1.2.3. Архитектура туристских зданий и сооружений
Созданный в 1857 г. в Лондоне Альпинистский клуб проложил дорогу к современному туристскому строительству. Туристские клубы и общества создавались по всей Европе.
В 1877 г. в Тифлисе при Кавказском обществе естествознания был создан первый Альпийский клуб. Позднее (1885) в Петербурге была основана крупная туристская организация «Предприятие для общественных путешествий во все страны мира». Крымский горный клуб был создан в Одессе в 1890 г. Этот клуб имел свои филиалы в Ялте и Севастополе. По его инициативе был построен первый туристский приют на 12 мест, в котором туристам предоставляли ночлег. Позже эта организация была преобразована в Крымско-Кавказский горный клуб.
Первая туристская хижина была сооружена на склонах Казбека Русским горным обществом, созданным в Москве в 1901 г. Еще четыре приюта было организовано в Пятигорске Кавказским горным обществом.
В городах в это время возводили гостиницы: «Астория» в Петербурге; «Боярский двор» и «Славянский базар» в Москве; «Московская» в Астрахани; «Бристоль» в Ярославле. Само название гостиниц говорит об истоках их архитектуры: гостиница «Астория» — скандинавский модерн; «Боярский двор» и «Славянский базар» — древнерусская стилизация модерна. В строительстве гостиниц в начале XX в. строгий модерн исходил из новых строительных материалов — железобетона и свойственных ему конструктивных форм. Черты строгого модерна прослеживаются в архитектуре гостиницы «Бристоль» в Ярославле.
В начале XX в. железобетон использовали не только для конструкций, но и для декоративных куполов, башен, сводов, как, например,
вотеле Мальборо-Бленхейм в Атлантик-Сити (США). Для европейских гостиниц увлечение псевдостилями определялось требованием повышенной монументальности фасадов, стремлением придать зданиям респектабельный облик, свидетельствующий об их процветании.
Самым значительным зданием был отель Пикадилли (рис. 1.24) в Лондоне (1905— 1908). Открытая колоннада верхних этажей и ритм арочных проемов внизу определяют ренессансный характер здания отеля; разорванный фронтон, угловые волюты — барочные элементы, которые в соединении с ренессансными приемами увеличивают монументальность фасада.
Рис. 1.24. Отель Пикадилли (Лондон)
Внешний облик гостиничного здания, его представительность, даже количество архитектурно-декоративных элементов на фасаде и в интерьере — все рассматривалось с точки зрения экономической рентабельности. Законы капиталистического рынка все больше влияли на развитие художественной стороны, резко расширяли географию используемых архитектурных форм. Архитектура гостиниц, построенных в это время в Голландии, — «Американский» отель и отель «Виктория» в Амстердаме, отели на курорте Схевенинген около Гааги — отвечала художественным вкусам Европы XIX в., а интерьеры, снабженные всеми видами новейшего благоустройства, служили своеобразной рекламой товаров тех фирм, которые поставляли отделочные материалы, обои, мебель, декоративные ткани, санитарные приборы.
Гостиница «Тсукидзи» (рис. 1.25), построенная в Японии в 1868 г., — копия американских провинциальных гостиниц XIX в. Здание отеля «Империал», возведенное в Токио в 1916 — 1922 гг., по своему плану, композиции объемов и стилистическому рисунку отличаясь от типичных для того времени респектабельных общественных зданий, соответствовало новым архитектурным формам США. Традиционная композиция гостиницы была усложнена введением ряда залов, не имеющих строго определенного назначения; выделением нескольких флигелей, расположенных на разных уровнях; использованием обильного геометрического орнамента. Конструктивное решение расчлененного здания обеспечивало максимальную устойчивость при землетрясениях и соответствовало традиционным особенностям японских построек.
Гостиницы были преобладающим видом общественных зданий в Швейцарии. Расположенная на пересечении важнейших торговых путей Европы, Швейцария еще в средние века собирала пошлины, охраняла и обслуживала караваны иноземных купцов. С XIX в. обслуживание путешествующих обрело в Швейцарии масштабы туристского промысла. Туризм повлиял на застройку швейцарских городов и поселков, благоприятствовал развитию внешне роскошной архитектуры, призванной создавать атмосферу праздничности, что привело к появлению особого вида отелей в виде «ложных» дворцов ренессансно-барочного стиля.
Рис. 1.25. Гостиница «Тсукидзи» (Иокогама)
«Палас-отели», «Национали», «Метрополи», «Мажестики», «Бристоли», «Виктории» по обилию декоративного убранства не уступали дворцам второй половины XIX в. Тогда же сложилась типологическая схема отеля: на первом этаже по центру размещался вестибюль с парадной лестницей; в подвальном этаже — ресторан, обслуживающие и вспомогательные помещения; остальные этажи — жилые с номерами по обе стороны коридора. В отделке ресторанов использовали народные традиции. Некоторые другие здания стали приспосабливать под ресторан: например, в трехнефном зале монастыря в Рагаце, перекрытом остекленной стропильной кровлей, разместился ресторан «Хоф». Местные народные традиции превратились в средства усиления национального колорита в архитектуре гостиниц. Отели, выстроенные в национальном стиле, в духе швейцарских шале, украшали башенками, эркерами, шпицами, высокими кровлями на кронштейнах с богатой резьбой, балконами. Располагать отели стремились ближе к живописной местности, связывая здание с природой.
В начале XX в. швейцарскими архитекторами овладела идея города-сада: свободная живописная планировка, мягкие изгибы улиц, компактная форма домов на 1 — 4 квартиры — все эти особенности быстро привились в условиях гористого рельефа Швейцарии и повлияли на архитектуру швейцарских отелей. Вместо крупных отелей началось строительство поселков-отелей, состоящих из нескольких небольших по размерам зданий, размещаемых на сложном рельефе, обеспечивая полную связь с природой. В качестве строительного материала использовали дерево, здание опоясывали галереями и завершали высокими кровлями.
Важнейшие города Швейцарии, расположенные по берегам Женевского, Люцернского, Фирвальдштетского озер, на протяжении второй половины XIX — начала XX в. стали практически городами-отелями курортного типа. На фоне пяти-, шестиэтажных гостиниц терялись двухэтажные домики местных жителей. На архитектуру курортных отелей оказало влияние использование железобетона. Мировую известность приобрел санаторий королевы Анны в Давосе, архитектура которого (плоская крыша, ленточные балконы, рамные каркасы) предвосхитила многие особенности санаториев, больниц и отелей XX в.
Такие же приемы использовали в здании лечебницы, построенном в 1911 г. на курорте Богданече в Чехии. Предшественником новой архитектуры является здание санатория близ Вены: гладкие белые оштукатуренные стены; большие окна, лишенные обрамления, с решетчатыми фрамугами.
Название лечебного учреждения — санаторий (от лат. 5апо — лечу, исцеляю) — впервые стали применять в Германии в 80-х годах XIX в., когда немецкий врач Бремер создал «Закрытое лечебное заведение» для больных туберкулезом, где в основу лечебного метода была положена триада: «лечение воздухом, покоем и упитыванием». Местности, в которых располагались санатории с благоприятными для лечения природными
условиями, получили название курортов (нем. Kurort, от Kur — лечение и Ort — место).
Использование воздействия природных условий и определенного режима для лечебных целей относится к глубокой древности. Древнеримский историк Плиний Старший (I в. н. э.) описывает один из городов в Крыму, близ которого имеется «земля, исцеляющая всяческие раны». Множество свидетельств использования минеральных источников сохранились в Киргизии, Армении, Грузии.
В лечебных целях использовали (начиная с XI в.) многочисленные минеральные источники Карпат. К началу XIX в. на территории тогдашней России функционировали курорты: Ключ св. Екатерины у Серепты (под Волгоградом); Минеральные воды под Петрозаводском; «Бештауские теплицы» (Пятигорск); Сергиевские Минеральные Воды (Поволжье); Старая Руса; одесские курорты; курорты в Липецке, Кемери (Латвия). Всего было известно более 20 источников, используемых для лечебных целей.
В книге штаб-лекаря А. Никитина «О весеннем лечении болезней» (1825) впервые дано научное обоснование значения санаторного режима как комплекса оздоровительных мероприятий. Первым стационарным лечебным заведением была кумысолечебница, открытая в 1858 г. под Самарой, явившаяся прообразом будущих санаториев.
Во второй половине XIX в. лечебно-курортное строительство на Кавказе и в Крыму приобретает значение курортной зоны. К началу XX в. Ялта определилась в качестве курортного города, началась застройка поселков Южного берега Крыма — Алупки, Симеиза, Мисхора, Кореиза. Курортные учреждения — «Гурзуф» и «Суук-Су» в Крыму, «Сестрорецк» под Петербургом, «Кавказская Ривьера» в Сочи, «Курзал» в Пятигорске — были оборудованы и благоустроены по уровню лечебных учреждений. Например, грязелечебница в Ессентуках (1911 —1914) представляет собой большое здание, состоящее из блоков с различной специализацией. Каждый блок решен в классической архитектурной форме с использованием внутренних двориков. В облицовке использованы новые отделочные материалы: на фасадах — искусственный песчаник серовато-желтого цвета; в интерьерах — искусственный мрамор.
На курортах кроме лечебных учреждений возводили гостиницы, рестораны, казино, обеспечивая не только лечение, но и отдых, развлечения. Например, количество отдыхающих из других стран на курортах Французской Ривьеры и Швейцарии составляло 30—40 %.
Развитию лечебного туризма способствовало строительство железных дорог и зданий железнодорожных вокзалов. В градостроительстве складываются новые торгово-транспортные центры: вокзал с привокзальной площадью, от которой расходятся торговые магистрали с роскошными зданиями магазинов, банков, казино. Здесь вырастают новые фешенебельные кварталы. В швейцарской архитектуре появилась особенность — размещение вокзалов в наиболее живописных местах,
которых затем вырастали здания отелей и санаториев. Интервалы между железнодорожными станциями и их расположение определялись интересами туристов.
Во второй половине XIX в. вырабатывается специфический тип железнодорожного вокзала. Создавались вокзалы в различных стилях, но функциональные требования все время расширялись. Здание Орлеанского вокзала в Париже, строительство которого было приурочено к открытию Международной выставки (1900), включало еще и гостиницу. Вокзалы имели запоминающийся силуэт, богатую отделку фасадов, соответствующую новому назначению «ворота» города.
Большинство первых железных дорог в России принадлежало частным лицам и акционерным обществам. Поэтому часто в месте соединения дорог строили две разные станции с отдельными вокзалами: в Петербурге — Балтийский и рядом — Варшавский вокзалы; в Москве — Петербургский и Ярославский. Первые вокзалы были небольшими по размеру, павильонного типа с общим залом для ожидания пассажиров. Самым крупным вокзалом во второй половине XIX в. был пассажирский вокзал в Одессе. Построенный по тупиковой схеме с центральным объемом и боковыми служебными корпусами этот вокзал можно было сравнить с лучшими вокзалами Европы.
В конце XIX в. складывается новый тип большого городского вокзала с огромным стеклянным покрытием дебаркадера и расположенными перед ним пассажирскими залами и обслуживающими помещениями.
Например, в комплекс Венской городской железной дороги было включено более десяти станций, виадуки, переходы, спуски (подземные и надземные дороги), малые архитектурные формы (светильники, перила). Комплексно решали вопросы эвакуации и безопасности пассажиров.
Сложные работы производились при комплексном строительстве вокзалов, когда решено было соединить линии всех сходящихся к Нью- Йорку железных дорог. Были проложены тоннели в двух ярусах для нескольких десятков путей под землей, руслами рек и сквозь гору.
Достижения техники и организации строительства в США в начале XX в. были на таком высоком уровне, что привели к появлению так называемых железнодорожных городов, главенствующая роль в которых принадлежала железной дороге, проходящей через весь город.
Архитектура США первого десятилетия XX в. существенно отличалась от архитектуры Европы, что определило различие путей их развития при становлении современной архитектуры.
В то же время новая архитектура начала XX в. — модерн — была практически первым интернациональным стилем, не имевшим архитектурных традиций в какой-либо конкретной национальной архитектуре. Модерн стал переходным этапом в развитии мировой архитектуры, продемонстрировав возможности новых строительных и отделочных материалов: металла, бетона, железобетона, стекла, повлиявших на эстетическую
выразительность новых типов зданий, не имевших аналогов в прошлом (кинотеатры, выставочные павильоны, выставочные комплексы, народные дома, клубы, вокзалы, универсальные магазины, пассажи).
Этот период развития новых экономических отношений оказал влияние на архитектурные сооружения, превратив их в товар, а область строительства — в сферу рекламы. Архитектура должна была своими средствами участвовать в борьбе за клиента, покупателя, посетителя и т. д. Внешний облик зданий должен был отражать степень конкурентоспособности данной фирмы. Возникшая потребность воздействия на человека через архитектуру привела к поискам закономерностей восприятия человеком внешнего и внутреннего облика сооружения. Новая функциональная организация зданий выдвигала на первый план требование комфорта. В этом заключалась соразмерность «новой» архитектуры человеку, его большая «человечность» по сравнению со «старой» архитектурой.
30-е годы XIX в. явились началом развития туризма, который постепенно превращался в одну из доходных отраслей экономики. Строительство отелей, санаториев, больниц, музеев, вокзалов, банков, железнодорожных путей определило основы инфраструктуры туризма будущего.
Контрольные вопросы и задания
Назовите типы туристских построек в конце XIX в.
Какие условия повлияли на архитектуру гостиниц в начале XX в.?
Расскажите об особенностях архитектуры туристских зданий в Швейцарии в конце XIX — начале XX в.
Какие условия способствовали развитию лечебного туризма?
Какими архитектурными особенностями определялся внешний облик зданий в середине XIX — начале XX в.?
- Часть I. Эволюция рекреационной среды . 31
- Глава 1. Эволюция архитектурной среды отдыха 35
- Глава 2. Планировочная организация рекреационных территорий 150
- Глава 3. Планировочная организация рекреационных комплексов 191
- Глава 4. Планировочная организация рекреационных учреждений 253
- Структура части і
- Глава 1
- Структура п. 1.1
- 1.1.1. Архитектурная среда отдыха древнего мира
- 1.1.2. Архитектурная среда отдыха средневековья
- 1.1.3. Архитектурная среда отдыха нового времени
- 1.2. «Новая» архитектурная среда отдыха середины XIX — начала ххв. Структура п. 1.2
- 1.2.1. Жилищная архитектура
- 1.2.2. Архитектура общественных зданий
- 1.2.3. Архитектура туристских зданий и сооружений
- 1.3. Современная рекреационная архитектура
- 1.3.1. Современная архитектура жилого здания
- 1.3.2. Новая архитектура общественных зданий
- 1.3.3. Архитектура санаторных зданий и сооружений
- 1.3.4. Горно-рекреационная архитектура
- 1.3.5. Мобильная архитектура отдыха и туризма
- 1.3.6. Архитектура водного туризма
- 1.3.7. Рекреационная архитектура больших пространств
- 1.3.8. Аттрактивная рекреационная архитектура
- Глава 2
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Планировочная организация рекреационного района
- Контрольные вопросы и задания
- 2.4. Планировочная организация рекреационной зоны
- Глава 3 планировочная организация рекреационных комплексов
- 3.1. Виды и классификация рекреационных комплексов
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Планировочная организация санаторных комплексов
- 3.3. Планировочная организация комплексов отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- 3.4. Планировочная организация туристских комплексов
- 3.4.1. Условия размещения туристских комплексов
- 3.4.2. Планировочная организация туристских гостиниц
- 3.4.3. Планировочная организация туристских баз
- 3.4.4. Планировочная организация автотуристских комплексов
- 3.4.5. Планировочная организация туристского лагеря
- Глава 4 планировочная организация рекреационных учреждений структура главы 4
- 4.1. Функционально-планировочная организация рекреационных учреждений
- 4.2. Планировочная организация жилого этажа
- 4.2.1. Виды планировочных решений
- 4.2.3. Планировочная организация обслуживающих помещений
- 4.2.4. Планировочная организация лестнично-лифтовых холлов
- Контрольные вопросы и задания
- 4.3. Планировочная организация помещений общественного назначения
- 4.3.1. Структура помещений общественного назначения
- 4.3.2. Функции общественных помещений
- 4.4. Планировочная организация административно-хозяйственных помещений
- 4.4.1. Планировочная организация помещений вестибюльной группы
- 4.4.2. Планировочная организация административно»конторских помещений
- 4.4.3. Планировочная организация инженерно-технических и хозяйственных помещений
- Контрольные вопросы и задания
- Краткий словарь терминов к части 1
- Краткий словарь терминов к части 1
- Приложение 1. Рекреационные учреждения Киева
- Навчальне видання Лук'янова Людмила Григорівна Цибух Володимир Іванович
- За загальною редакцією Федорченка Володимира Кириловича (російською мовою)