logo
Лукьянова Рекреационные комплексы

1.2.3. Архитектура туристских зданий и сооружений

Созданный в 1857 г. в Лондоне Альпинистский клуб проложил до­рогу к современному туристскому строительству. Туристские клубы и общества создавались по всей Европе.

В 1877 г. в Тифлисе при Кавказском обществе естествознания был создан первый Альпийский клуб. Позднее (1885) в Петербурге была основана крупная туристская организация «Предприятие для обществен­ных путешествий во все страны мира». Крымский горный клуб был создан в Одессе в 1890 г. Этот клуб имел свои филиалы в Ялте и Севастополе. По его инициативе был построен первый туристский приют на 12 мест, в котором туристам предоставляли ночлег. Позже эта орга­низация была преобразована в Крымско-Кавказский горный клуб.

Первая туристская хижина была сооружена на склонах Казбека Рус­ским горным обществом, созданным в Москве в 1901 г. Еще четыре приюта было организовано в Пятигорске Кавказским горным обществом.

В городах в это время возводили гостиницы: «Астория» в Петербурге; «Боярский двор» и «Славянский базар» в Москве; «Московская» в Аст­рахани; «Бристоль» в Ярославле. Само название гостиниц говорит об истоках их архитектуры: гостиница «Астория» — скандинавский модерн; «Боярский двор» и «Славянский базар» — древнерусская стилизация модерна. В строительстве гостиниц в начале XX в. строгий модерн исхо­дил из новых строительных материалов — железобетона и свойственных ему конструктивных форм. Черты строгого модерна прослеживаются в архитектуре гостиницы «Бристоль» в Ярославле.

В начале XX в. железобетон использовали не только для конструк­ций, но и для декоративных куполов, башен, сводов, как, например,

вотеле Мальборо-Бленхейм в Атлантик-Сити (США). Для европейских гостиниц увле­чение псевдостилями опреде­лялось требованием повышен­ной монументальности фаса­дов, стремлением придать зда­ниям респектабельный облик, свидетельствующий об их про­цветании.

Самым значительным зда­нием был отель Пикадилли (рис. 1.24) в Лондоне (1905— 1908). Открытая колоннада верхних этажей и ритм ароч­ных проемов внизу определя­ют ренессансный характер здания отеля; разорванный фронтон, угловые волюты — барочные элементы, которые в соединении с ренессансными приемами увеличивают мону­ментальность фасада.

Рис. 1.24. Отель Пикадилли (Лондон)

Внешний облик гостиничного здания, его представительность, даже количество архитектурно-декоративных элементов на фасаде и в интерье­ре — все рассматривалось с точки зрения экономической рентабельно­сти. Законы капиталистического рынка все больше влияли на развитие художественной стороны, резко расширяли географию используемых архитектурных форм. Архитектура гостиниц, построенных в это время в Голландии, — «Американский» отель и отель «Виктория» в Амстер­даме, отели на курорте Схевенинген около Гааги — отвечала художе­ственным вкусам Европы XIX в., а интерьеры, снабженные всеми видами новейшего благоустройства, служили своеобразной рекламой товаров тех фирм, которые поставляли отделочные материалы, обои, мебель, декора­тивные ткани, санитарные приборы.

Гостиница «Тсукидзи» (рис. 1.25), построенная в Японии в 1868 г., — копия американских провинциальных гостиниц XIX в. Здание отеля «Империал», возведенное в Токио в 1916 — 1922 гг., по своему плану, композиции объемов и стилистическому рисунку отличаясь от типичных для того времени респектабельных общественных зданий, соответство­вало новым архитектурным формам США. Традиционная композиция гостиницы была усложнена введением ряда залов, не имеющих строго определенного назначения; выделением нескольких флигелей, распо­ложенных на разных уровнях; использованием обильного геометри­ческого орнамента. Конструктивное решение расчлененного здания обеспечивало максимальную устойчивость при землетрясениях и соот­ветствовало традиционным особенностям японских построек.

Гостиницы были преобладающим видом общественных зданий в Швейцарии. Расположенная на пересечении важнейших торговых путей Европы, Швейцария еще в средние века собирала пошлины, охраняла и обслуживала караваны иноземных купцов. С XIX в. обслуживание путешествующих обрело в Швейцарии масштабы туристского промысла. Туризм повлиял на застройку швейцарских городов и поселков, благо­приятствовал развитию внешне роскошной архитектуры, призванной со­здавать атмосферу праздничности, что привело к появлению особого вида отелей в виде «ложных» дворцов ренессансно-барочного стиля.

Рис. 1.25. Гостиница «Тсукидзи» (Иокогама)

«Палас-отели», «Национали», «Метрополи», «Мажестики», «Бристоли», «Виктории» по обилию декоративного убранства не уступали дворцам второй половины XIX в. Тогда же сложилась типологическая схема отеля: на первом этаже по центру размещался вестибюль с парадной лестницей; в подвальном этаже — ресторан, обслуживающие и вспомо­гательные помещения; остальные этажи — жилые с номерами по обе стороны коридора. В отделке ресторанов использовали народные тра­диции. Некоторые другие здания стали приспосабливать под ресторан: например, в трехнефном зале монастыря в Рагаце, перекрытом остек­ленной стропильной кровлей, разместился ресторан «Хоф». Местные народные традиции превратились в средства усиления национального колорита в архитектуре гостиниц. Отели, выстроенные в национальном стиле, в духе швейцарских шале, украшали башенками, эркерами, шпи­цами, высокими кровлями на кронштейнах с богатой резьбой, балкона­ми. Располагать отели стремились ближе к живописной местности, свя­зывая здание с природой.

В начале XX в. швейцарскими архитекторами овладела идея горо­да-сада: свободная живописная планировка, мягкие изгибы улиц, ком­пактная форма домов на 1 — 4 квартиры — все эти особенности быстро привились в условиях гористого рельефа Швейцарии и повлияли на архитектуру швейцарских отелей. Вместо крупных отелей началось строительство поселков-отелей, состоящих из нескольких небольших по размерам зданий, размещаемых на сложном рельефе, обеспечивая полную связь с природой. В качестве строительного материала использовали дерево, здание опоясывали галереями и завершали высокими кровлями.

Важнейшие города Швейцарии, расположенные по берегам Женев­ского, Люцернского, Фирвальдштетского озер, на протяжении второй по­ловины XIX — начала XX в. стали практически городами-отелями курортного типа. На фоне пяти-, шестиэтажных гостиниц терялись двух­этажные домики местных жителей. На архитектуру курортных отелей оказало влияние использование железобетона. Мировую известность приобрел санаторий королевы Анны в Давосе, архитектура которого (плоская крыша, ленточные балконы, рамные каркасы) предвосхитила многие особенности санаториев, больниц и отелей XX в.

Такие же приемы использовали в здании лечебницы, построенном в 1911 г. на курорте Богданече в Чехии. Предшественником новой архи­тектуры является здание санатория близ Вены: гладкие белые оштука­туренные стены; большие окна, лишенные обрамления, с решетчатыми фрамугами.

Название лечебного учреждения — санаторий (от лат. 5апо — лечу, исцеляю) — впервые стали применять в Германии в 80-х годах XIX в., когда немецкий врач Бремер создал «Закрытое лечебное заведение» для больных туберкулезом, где в основу лечебного метода была поло­жена триада: «лечение воздухом, покоем и упитыванием». Местности, в которых располагались санатории с благоприятными для лечения при­родными

условиями, получили название курортов (нем. Kurort, от Kur — лечение и Ort место).

Использование воздействия природных условий и определенного режима для лечебных целей относится к глубокой древности. Древне­римский историк Плиний Старший (I в. н. э.) описывает один из горо­дов в Крыму, близ которого имеется «земля, исцеляющая всяческие раны». Множество свидетельств использования минеральных источни­ков сохранились в Киргизии, Армении, Грузии.

В лечебных целях использовали (начиная с XI в.) многочисленные минеральные источники Карпат. К началу XIX в. на территории тог­дашней России функционировали курорты: Ключ св. Екатерины у Серепты (под Волгоградом); Минеральные воды под Петрозаводском; «Бештауские теплицы» (Пятигорск); Сергиевские Минеральные Воды (Поволжье); Старая Руса; одесские курорты; курорты в Липецке, Кемери (Латвия). Всего было известно более 20 источников, используемых для лечебных целей.

В книге штаб-лекаря А. Никитина «О весеннем лечении болезней» (1825) впервые дано научное обоснование значения санаторного режи­ма как комплекса оздоровительных мероприятий. Первым стационар­ным лечебным заведением была кумысолечебница, открытая в 1858 г. под Самарой, явившаяся прообразом будущих санаториев.

Во второй половине XIX в. лечебно-курортное строительство на Кавказе и в Крыму приобретает значение курортной зоны. К началу XX в. Ялта определилась в качестве курортного города, началась за­стройка поселков Южного берега Крыма — Алупки, Симеиза, Мисхора, Кореиза. Курортные учреждения — «Гурзуф» и «Суук-Су» в Крыму, «Сестрорецк» под Петербургом, «Кавказская Ривьера» в Сочи, «Курзал» в Пятигорске — были оборудованы и благоустроены по уровню лечеб­ных учреждений. Например, грязелечебница в Ессентуках (1911 —1914) представляет собой большое здание, состоящее из блоков с различной специализацией. Каждый блок решен в классической архитектурной форме с использованием внутренних двориков. В облицовке использова­ны новые отделочные материалы: на фасадах — искусственный песча­ник серовато-желтого цвета; в интерьерах — искусственный мрамор.

На курортах кроме лечебных учреждений возводили гостиницы, рес­тораны, казино, обеспечивая не только лечение, но и отдых, развлечения. Например, количество отдыхающих из других стран на курортах Фран­цузской Ривьеры и Швейцарии составляло 30—40 %.

Развитию лечебного туризма способствовало строительство желез­ных дорог и зданий железнодорожных вокзалов. В градостро­ительстве складываются новые торгово-транспортные центры: вокзал с привокзальной площадью, от которой расходятся торговые магистрали с роскошными зданиями магазинов, банков, казино. Здесь вырастают новые фешенебельные кварталы. В швейцарской архитектуре появилась особенность — размещение вокзалов в наиболее живописных местах,

которых затем вырастали здания отелей и санаториев. Интервалы между железнодорожными станциями и их расположение определялись инте­ресами туристов.

Во второй половине XIX в. вырабатывается специфический тип железнодорожного вокзала. Создавались вокзалы в различных стилях, но функциональные требования все время расширялись. Здание Орле­анского вокзала в Париже, строительство которого было приурочено к открытию Международной выставки (1900), включало еще и гостини­цу. Вокзалы имели запоминающийся силуэт, богатую отделку фасадов, соответствующую новому назначению «ворота» города.

Большинство первых железных дорог в России принадлежало част­ным лицам и акционерным обществам. Поэтому часто в месте соедине­ния дорог строили две разные станции с отдельными вокзалами: в Пе­тербурге — Балтийский и рядом — Варшавский вокзалы; в Москве — Петербургский и Ярославский. Первые вокзалы были небольшими по размеру, павильонного типа с общим залом для ожидания пассажиров. Самым крупным вокзалом во второй половине XIX в. был пассажирский вокзал в Одессе. Построенный по тупиковой схеме с центральным объе­мом и боковыми служебными корпусами этот вокзал можно было срав­нить с лучшими вокзалами Европы.

В конце XIX в. складывается новый тип большого городского вокзала с огромным стеклянным покрытием дебаркадера и расположенными перед ним пассажирскими залами и обслуживающими помещениями.

Например, в комплекс Венской городской железной дороги было включено более десяти станций, виадуки, переходы, спуски (подземные и надземные дороги), малые архитектурные формы (светильники, пе­рила). Комплексно решали вопросы эвакуации и безопасности пасса­жиров.

Сложные работы производились при комплексном строительстве вокзалов, когда решено было соединить линии всех сходящихся к Нью- Йорку железных дорог. Были проложены тоннели в двух ярусах для нескольких десятков путей под землей, руслами рек и сквозь гору.

Достижения техники и организации строительства в США в начале XX в. были на таком высоком уровне, что привели к появлению так называемых железнодорожных городов, главенствующая роль в кото­рых принадлежала железной дороге, проходящей через весь город.

Архитектура США первого десятилетия XX в. существенно отлича­лась от архитектуры Европы, что определило различие путей их разви­тия при становлении современной архитектуры.

В то же время новая архитектура начала XX в. — модерн — была практически первым интернациональным стилем, не имевшим архитек­турных традиций в какой-либо конкретной национальной архитектуре. Модерн стал переходным этапом в развитии мировой архитектуры, про­демонстрировав возможности новых строительных и отделочных мате­риалов: металла, бетона, железобетона, стекла, повлиявших на эстетическую

выразительность новых типов зданий, не имевших аналогов в прошлом (кинотеатры, выставочные павильоны, выставочные комплексы, народ­ные дома, клубы, вокзалы, универсальные магазины, пассажи).

Этот период развития новых экономических отношений оказал вли­яние на архитектурные сооружения, превратив их в товар, а область строительства — в сферу рекламы. Архитектура должна была своими средствами участвовать в борьбе за клиента, покупателя, посетителя и т. д. Внешний облик зданий должен был отражать степень конкуренто­способности данной фирмы. Возникшая потребность воздействия на человека через архитектуру привела к поискам закономерностей вос­приятия человеком внешнего и внутреннего облика сооружения. Новая функциональная организация зданий выдвигала на первый план требо­вание комфорта. В этом заключалась соразмерность «новой» архитекту­ры человеку, его большая «человечность» по сравнению со «старой» архи­тектурой.

30-е годы XIX в. явились началом развития туризма, который посте­пенно превращался в одну из доходных отраслей экономики. Строи­тельство отелей, санаториев, больниц, музеев, вокзалов, банков, железнодо­рожных путей определило основы инфраструктуры туризма будущего.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите типы туристских построек в конце XIX в.

  2. Какие условия повлияли на архитектуру гостиниц в начале XX в.?

  3. Расскажите об особенностях архитектуры туристских зданий в Швейца­рии в конце XIX — начале XX в.

  4. Какие условия способствовали развитию лечебного туризма?

  5. Какими архитектурными особенностями определялся внешний облик зда­ний в середине XIX — начале XX в.?