3. Особенности процесса дыхания при физической нагрузке.
Дыхание - циклически совершающийся процесс, в результате которого постоянно осуществляется обмен газов между атмосферой и клетками организма. В организме человека запасы кислорода ограничены, поэтому необходимо его непрерывное поступление из окружающей среды. Так же постоянно и непрерывно из организма должен удаляться углекислый газ, который всегда образуется в процессе обмена веществ и в больших количествах является токсичным соединением.
О функциональном состоянии аппарата внешнего дыхания можно судить по ритму, глубине, частоте дыхания и величине легочных объемов.
Одним из важнейших показателей функционального состояния аппарата внешнего дыхания является жизненная емкость легких. (ЖЕЛ). ЖЕЛ - это максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Она зависит от многих факторов: конституции, возраста, пола, степени тренированности. У женщин ЖЕЛ в среднем на 25% ниже, чем у мужчин. Величина ЖЕЛ колеблется в чрезвычайно широких пределах - от 3 до 8 л. Наибольшие величины ЖЕЛ наблюдаются у спортсменов, тренирующихся преимущественно на выносливость.
В состоянии ПОКОЯ дыхание через нос является во многих случаях целесообразным, так как воздух согревается, увлажняется и, что очень важно, он в значительной мере очищается от пыли и других инородных частиц.
Рот используется в том случае, когда потребность в воздухе превышает количество, которое может попасть в легкие через носовую полость. Дыхание через рот менее полноценно, однако у него есть одно важное преимущество - гораздо меньшее сопротивление току воздуха, а значит возможность очень быстрого вдоха и большего объема вентиляции легких. Поэтому при интенсивных физических нагрузках осуществляется смешанное дыхание, при котором большая часть воздуха циркулирует через рот.
Дыхательный цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Дыхательные движения в норме ритмичные, средней глубины, обе половины грудной клетки равномерно участвуют в акте дыхания. Одно из основных правил здорового дыхания заключается в том, что выдох всегда должен быть продолжительнее вдоха или равен вдоху, но он не должен быть короче его.
У взрослого человека частота дыхательных движений составляет 12-18 в 1 мин. Мышечная деятельность служит наиболее сильным естественным стимулом дыхания. Как только включается мышечная нагрузка, легочная вентиляция возрастает за счет углубления и учащения дыхания. При физической нагрузке частота дыхания увеличивается пропорционально ее мощности, достигая величины 50 - 70 раз в 1 мин.
При этом у тренированных людей при высокой частоте дыхания растет и его глубина. Это наиболее рациональный способ срочной адаптации дыхательного аппарата к физической нагрузке. У нетренированных людей увеличение легочной вентиляции при работе происходит преимущественно за счет учащения дыхания.
- 1. Учение о здоровье человека. Составляющие здоровья человека.
- 2. Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы по частоте пульса и величине артериального давления. Общие принципы умеренных физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему.
- 3. Особенности процесса дыхания при физической нагрузке.
- 4. Разминка, её значение в физкультурно-спортивной деятельности.
- 5. Физические упражнения, активно влияющие на развитие систем дыхания, кровообращения и энергообмена.
- 6. Стретчинг, его значение для профилактики травматизма в физкультурно-спортивной деятельности.
- 7. Содержание понятия «утомление». Внешние признаки степени утомления при различных режимах физической нагрузки.
- 8. Режим и культура питания студентов.
- 9. Водно-питьевой режим, минеральный баланс в покое и при физической нагрузке. Контроль за массой тела.
- 10. Особенности развития основных физических качеств ( силы, быстроты, выносливости, гибкости.)
- 11. Использование естественных факторов природы для оздоровления студентов.
- 12. Здоровый образ и спортивный стиль жизни.
- 14. Вредные привычки и борьба с ними.
- 15. Закаливание. Гигиенические принципы закаливания.
- 16. Понятие о физической рекреации. Значение занятий на свежем воздухе для оздоровления организма.
- 17. Утренняя гигиеническая гимнастика
- 18. Дозированная ходьба и ее характеристика
- 19. Лечебная физическая культура, её значение в коррекции и профилактике заболеваний.
- 20. Обоснование двигательной активности для формирования, укрепления и сохранения здоровья.
- 21. Разумный режим труда и отдыха.
- 22. Гигиенические требования при проведении занятий (место занятий, одежда, обувь, инвентарь).
- 23. Социальная значимость физической культуры и спорта.
- 24. Физическая культура, физическое воспитание, спорт. В чем сходство и различие?
- 25. Физическая культура и спорт, как средство сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Физическое самовоспитание и самосовершенствование.
- 26. Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями для студентов. Формы, организация, построение самостоятельных занятий.
- 28. Массаж. Формы. Системы. Классификация.
- 29. Самомассаж (необходимость применения).
- 30. Физическая культура, как часть общечеловеческой культуры.
- 31. П.Ф.Лесгафт – его роль в физическом воспитании России.
- 32. Фоновые виды физической культуры. Организация сна.
- 33. Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.
- 34. Техника безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
- 35. Попутная тренировка. Физические упражнения в обеденный перерыв.
- 36. Спорт. Массовый спорт. Спорт высших достижений. Профессиональный спорт.
- 37. Национальные виды спорта.
- 38. Спорт в нашем университете.
- 40. Система студенческих соревнований.
- 41. Важность и виды пропаганды физической культуры и спорта среди студенческой молодежи.
- 42. Роль спортивного арбитра на соревнованиях.
- 43. Роль тренера в подготовке спортсменов.
- 44. Единая спортивная классификация.
- 45. Развитие спорта в Белгородской области.
- 46. Понятие ппфп, ее цели, задачи, формы организации.
- 47. Условия формирования знаний, умений и навыков для эффективного использования физической культуры на производстве.
- 48. Допинг (причины запрета в спорте).
- 49. Современные олимпийские игры.
- 50. Ритуал открытия и закрытия Олимпийских игр. Олимпийская символика.
- 51. Олимпийские игры Древней Греции.
- 52. Ссср – великая олимпийская держава.
- 53. Зимние олимпийские игры.
- 54. Пьер де Кубертен – инициатор создания Международного олимпийского комитета.
- 55. Россия в международном олимпийском движении.
- 56. Белгородчина в Олимпийском движении
- 57. Паралимпийские игры. Социальная значимость развития спорта и среди инвалидов.
- 58. Законодательная база развития физической культуры и спорта
- 59. Спортивные соревнования.
- 60. Физкультурно-оздоровительная работа в студенческих общежитиях.