с 1956 по 1957 гг. была проведена Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников, которую организовала Центральная детская экскурсионно-туристская станция РСФСР совместно с редакцией газеты «Пионерская правда». Эта экспедиция была посвящена 40-летию Октября. В ней участвовало около 1 млн школьников.
Расширялась география туристских маршрутов. Помимо традиционных районов отдыха, новые маршруты путешествий проходили по Нечерноземью, северной части РСФСР, Уралу, Сибири, Дальнему Востоку, Казахстану, Средней Азии. В 1980-е гг. в СССР проводились экскурсии на 20 тыс. тем, было создано около 1000 бюро путешествий и экскурсий. То, что мы сейчас называем инновациями, было и тогда, только имело другие определения – новые маршруты, широкий географический охват, расширение тематик и т. д.
Так что история туризма в нашей стране имеет глубокие корни и интересный, свой, советский ход развития. В настоящее время, ориентируясь во многом на Запад, мы именно там ищем материал для разработки чего-то нового. Если говорить о развитии именно туристического бизнеса с его инфраструктурой, то, несомненно, мы можем и должны учиться этому в западноевропейских странах, но что касается непосредственно культурных направлений в туризме, здесь у нас есть несомненные преимущества перед другими странами.
Оказывается, и в нашей стране существуют свои замечательные туристические традиции. Ниже мы поговорим и о развитии этих традиций, и о разработке совершенно новых направлений в социокультурном туризме.
В настоящее время специалисты всего мира стараются дать новый толчок развитию очень доходной и популярной отрасли хозяйства – туризму. На одном из последних туристических форумов в Западной Европе были определены следующие направления в развитии туризма:
1) рост индустриального туризма за счет новых экскурсий и мероприятий в мегаполисах;
2) обязательное повышение комфортности по причине старения всего общества;
3) повышение значения индивидуальных туров и поездок;
4) наступление «эры дешевизны», так как в туризм все более вовлекаются широкие слои населения планеты;
5) простота и доступность экскурсий и путешествий;
6) гибкость предлагаемых услуг, т. е. возможность индивидуальных варьирований маршрутами, альтернатива в выборе возможных мест посещений и условий размещения.
На фоне таких конкретных установок на дальнейшее развитие туристической отрасли очень интересно выглядят старые, неблагодарно и незаслуженно забытые в годы перестройки маршруты. Именно на их основе в настоящее время и возникают так называемые инновационные проекты.
- Оглавление
- Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов 4
- Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме 40
- Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений 69
- Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых 100
- Введение
- Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов
- 1. Что такое туризм, определения туризма. Основные документы
- 2. Функции туризма
- 3. Виды туризма
- 4. Состав системы туризма
- 5. Цели туризма, направления его развития в XXI в
- 6. Состояние туризма в России. Необходимость в новых формах туризма
- 7. Основная цель создания центра культурной, научной, просветительской, туристической деятельности
- 8. Основные задачи и направлениям деятельности центра Основные задачи центра
- Основные направления деятельности центра
- Культурно-просветительское направление
- Научное направление
- Образовательно-воспитательное направление
- Туристически-развлекательное направление
- 9. Развитие историко-культурных центров в России
- Проект создания «археологического центра» на базе музеефикации алексеевского городища
- 1. Культурно-просветительское направление
- 2. Научное направление
- 3. Образовательно-воспитательное направление
- 4. Туристически-развлекательное направление
- 2000–2001 Гг. – организационный этап.
- 2001–2002 Гг.
- 2002–2003 Гг.
- 10. Конкурс на проектное предложение по созданию историко-культурного туристического центра на базе памятника (комплекса памятников) истории и культуры
- 11. Основные условия строительства на территории центра
- Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме
- 1. Особенности развития культурного туризма в нашей стране. Понятие инноваций в туризме
- 2. Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
- 3. Конкретные примеры инновационных театрализованных представлений
- 4. Сущность ролевых игр
- Варианты видов игровых форм
- 5. Ролевые игры и туризм
- 2. Доспехи
- Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений
- 3.1. Особенности экстремального туризма
- 3.2. Сухопутный туризм Трекинг
- Альпинизм
- Велосипедный туризм
- Туризм на лыжах
- Горные лыжи
- Верховой туризм
- Туры на собаках
- Джипинг
- Приключенческие туры
- Экзотик-туры
- Спелеотуризм
- 3. Воздушный туризм, отдых и развлечения
- Планеризм
- Баллонинг
- Парашютинг
- Кайтинг
- Авиационный туризм
- 4. Космотуризм
- 5. Водный туризм
- Рафтинг
- Путешествия на гребных и парусных судах
- Экзотические плавсредства
- Туры на подводных лодках
- Катание по морским волнам
- Рыболовные экстрим-туры
- Дайвинг
- Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых
- 1. Из истории туризма
- 2. Возрождение старых популярных маршрутов
- 3. Перспективы развития регионов
- 4. «Провинциальная красота России»
- 5. «Городские сюжеты»
- 6. Речные экскурсии
- 7. Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов
- 8. Новые направления в культурном туризме
- «Москва-сити»
- Туристический Санкт-Петербург
- Комплексные городские экскурсии
- Археологические и палеонтологические экскурсии
- Религиозный туризм
- Этнографические туры
- Лечебный туризм
- Деловой, или бизнес-туризм
- Обучающий (или образовательный) туризм
- Экологический туризм
- Автотуризм
- Агротуризм
- Милитари-туры
- Юмористический туризм
- Хобби-туры
- Музеи новых профилей
- 9. Новинки туристических изданий
- Заключение
- Литература