5. Ролевые игры и туризм
Итак, в последнее время получили развитие так называемые ролевые игры, которые проводятся как по произведениям в стиле «фэнтези», так и по конкретным историческим событиям. Это направление туризма на самом деле совершенно инновационное, рассчитанное на определенный круг людей. Участие в ролевых играх привлекает как детей, так и взрослых возможностью побывать в другой ситуации, попробовать себя в какой-нибудь роли. Мы советуем применять ролевые игры в качестве составных частей экскурсионных мероприятий для старшеклассников и студентов.
Ниже мы приведем несколько примеров ролевых игр по типу скорее исторических, которые привлекают к себе все большее внимание потенциальных участников.
Игра «Гардемаринка». Основана на реальных исторических событиях, нашедших отражение в литературе и кино.
Игра предполагает полное вживание всех игроков в реалии (литературные, исторические и киношные) отыгрываемой эпохи. Сами устроители игры определяют ее так: скорее всего что-то вроде смеси «политички» и «антуражки» с небольшой примесью элементов «мистериалок». Игра интересна для тех участников, кому хочется пару дней пожить жизнью персонажа, к примеру гардемаринов, окунутьсяв жизньXVIII в. с ее балами, фейерверками, интригами, дуэлями.
Мир игры не столько ближе к реальной истории, сколько к авантюрным и романтическим романам и фильмам. (За основу антуража взяты серии фильмов Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов» и «Гардемарины».) При подобных играх огромную роль играют костюмы. Не все могут позволить сделать себе абсолютно точный «прикид» того времени. Но, как уже было сказано, данная игра не является полной исторической реконструкцией. Главное, чтобы по виду человека можно было совершенно однозначно определить статус его персонажа. Если вы, к примеру, играете князя, то должны быть одеты в приличный камзол, а не эльфийский плащ или рыцарский костюм. Пусть даже этот камзол по покрою будет относиться к ФранцииXVII в., а не РоссииXVIII в., но он должен быть. Естественно, никакой джинсовой одежды. В качестве обуви возможно использовать цивильные коричневые или черные ботинки при условии, что молнии, застежки будут скрыты под одеждой.
Для удобства игроков организаторы рассылают всем участникам так называемые программки с предысторией игры. В данном случае она следующая.
1727 г. 5 февраля 1722 г. Петр I отменил все предыдущие законы престолонаследия, включая право земского собора. Отныне наследник престола стал назначаться только личным завещанием предшественника. 28 января 1725 г. он умирает, успев написать только «Отдайте все...», а дальше рука правителя замерла навсегда. Благодаря этому вплоть до воцарения Елизаветы в России длилось время, когда власть передавалась совершенно невероятными путями, это время историки позже назовут эпохой дворцовых переворотов. По любой логике наследником Петра I должен был стать его единственный прямой потомок-мужчина – малолетний внук Петр Алексеевич. Но разворовавшие казну «птенцы гнезда Петрова» во главе со светлейшим князем Меньшиковым его смертельно боялись. А ну как вырастет мальчик да и вспомнит, кто его отца, царевича Алексея, погубил. В итоге во главе России встает иностранка, мужичка, по слухам – тайная любовница светлейшего князя, вторая жена Петра I – Екатерина I.В1727 г. она смертельно заболевает. Соответственно, возникает вопрос о престолонаследии. Некоторые считают, что наследовать должна ее дочь, но опять голову поднимает оппозиционная старая аристократия, видящая законным наследником только Петра Алексеевича. Политическое противостояние заканчивается тем, что хитроумный Меньшиков добивается результата по принципу «и вашим, и нашим» – к власти приходит 12-летний Петр II, а его официальной невестой становится ... дочь Меньшикова (ничего, барон Остерман предлагал женить мальчика на его родной тете – Елизавете Петровне). Итак, в результате у власти фактически опять светлейший князь, возглавляющий тайный совет, который и управляет страной в связи с малолетством императора. Но Петр II не похож на своего слабовольного отца. Он абсолютно непослушен, назло всем вместо учебы занимается охотой, пьянками вместе с гвардейцами (вообще, гвардия в те времена играла решающую роль во всех переворотах, и многие из политических деятелей имели офицерские звания в Преображенском или Семеновском полку). Свою невесту малолетний император презирал, его круг общения составляли молодой князь Долгорукий, его собственная старшая сестра, 17-летняя тетя Елизавета Петровна. Для всех настал момент, когда появился шанс свергнуть ненавистного многим, вплоть до былых союзников, Меньшикова, а также подсунуть в постель (12-летнему ребенку!), а затем под венец собственную дочь, что даст шанс в будущем стать дедушкой будущего правителя.
Игра происходит по мотивам событий, показанным в фильме «Падение Голиафа» из сериала «Тайны дворцовых переворотов» Светланы Дружининой.
Мы привели вам пример обычной ролевой игры, основанной на реальных исторических событиях российской истории. При участии в таких играх молодые люди непременно должны познакомиться с подробностями этих событий, вот вам и новое направление в изучении истории своей родины. Для участия в игре люди порой приезжают из другого конца страны – вот это уже новое направление в туризме.
Еще один пример ролевой игры, правда, основанной на событиях далекой от нас страны – Северной Америки, являет собой «Путь на Запад» . Эта игра основана на произведениях Фенимора Купера и проводится по преданиям индейцев Северной Америки в период колонизации.
Необыкновенно интересна игра «Калевала» , проводимая в районе села Спасская губа, в 60 км от Петрозаводска по Мурманской трассе. Эта игра уникальна и привлекательна тем, что поднимает целый пласт самобытной истории и обычаев народов северо-запада нашей страны. Целью игры является игровое моделирование жизни и мифологических представлений народов северо-запада, а именно Новгорода и карело-финского пограничья. Причем в основном уделяется внимание обычаям и традициям наших предков, их верованиям, т. е. всему тому, что мы называем мироощущением.
В программе с описанием игры говорится следующее.
Расстановка сил.
Новгород
Новгород – это крупнейший и самый старый город Севера. Он стоит на пересечении важных торговых путей и потому является центром оживленной торговли. Славится Новгород и своими умельцами – ремесленниками. Собственно, они-то – ремесленники и купцы – и составляют большинство городского населения.
Каждый свободный новгородец имеет право голоса на вече, и не важно, богат он или беден. Нет голоса только у закупов, которые продаются за долги (пока не отработают), у нарушивших правду и рабов. А вольные люди все равны.
Долгие годы не было у Новгорода сильных врагов, поэтому новгородское войско частенько совершало походы на север и северо-восток, захватывая поселения, облагая население данью и таким образом расширяя подвластные Новгороду территории.
Нынешний правитель Новгорода – князь Василий (имя принял после крещения), властный, суровый, но справедливый. По его решению и с одобрения вече Новгород принял православную веру.
Правда, не все с этим решением согласились. Младший князев брат – Всевой – предпочел остаться приверженцем старой, языческой веры. Он забрал часть дружины и ушел на север, в Ладогу.
(Команда 50 человек: из них не более 20 – дружина, остальные – мирное население).
Ладога
До прихода Всевоя ладожским князем был Лют. Всевой изгнал его и стал править в Ладоге сам. Туда перебралась часть новгородского населения, недовольная нововведениями Василия. Огромную роль в жизни города стали играть волхвы, весьма воинственно настроенные в отношении Новгорода, равно как и сам князь Всевой.
Таким образом, Ладога предстает оплотом язычества.
Прилегающие к Ладоге территории населены не только славянами. Здесь немало карельских деревень.
(Команда 25–30 человек: из них не более половины – дружина).
Корела
Лют, изгнанный из Ладоги, был вынужден уйти еще севернее. Он со своими людьми построил на берегу озера Нево город-крепость – Корела.
Основное население этих территорий – карелы и финны.
(Команда 20 человек: из них большая часть – люди военные).
Викинги
Викинги на северо-западе – гости редкие. Однако заплывали они сюда ради честной торговли и для грабежа. Иногда нанимались на службу к князьям.
(две-три команды не более 5 человек).
Как известно, в те далекие времена подавляюще большинство населения жило по деревням. Поэтому очень хочется, чтобы в игре было много деревень, а соответственно, и много «мелких» людей: охотников, рыболовов и земледельцев. Без них нет нормальной жизни, нет экономики.
К моделированию предлагаются русские, карельские и финские деревни. Первые располагаются близ Новгорода (а потому им предоставляется выбор – быть язычниками или по примеру Новгорода принять христианство), вторые и третьи – соответственно близ Ладоги и Корелы. Князья же между тем заинтересованы в расширении своих владений и повышении собственного благосостояния, а следовательно, стремятся взять под свой контроль максимально возможное количество деревень и обложить их данью.
Основные занятия крестьян – это земледелие, скотоводство, охота и собирательство. Причем если славяне отдавали предпочтение первым двум, то карелы и финны занимались по преимуществу лесными промыслами, а в качестве денег использовали шкуры зверей (прежде всего шкурки белки).
Чем конкретно вы будете заниматься, если решите податься в деревню, целиком зависит от вашей фантазии. Придумывайте сами, что и, главное, как вы будете делать, отыгрывая столь трудолюбивые роли, – все это на ваше усмотрение. Проявление изобретательской инициативы мы будем только приветствовать.
(Русские деревни – команды по 5–7 человек, финские и карельские – по 5—10 человек. Чем больше будет деревень, тем лучше).
РЕЛИГИЯ
В игре представлены христианство и язычество.
Христианство
Как уже было отмечено, христианство было введено в Новгороде, причем совсем недавно – в правление князя Василия. В городе появились церкви, большое количество священнослужителей. Регулярно проводятся службы.
К иноверцам (в данном случая – к язычникам) церковь относится крайне нетерпимо. Все языческие капища в Новгороде разрушены, волхвы изгнаны. Более того, Князь новгородский стремится распространить новую веру на соседние территории, что, правда, встречает сопротивление.
Население Новгорода добровольно приняло христианство. Однако новая вера далеко не сразу легла в основу мироощущения народа, устранила славянское язычество из сознания и обихода. Многие элементы язычества сохранились. Так, например, соединение христианства и язычества ясно прослеживается в похоронных обрядах. Языческое сожжение было вытеснено захоронением в землю, но в могилы клали пищу, оружие и пр. Продолжали люди верить в магию, злую и добрую. По-старому поклонялись рекам, рощам, отдельным деревьям, почитали гром и молнию. Не исчезла и вера в домовых и прочую нечисть.
Язычество
Язычниками являются карелы, финны и часть славян. Однако имейте в виду, что славянское и карельское язычество – это совершенно разные вещи.
Вряд ли нужно перечислять вам славянских богов, равно как и объяснять, кто такие леший и домовой. Поэтому мы не будем подробно останавливаться на славянском язычестве. Отметим лишь то, что оно представляет собой «... причудливое переплетение различных верований, смесь языческих культов разных уровней».23
В религии славян примитивизм соседствует с анимистическими воззрениями: славяне молились камням и деревьям, но в то же время поклонялись могущественным верховным богам, которые владычествовали над всем и всеми.
Хотелось бы подчеркнуть также исключительную веротерпимость славян по отношению к инаковерующим, будь то иноземцы или соплеменники.
О карельских и финских верованиях все мы наслышаны в гораздо меньшей степени, а посему на этом моменте остановимся поподробнее.
Главный бог карел и финнов – бог неба Юмалла. Он ведает погодой. От него происходят гром, гроза, радуга. У него есть жена – Илматар, мать воздуха, нагоняющая тучи, насылающая ветер и дарующая дождь.
Второй по значимости бог – морской хозяин Ахто. Это добрый бог; он оказывает покровительство мореходам и рыбакам. Его жена – суровая и буйная Велламо, хозяйка рек, порогов и водопадов, мать морского чудища Ико-Турсо.
Хийси – бог леса и охоты; вместе со своей женой Кехно он владычествует над всеми животными. Кехно помогает охотникам, загоняет дичь в силки, направляет стрелы точно в цель. Хийси же бог коварный; людей он недолюбливает, часто выгоняет на охотников своего огненного Лося.
Лембо (Лемби) – бог огня и любви. Он может олицетворять как доброе, так и злое начала, может согреть, а может и сжечь.
Еще одна могущественная богиня – хозяйка чертогов смерти, Туони. Карелы чаще всего представляли ее доброй старушкой в шапочке, дарующей легкую смерть и заботящейся об умерших. Финны же называли ее Манала и представляли ее себе злобной старухой, насылающей болезни, мор и всяческие неприятности вообще.
Помимо богов, есть еще и существа более низкого порядка, ютасы, т. е. демоны (духи).
Самый известный из них – Хозяин леса (нечто вроде славянского лешего). Он является людям в различных обличьях – в виде пня, животного, человекоподобного существа. Как лес, с одной стороны, полон опасностей, а с другой – кормит крестьянина, так и Хозяин леса может не только послать добычу, много ягод и грибов, обеспечить безопасность скоту, но и сбить путника с дороги, напустить на него диких зверей.
Хозяин воды является людям в виде быка, собаки, но чаще всего в виде голого человекоподобного существа с длинными волосами – водорослями.
Дома и хозяйственные постройки также заселены ютасами. Правда, они добрее, чем природные.
Покровителем семьи считался Хозяин дома. Кроме него, есть еще Хозяин подполья, Хозяин двора, Хозяин хлева, Хозяин бани. Непослушных детей часто пугают духом очага Рахко. Во время праздников ему всегда подают еду – кидают в очаг.
Все боги и ютасы требуют поклонения и почитания. Им посвящают различные ритуалы. Так, начало и окончание охоты на любого зверя, сбор ягод или грибов, рыбной ловли обязательно сопровождает жертвоприношение соответствующему богу или ютасу. Например, часть собранных ягод или грибов всегда оставляют на пне или перекрестке дорог Хозяину леса. Домашним ютасам оставляют гостинцы по углам – кусок хлеба, пироги, молоко.
Общение с богами и ютасами осуществляется через нойдов (колдунов-шаманов). Они обладают разными сверхъестественными (как вредоносными, так и полезными) способностями (например, предсказывают будущее). К ним обращаются за помощью в случае пропажи скота, болезни, порчи. Нойды знают гадания, любовную и лечебную магию, заговоры, дают имена новорожденным, руководят свадьбами и похоронами. Все божества карел и финнов, равно как и ютасы, имеют двойственную природу. Карелы и финны чтили одних и тех же богов, но молились им по-разному: первые взывали к их доброму началу, а вторые – к темному, злому. Финны больше боялись своих богов, карелы же уживались с ними мирно.
Боевка
1. Оружие .
Все оружие проверяется мастерами. Главные требования – более или менее эстетичный вид и безопасность. Оружие может быть проверено на владельце.
Оружие не метается. Меч – деревянный, пластиковый (дюралевые мечи будут рассматриваться индивидуально; текстолит не допускается). Длина – разумная; вес – 1–1,5 кг.
Кинжал – то же самое, но соответственно меньшие размеры.
Нож – длина лезвия – не более 15 см. Применяется только в мирной обстановке как орудие кулуарного убийства или как атрибут жертвоприношения.
Топор, секира, молот – только рубящий удар. Обязателен смягчитель. Вес 1–2 кг.
Копье – только колющий удар. Копье должно быть копьем, а не кривой палкой с мотком тряпок на конце.
Булавы, шестоперы, дубины должны иметь эстетический вид.
Кистень – мягкий шар на веревке (а не на цепи). Длина рукояти – локоть, веревки – такая же (можно меньше).
Луки и самострелы – сила натяжения не более 15 кг. Стрелы обязательно со смягчителем. Стрела снимает 2 очка.
Катапульты, баллисты перемещают 4 человека. Снаряд (пакет с травой, мхом, поролоном) при попадании в дом разрушает стену, при попадании в человека убивает.
Камни – требования те же, что и к снарядам катапульты. Кидаются двумя руками, при попадании в любую часть тела снимают 1 очко. Отбиваются щитом. С собой можно носить не более 2 штук.
Большие камни изготавливаются из больших мешков. Сбрасываются со стен двумя людьми. Убивают наповал. Щитом не отбиваются.
- Оглавление
- Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов 4
- Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме 40
- Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений 69
- Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых 100
- Введение
- Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов
- 1. Что такое туризм, определения туризма. Основные документы
- 2. Функции туризма
- 3. Виды туризма
- 4. Состав системы туризма
- 5. Цели туризма, направления его развития в XXI в
- 6. Состояние туризма в России. Необходимость в новых формах туризма
- 7. Основная цель создания центра культурной, научной, просветительской, туристической деятельности
- 8. Основные задачи и направлениям деятельности центра Основные задачи центра
- Основные направления деятельности центра
- Культурно-просветительское направление
- Научное направление
- Образовательно-воспитательное направление
- Туристически-развлекательное направление
- 9. Развитие историко-культурных центров в России
- Проект создания «археологического центра» на базе музеефикации алексеевского городища
- 1. Культурно-просветительское направление
- 2. Научное направление
- 3. Образовательно-воспитательное направление
- 4. Туристически-развлекательное направление
- 2000–2001 Гг. – организационный этап.
- 2001–2002 Гг.
- 2002–2003 Гг.
- 10. Конкурс на проектное предложение по созданию историко-культурного туристического центра на базе памятника (комплекса памятников) истории и культуры
- 11. Основные условия строительства на территории центра
- Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме
- 1. Особенности развития культурного туризма в нашей стране. Понятие инноваций в туризме
- 2. Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма
- 3. Конкретные примеры инновационных театрализованных представлений
- 4. Сущность ролевых игр
- Варианты видов игровых форм
- 5. Ролевые игры и туризм
- 2. Доспехи
- Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений
- 3.1. Особенности экстремального туризма
- 3.2. Сухопутный туризм Трекинг
- Альпинизм
- Велосипедный туризм
- Туризм на лыжах
- Горные лыжи
- Верховой туризм
- Туры на собаках
- Джипинг
- Приключенческие туры
- Экзотик-туры
- Спелеотуризм
- 3. Воздушный туризм, отдых и развлечения
- Планеризм
- Баллонинг
- Парашютинг
- Кайтинг
- Авиационный туризм
- 4. Космотуризм
- 5. Водный туризм
- Рафтинг
- Путешествия на гребных и парусных судах
- Экзотические плавсредства
- Туры на подводных лодках
- Катание по морским волнам
- Рыболовные экстрим-туры
- Дайвинг
- Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых
- 1. Из истории туризма
- 2. Возрождение старых популярных маршрутов
- 3. Перспективы развития регионов
- 4. «Провинциальная красота России»
- 5. «Городские сюжеты»
- 6. Речные экскурсии
- 7. Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов
- 8. Новые направления в культурном туризме
- «Москва-сити»
- Туристический Санкт-Петербург
- Комплексные городские экскурсии
- Археологические и палеонтологические экскурсии
- Религиозный туризм
- Этнографические туры
- Лечебный туризм
- Деловой, или бизнес-туризм
- Обучающий (или образовательный) туризм
- Экологический туризм
- Автотуризм
- Агротуризм
- Милитари-туры
- Юмористический туризм
- Хобби-туры
- Музеи новых профилей
- 9. Новинки туристических изданий
- Заключение
- Литература