1.1.3. Архитектурная среда отдыха нового времени
Эпоха нового времени является важным этапом в развитии человечества и его общественной жизни. Европа подошла к своему Возрождению; архитектура за XV—XIX вв. прошла сложный путь Ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Эпоха нового времени принесла смену художественных вкусов, изменила духовную жизнь общества.
Ренессанс, зародившись в итальянских городах-республиках, обеспечивал становление нового миропонимания независимой и энергичной личности. В ренессансной архитектуре аскетизм и мистика средневековья вытесняются ощущением радости жизни, удовлетворенностью земным бытием. Архитектура Ренессанса становится все более светской, проникая в градостроительство, создает планировку новых городов с точки зрения удобства, здоровья и красоты. Забота о человеке, но человеке избранном, знатном и богатом — первый принцип строительства новых городов в эпоху Возрождения. Профессионально-групповое расселение положено в основу второго принципа: ремесленники родственных профессий должны жить в непосредственной близости друг от друга. Торговцы, менялы, ювелиры, ростовщики должны жить в центральном районе около площади; корабельщики, канатчики имели право поселяться за кольцевой улицей; каменщики, кузнецы, шорники должны размещаться у въездных ворот; парикмахеры, аптекари, портные расселялись равномерно по всей территории города. В основе третьего принципа лежало территориальное деление города на комплексы: жилые, производственные, торговые, общественные. В центре города располагалась главная общественная площадь. В XVI в. площади теряют свою общественную значимость (для праздников и парадных шествий) и служат открытым вестибюлем перед главенствующим сооружением, подчиняясь требованиям ансамбля. Такими ансамблями являются комплекс Бельведера в папском Ватикане, римский Капитолий. Одностороннее раскрытие ансамбля Капитолия на город при одновременном подчинении главного здания Сената пространству площади — новое решение городского ансамбля.
В эпоху Возрождения ведущая роль отводилась городскому жилому дому, в Италии — палаццо. В XV в. это особняк зажиточного горожанина, а в XVI в. — резиденция крупного вельможи. Палаццо, выстроенные из кирпича, имели два или три этажа: первый этаж с легкой аркадой, обращенной во двор, занимали вестибюль, парадная лестница и служебные помещения; на втором этаже располагали жилые помещения и парадные залы; третий этаж с отдельной лестницей
предназначался для родственников и друзей, а также имел помещения для слуг. Конюшни, каретные сараи размещали со стороны двора. Дворов могло быть несколько. Их располагали в глубине сада.
Во Франции многочисленную группу сооружений составляли городские и загородные дворцы аристократии и крупной буржуазии, так называемые отели и шато. Планировка городского отеля, изолированного от городской среды, определялась замкнутым прямоугольным двором, окруженным четырьмя корпусами с галереями, выходящими во двор.
К эпохе итальянского Ренессанса относится также продолжающееся развитие загородного жилого дома — виллы. Вилла развивалась как центральная усадьба крупного доходного хозяйства, как летняя резиденция, место отдыха, увеселения, великолепных празднеств в роскошных садах. Во второй половине XV в. сложилось расположение дома, обслуживающих помещений и сада в нескольких уровнях, на террасах, укрепленных подпорными стенками и связанных лестницами. Жилой дом занимал центральное положение. Помещения дома раскрывались лоджиями в небольшой партерный сад. Массивы зелени, тенистые перголы, аллеи, фонтаны, бассейны включались в художественную композицию виллы. В больших увеселительных резиденциях жилое здание может не являться композиционным центром, становясь фоном для других элементов: открытый театр, сад с фонтанами и каскадами, водяные гроты, аллеи скульптур, лестницы и ниши в подпорных стенках. Наиболее известна вилла Ротонда в Виченце (арх. А. Палладио) (рис. 1.15). Расположенная на холме, она легко вписывается в окружающую природу, с которой связана симметрично расположенными портиками и лестницами. В основном объеме виллы размещены парадные залы центрической купольной композиции и жилые комнаты на аттиковом этаже.
Загородные усадьбы дворянства были характерны в XVI в. для архитектуры немецкого Возрождения. Значительные изменения, происшедшие в придворной жизни князей, определили создание специальных построек для рыцарских игр и придворных празднеств. При усадьбах устраивают обширные сады. Своеобразным произведением был сооруженный в Штутгарте в дворцовом саду новый увеселительный павильон. Двухэтажное прямоугольное в плане здание с двумя просторными залами представляло собой сочетание позднеготических приемов и итальянизирующих форм — башен на углах здания и аркадных галерей между ними.
Кроме жилых палаццо в Италии, городских отелей во Франции, в юродах получил распространение тип рядового жилого дома, являющийся прообразом жилых зданий современной городской застройки. Это многосекционные и блокированные жилые дома, четырех-, пятиэтажные, неправильной конфигурации из-за малых размеров участка. Дома тесно примыкали друг к другу, поэтому возникала необходимость устройства световых двориков между двумя параллельно располо-
Рис. 1.13. Вилла Ротонда Виченце (Италия):
фасад, план
женными домами или тремя, расположенными под углом. Многосекционные жилые дома имели несколько квартир на этаже: на первом этаже размещали лавки и мастерские, выше — жилые помещения, на последнем этаже устраивали лоджию (в XVI в. это уже крытая терраса — альтан). Блокированный жилой дом состоял из нескольких расположенных одна на другой групп жилых комнат, каждая из которых имела свой вход, торгового помещения и лестницы, предназначенной для одной семьи. В блокированных домах имелся вестибюль - ауле - для двух, трех комнат или квартир.
Квартиры на этаже могли располагаться в два ряда или иметь двойную ориентацию. Стремление изолировать каждую квартиру привело к очень сложной планировке домов: световые дворики; входы на первый и верхний этажи с разных сторон корпуса; лестничные марши, расположенные один над другим и ведущие в разные квартиры.
Дома, как правило, не отапливали, а камины размещали в кухнях в главной жилой комнате; на кухнях в нишах устраивали примитивную канализацию (стояки с каналами); основным источником водоснабжения были питьевые колодцы, которые устанавливались во дворах и наполнялись водой, стекавшей с крыш зданий и с поверхности мощеных дворов. Фасады рядовых жилых домов, как правило, оштукатуривали; первые этажи, где размещали торговые ряды, облицовывали естественным материалом — туфом; из него же выполняли различные детали — порталы дверей, наличники окон, пояса и др. Оштукатуренные поверхности стен либо окрашивали в серый или красный цвет, либо покрывали сграффито (процарапанная многоцветная картинка из нескольких слоев
цветной штукатурки). Определенный ритмический строй фасада создавался сложной асимметрией окон, балконов и выступающих каминных труб. Главные жилые помещения выделяли на фасадах сдвоенными и тройными арочными проемами.
Общественная жизнь в эпоху Возрождения была направлена на благотворительность и образование. Строительство госпиталей, школ, библиотек, крытых рынков, гостиниц получило широкое распространение по всей Европе. Первое крупное общественное здание, ознаменовавшее эпоху Возрождения, — воспитательное учреждение для детей («приют невинных»). Воспитательный дом состоял из жилых, хозяйственных, общественных и культовых помещений, сгруппированных вокруг внутреннего центрального двора. Обслуживающие помещения (кухня, столовая, жилье прислуги, комнаты администрации и приема детей) располагали на первом этаже, рядом с лоджиями двора; на втором этаже размещали спальни детей и воспитателей, помещения для занятий. Квадратный двор был обрамлен арочными галереями. Фасад здания расчленен на два неравных по высоте этажа аркадными лоджиями, выходящими на площадь перед зданием.
Строительство лечебного учреждения в Милане в середине XV в. было связано с ухудшающимися санитарными условиями города, нередко опустошаемого эпидемиями. Прямоугольное в плане сооружение имело мужское и женское отделения, лечебные и обслуживающие помещения, сгруппированные вокруг замкнутых дворов. Особое внимание было уделено санитарному состоянию больницы (уборные между палатами, наличие вентиляционных и ливневых каналов).
В XV и XVI вв. в связи с возрождением античной драмы и комедии, постановкой светских пьес возникла потребность в специальных театральных зданиях. Таким театром стал, например, театр Олимпико в Виченце (арх. А. Палладио), в котором развитие сцены в глубину и по ширине, создание объемных декораций и иллюзорной перспективы определяют органическую связь со зрительным залом.
В XVI в., когда жизнь Европы активизировалась в направлении торговли, поиска работы или путешествий, продолжает развиваться тип дорожной гостиницы. Многочисленные фахверковые придорожные гостиницы типа инн, получившие развитие в Англии, имели одинаковые планы: жилые комнаты располагались на втором этаже, соединялись крытой галереей и выходили в прямоугольный двор. На первом этаже размещали конюшню, таверну, служебные помещения. Иногда внутренний двор служил подмостками народного театра. Возникшие позже в Англии театры воспроизводили схему гостиничного двора.
Архитектура Возрождения не была одинаковой по всей Европе и получила свое развитие в разных странах в разное время: итальянский
Ренессанс повлиял на архитектуру Франции лишь полстолетия спустя, а в архитектуре Англии этот стиль «опоздал» на 150 лет.
В середине XVI в. общий исторический фон развития культуры и архитектуры Италии определяется нарастанием феодальной и церковной реакции. Архитектура лишается демократической основы муниципального частного строительства в городах. Основными заказчиками архитектуры становятся церковь и крупнейшая аристократия. Они стали определять художественные вкусы и требования к архитектуре: подчеркнутая монументальность дворцовой архитектуры и патетическая, впечатляющая архитектура церквей. К концу XVI в. в церковной архитектуре сформировался новый стиль — барокко. Начало архитектурного барокко определилось строительством в Риме первой церкви иезуитов Иль Джезу. Была сформирована новая композиция церковного здания в сочетании базиликального и центрического пространства с использованием крупного масштаба ордера в интерьере и на фасаде двухъярусная ордерная система. Сложное внутреннее пространство церкви увеличивалось за счет иллюзий, создаваемых красочными плафонами и композиционными приемами: игра света и теней, обилие позолоты, выступы, ниши, изогнутые карнизы. В церковной архитектуре использовали все средства светского искусства воздействия на человека: цвет и эффекты освещения, музыку и красноречие, пространство и скульптуру. Архитектура барокко служила целям абсолютной монархии. Подчинение централизованной власти во всех сферах жизни привело к ее унификации от личной свободы до одежды. Пышные парики и одежды придворной аристократии порождали неестественность, вычурность манер, театральность поведения.
Зрелищность, сценичность архитектуры барокко проявилась в градостроительном искусстве — в создании города-зрелища. Архитектура вовлекалась в массовое театрализованное действие: триумфальные въезды коронованных особ, религиозные шествия и т. д. Город украшали фонтанами, скульптурами, изображающими мифологические персонажи и животных. Пространственные связи улицы и площади, площади и здания, здания и парковой среды получили целостную художественную трактовку. Организация улиц и площадей определялась выявлением главных композиционных осей площадей, формы которых усложнялись: овал, полукруг, ромб, многогранник. Динамика внутреннего пространства проявлялась в планах церквей, пространство которых как бы перетекало из одного в другое. Так, овальный план церкви Сан Андреа имеет поперечное развитие от главного входа к алтарю, что усложняет внутреннее пространство, окруженное капеллами и перекрытое куполом. В основании купола, сплошь покрытого шестигранными кессонами и расчлененного ребрами, устроены окна, освещающие церковь. В интерьере церкви ордер отделан темным мрамором, а белый купол — золотом. Окна обрамлены беломраморными ангелами, парящими вокруг скульптуры св. Андрея.
Центральным ядром обширных палаццо духовной и светской феодальной знати стала парадная группа входа в главный торжественный зал. Анфилада пышно отделанных залов, декоративные протяженные фасады, система раскрытых дворов, связывающих дворец с садом, парадный подъезд перед дворцом — основные признаки, отражающие эволюцию зданий дворцового типа. Для дворцовых фасадов характерно выделение центральной оси, главный вход подчеркивают развитые порталы, балконы, симметричные ризалиты — боковые части здания, выступающие за основную линию фасада. Для усиления цельности фасада первый этаж трактуется как цоколь, верхние этажи объединяются пилястрами. Большой ордер пилястр подчеркивает массу здания, его тяжеловесный характер. Фасады зданий изламываются, искривляются. Выступающие боковые части здания образуют парадные дворы — курдонеры.
Загородные виллы итальянской знати — это крупные садово-парковые комплексы, по главной оси которых располагались основные архитектурные элементы парка — лестницы, террасы, каскады, гроты. Главное здание устанавливалось на склоне холма, вокруг которого создавалась система подъемов и разбивался парк. Характерным примером является вилла Альдобрандини во Фраскати. Здание виллы расположено на склоне холма. Перед зданием — большой ступенчатый пандус, сзади примыкает парк с водяным каскадом, хорошо просматриваемый из верхней лоджии здания.
Итальянские виллы, их сады и парки XVI — XVIII вв. создали садово-парковое искусство, получившее название системы итальянских парков, и повлияли на ландшафтную архитектуру России середины XVIII в., а также на композицию французского регулярного парка (четкость линий и контуров, огромные плоскости партеров и водоемов, прямые аллеи, подстриженная зелень, симметрично расставленная барочная мраморная и бронзовая скульптура). Таким был Версальский парк, в котором композиционным центром стал дворец, возникший на месте большого охотничьего замка и увеселительного зверинца в форме восьмигранника.
К концу XVI в. во Франции сложился тип отеля, который существовал на протяжении двух веков. Отель располагался внутри дворцового участка; за зданием отеля размещался сад. Дом между садом и двором — отель — представлял собой городской особняк, в котором стремилась «замкнуться» каждая дворянская семья. Двор отгораживали стеной, выходящей на улицу. Здание отеля имело пышно украшенный фасад и новую форму крыши, изломанная конструкция которой позволяла использовать чердак под жилье — мансарду (по имени арх. Ф. Мансара). Позднее по краю крыши стали устраивать балюстраду, чтобы крыша была менее заметной.
В начале XVIII в. в жилой архитектуре Франции появляются доходные дома с квартирами для сдачи внаем. Новые требования к роскошному
жилищу возникли по мере затухания придворной жизни в Версале и переселения знати в Париж.
Это был расцвет французского рококо, связанный с угасанием стиля барокко. Возросший комфорт повседневной жизни привел к увеличению в отелях комнат бытового назначения. Ванные и уборные приобретают вид настоящих комнат; появляются зачатки водопровода и канализации; снижаются потолки, помещения становятся более интимными; окна удлиняются до самого пола, улучшается освещенность помещений. В планировку дома вводится коридорная система с целью улучшения изоляции комнат, сокращаются размеры галерей и парадных комнат-салонов. Появляются новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Главным в интерьере становится невысокий камин, служащий подставкой под большое зеркало. Зеркала, развешанные на стенах и расставленные на столиках, деформировали пространственную структуру помещений. В интерьере широко применяют живопись, резное дерево, лепнину, роспись фризовой части стены — ламбри. Орнаментально- декоративный строй рококо ассоциируется прежде всего с причудливыми формами раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, извивающихся стеблей. Тематика росписей основывалась на китайских мотивах или фантастических сценах.
Классическим примером французского рококо является отель Де Субиз, построенный по традиционной схеме дома между двором и садом — он на половину своего объема выступает в сторону сада. Центральное помещение отеля — «Овальный зал» — имеет большие арки дверей, выходящих в сад, и такие же арки с зеркалами на противоположной стене. Куполообразный потолок с центрической орнаментальной композицией плафона усиливает впечатление причудливости криволинейных форм.
В эпоху рококо зарождается представление о жилом интерьере как целостном ансамбле. Влияние рококо на буржуазный быт было разноплановым. Романтическое увлечение природой обусловило появление садовых пейзажей с асимметричными, живописными конфигурациями планировок взамен прежних регулярных парков.
В середине XVIII в. в Западной Европе отмечается постепенное угасание поздней стадии барокко — рококо и переход к классицизму. В этот период стиль барокко получил свое развитие в России. Это время связано прежде всего с застройкой Петербурга. В градостроительстве соблюдался принцип регулярности, застройка жилыми домами осуществлялась на основе «образцовых» чертежей. Было разработано три типа жилых домов: для «подлых», «зажиточных» и «именитых», различавшиеся планировкой, этажностью, внешним видом и удобствами. Фасады двухэтажных домов для «именитых» расчленяли пилястрами, углы обрабатывали рустом. Одноэтажные дома для «подлых» и «зажиточных» имели плоские фасады с четким ритмом окон, обработанных наличниками. Планировки домов также имели свои особенности: в доме
для «подлых» были угловые сени, примыкающие к ним кухня и две жилые комнаты; в доме для «зажиточных» средние сени разделяли дом на две части, одну из которых владелец мог сдавать внаем.
Кроме массовой типовой застройки осуществлялось строительство зданий дворцового типа. Жилые дома знати первой четверти XVIII в. отличались парадными помещениями, связанными с новым укладом жизни высших слоев общества; фасады украшали ордерами, фигурной скульптурой, барельефами. Обязательной принадлежностью столичных городских и загородных домов знати стал парк. В первом общественном парке Петербурга — Летнем саду с дворцом Петра I — было заложено сочетание регулярной планировки с барочной скульптурой. Архитектура барокко определяла развитие русского дворцово-паркового искусства середины XVIII в.
В это время значительная часть французского общества находилась под влиянием идей: люди должны жить согласно разуму и человек должен возвратиться к природе. Возврат к природе связывали с садово-парковым искусством и искусством интерьера. Французские регулярные парки с подстриженными деревьями стали казаться искусственными, поэтому в конце XVIII в. получает развитие английский парк со свободной планировкой. В этом проявилось новое направление в архитектуре Западной Европы (в частности, Франции) — классицизм. Новое отношение архитектуры к природе (не подчинять, но понять, раскрыть ее живое многообразие), естественные начала природы должны быть воплощены в отдельной человеческой индивидуальности; природа человека составляет основу разумного общества, образцом которого является античная демократия. Античная культура греческих полисов стала эстетическим принципом классицизма и привела к новой типологии в архитектуре. В городском строительстве преобладают крупные общественные здания светского назначения, в которых принципы классицизма согласованы с функциональной стороной сооружения.
Общественную и градостроительную роль выполняли театры. Двухэтажное здание театра в Бордо в форме вытянутого прямоугольника в плане имело на фасаде двенадцатиколонный портик, завершенный парапетом со статуями. В зрительном зале театра были ложи и ярусы, опорами для которых служили колонны; открытая лестница перекрывалась куполом — такая удобная планировка надолго оставалась образцом.
В Париже по-прежнему строится много больниц. Была даже предпринята попытка построить больницу в форме Колизея.
В Англии, где классицизм как архитектурный стиль возник раньше, появились совершенно новые типы зданий — банкетные залы и клубы. Первый банкетный зал — Банкетинг-Хауз — был построен в начале XVII в. и открыл целую эпоху в развитии английской архитектуры. Здание Банкетинг-Хауза предназначалось для государственных приемов, для встреч послов иностранных государств, для демонстрации придворных спектаклей-масок. Грандиозный банкетный зал «Пантеон»
в Лондоне, перекрытый куполом, соединялся с пространством окружающих его галерей. К залу примыкал ряд парадных помещений; главный вход был оформлен портиком.
В эпоху классицизма возводится много особняков знати, в которых уже исчезает традиционная схема дома-отеля между двором и садом. Фасады домов выходят на улицу и в небольшие внутренние сады-дворы. Дома имеют только два фасада, так как торцевые стены примыкают к соседним зданиям. На фасадах зданий появляются остекленные галереи, балконы, опирающиеся на колонны и образующие портики над входом. Комнаты небольшого размера компонуют возле центрального помещения холла; в спальнях делают альковы и ставят кровати на возвышение; к спальням обычно примыкает кабинет, за которым располагают будуар.
Продолжается возведение доходных домов. Это пяти- или шестиэтажные дома с лавками на первом этаже, завершенные этажом мансардного типа. Фасады доходных домов имеют простое оформление — рустованный первый этаж и ритмичное размещение прямоугольных проемов окон по всему фасаду.
В начале XIX в. возник новый тип жилого дома, сочетающий отель и доходный дом. Отель располагался в глубине участка, фасад доходного дома с лавками выходил на улицу. Лавка приобретала самостоятельность, превращаясь в магазин с богато оформленными витринами. Тогда же появился переходный тип магазина — пассаж с внутренними лавками на первом этаже дома, верхние этажи которого заняты квартирами.
Такой же тип жилого здания — доходный дом — многоэтажный, многоквартирный с повышенным первым этажом для магазина появился в русской архитектуре начала XIX в. Русский классицизм этого времени развивался в тесной связи с классицизмом Франции и Англии. Отличительной особенностью русского классицизма являются новые приемы жилой застройки, связанной с усилением регулирующего начала: жилые дома ставились по красной линии улицы. Кроме того, в связи со стесненностью городского строительства стали использовать периметральную застройку участков доходных домов, породивших в дальнейшем тесные и темные дворы-колодцы. Архитектура доходных домов приобретала спокойный ритм однообразно расчлененных протяженных фасадов, акцентированных в местах входов и въездов во двор.
Рядовая жилая застройка началась еще в конце XVIII в. Для крупных жилых домов, выполняемых по индивидуальным проектам, сохранялась дворцовая планировка с подъездными дворами. Массовое строительство велось по «образцовым» проектам. «Образцовые» проекты были разработаны в начале XIX в. для доходных домов и домов-особняков.
Наряду с рядовой жилой застройкой в Петербурге и Москве возводили уникальные особняки, загородные усадьбы дворянской знати и дворцы. Требование удобного жилища проявилось в стремлении к естественности и простоте, приближению к природе, что отвечало эстетическим
запросам того времени. Примером дворца нового типа может служить Китайский дворец в Ораниенбауме — миниатюрное одноэтажное здание, окруженное зеленью парка. В парке была катальная горка — первоначально большое сооружение с открытыми галереями и волнообразными спусками.
Городской дворец-усадьба конца XVIII в. представляет собой комплекс, состоящий из жилого дома с небольшим пейзажным садом перед главным фасадом; флигелей; парадного подъездного двора и надворных построек (манеж, конюшня). Таким был дом Пашкова (арх. В. Баженов) в Москве (рис. 1.16) — компактное здание с симметричной классической композицией фасада: центральный объем здания увенчан бельведером, два боковых флигеля имеют четырехколонные портики с фронтонами.
В это время начинает развиваться пейзажная система планировки парков — извилистые дорожки, свободно расположенные павильоны и беседки, водоемы округлых очертаний. Примером пейзажного парка является парк Павловского дворца в загородной царской усадьбе. Прихотливо распланированные аллеи и дорожки тесно связаны с рельефом местности, раскрывая в различных перспективах павильоны, беседки, колоннады (Храм Дружбы, Павильон Трех Граций, Колоннада Аполлона).
Дворцово-усадебное зодчество особенно было развито в Украине. Основой планировки усадебного комплекса являлась схема, типичная для всех больших усадеб того времени, — группа двух- или трехэтажных дворцовых сооружений с примыкающими одноэтажными флигелями; здания оранжерей могли завершать парадный двор; вдоль центральной
Рис. 1.16. Дом Пашкова (Москва)
Рис. 1.17. Усадьба. Сокиренцы (Украина)
аллеи размещали хозяйственные и служебные сооружения; к садовому фасаду примыкал партер с прудом, переходивший в пейзажный парк с летним домиком и павильонами. На первых этажах дворцового здания размещали вестибюль, приемные помещения, кабинет владельца, служебные помещения; второй этаж состоял из парадных залов, из которых круглый зал занимал центральное место; третий этаж предназначался для проживания семьи владельца; во флигелях размещали комнаты для гостей. Такие дворцово-усадебные ансамбли в Ляличах, в с. Хотень, с. Качановка, с. Сокиренцы создавали в стиле классицизма и местных традиций. Например, двухэтажный барский дом в с. Сокиренцы (рис. 1.17) имел купол над центральной частью дома. Портик у главного входа соединялся с открытой верандой и выходил в парк широким парадным пандусом.
На усадебное зодчество конца XIX — начала XX в. особое влияние оказало парковое искусство, в котором использовались как естественные природные элементы, так и искусственно созданные. Например, в парке «Софиевка» в Умани было создано четыре искусственных озера, перепланированы склоны оврагов, нагромождены скалы. В ландшафтном парке «Александрия», расположенном на берегу реки Рось (Белая Церковь), созданы водопады, каскады, устроены запруды и острова.
Пейзажное и дворцовое искусство определили архитектурное единство сложного усадебного комплекса в конце XVIII — начале XIX в. В XIX в. уже не создавались новые усадьбы. Парадность архитектуры дворянской усадьбы перестала удовлетворять их владельцев в новых экономических условиях капиталистических отношений. Потребность
сделать усадьбу доходной привела к изменению функциональных и эстетических требований в архитектуре усадебных сооружений.
Архитектура общественных зданий конца XVIII в. была ориентирована на классические формы городских и загородных усадьб. В это время возводили здания торговых заведений, банков, присутственных мест, губернаторских домов, дворянских собраний, больниц. Новым по своему утилитарному назначению было здание Почтамта в Петербурге, здание Публичной библиотеки (ныне библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Формирование общественного здания определялось типом крупного монументального сооружения с четкой схемой единой оси, проходящей через центр главного здания с парадным подъездом и рядом парадных помещений. Общественное здание включалось в архитектурный ансамбль площади или улицы. Так, Александринский театр в Петербурге стал архитектурным центром площади и частью архитектурного ансамбля Театральной улицы. Примечателен главный фасад Александринского театра, который вместо обычного портика имеет лоджию с колоннадой и завершен аттиком. Аттик здания украшен фигурами славы и увенчан квадригой Аполлона. Боковые фасады оформлены выступающими портиками.
В Москве городским ансамблем стала Театральная площадь с главным зданием — Большим театром.
В начале XIX в. театральные здания появились в Украине — в Киеве, Одессе, Полтаве. Тогда же сформировался совершенно новый тип здания — дом дворянского собрания, выполнявший роль клуба привилегированного общества.
В середине XIX в. типичными были почтовые станции (рис. 1.18), которые строились через 20 — 30 км. Для почтовых станций создавались «образцовые» проекты. Комплекс строений почтовой станции симметрично размещался вокруг обширного двора с двумя въездами по обеим сторонам основного здания. Во дворе комплекса располагали конторы, сараи для лошадей, навесы для повозок и экипажей. В здании почтовой станции размещали комнаты для ямщиков и помещение для кухни. Почтовая станция такого типа находилась на участке дороги Петербург—Киев.
В первой трети XIX в. в Москве появился новый тип здания — дом городской части, получивший название «частного дома». Это учреждение объединяло функции полиции, пожарной охраны, здравоохранения. Беднейшая часть населения могла бесплатно получить здесь медицинскую помощь. В этом же доме размещали жилые помещения для пожарных, брандмейстера, частного пристава, штаб-лекаря, повивальной бабки, чиновников. Различные «частные дома» имели одинаковую архитектурную часть — каланчу.
Переплетение начал благотворительности с функциями полицейского воздействия на «опасные» элементы населения было отличительной чертой еще одного заведения — Приказа общественного призрения, сочетающего
Рис. 1.18. Почтовая станция:
1 — здание почтовой станции; 2 — сарай для лошадей; 3 — навес для повозок; 4 — навес для экипажей; 5 — двор
в одном комплексе дом призрения и смирительный дом с режимом, близким к тюремному. В комплекс включались больницы, богадельни, сиротские приюты, дома умалишенных, смирительные и «работные» дома.
В Украине в этот период большое внимание уделялось торговым сооружениям, которые располагали в центре площади или по ее периметру. В комплекс торговых сооружений входили гостиные дворы, торговые ряды, контрактовые дома, складские сооружения, здания пожарной и полицейской службы. Одноэтажное здание гостиного двора в Белой Церкви, квадратное в плане с просторным внутренним двором, отличалось особой выразительностью: вдоль внешних и внутренних стен торговых помещений размещены арочные галереи, прерываемые входными портиками. Торговые ряды имели прямоугольный удлиненный план с двусторонним расположением торговых помещений и обходной галереи.
Дифференциация типов зданий в соответствии с усложняющимися функциональными требованиями прежде всего проявилась в планировочной структуре зданий, уже не связанной с усадебной классической схемой. Архитектурные формы фасадов и интерьеров по-прежнему исполнялись в духе последнего периода русского классицизма: не используется принцип анфиладности построения помещений; устраняются черты повышенного декоративизма; подчеркивается роль ордера; упрощаются композиционные
построения. Интерьеры жилых помещений отличаются «чистыми» поверхностями стен и колонн; мелкомасштабной лепкой карнизов; росписью, имитирующей скульптурные рельефы. Значительную роль в оформлении жилых помещений играют печи и камины. Печи облицовывают белым кафелем в отличие от сине-белых изразцов стиля барокко и сооружают в ордерном стиле (карнизы, колонны, пилястры); в отделке каминов используют белый мрамор, бронзу. Размещают печи главным образом в углах, камины — на оси стен. Разнообразной становится мебель по типам и формам. Появляются различные бюро и столы — туалетные, ломберные. Изменяется отношение к дереву. Значительную часть мебели изготавливают из ценных пород, используя маркетри, интарсию.
В первой трети XIX в. в русском классицизме появилось направление русский ампир, зарождение которого началось в архитектуре Франции времен наполеоновской империи. Тематика ампира связана с героическими, триумфальными мотивами: гирлянды и венки, императорские орлы, военные римские доспехи. Характерные черты ампирного интерьера были восприняты и в других странах: немецкий вариант ампира перешел в стиль бидермейер на основе требований бытового комфорта и рационального уюта; в Австрии появился стиль цопф, в еще большей степени пропитанный античным духом.
Эпоха нового времени в архитектуре не только вернула классический ордер, но и создала архитектуру пространств, отвечающую требованиям духовно раскрепощенной личности и великого культурного переворота в обществе. Это было время ярких творческих индивидуальностей и могущества свободной зодческой фантазии; эпоха, узаконившая нормы красоты в архитектуре как непреложную истину науки. В этот период был преодолен разрыв между внешним и внутренним пространством в архитектуре, определены архитектурные формы общественной жизни и отдыха в городе, садово-парковом ансамбле, жилом доме. Потребность в удобном жилище привела к зарождению интерьерного ансамбля, обеспечивающего единство всех компонентов: декора стен и потолков, мебельных и прикладных форм.
В первой трети XIX в. завершается большой этап развития архитектуры нового времени, характерной чертой которого стало появление утилитарной архитектуры. Многие общественные здания приобретают рядовой, массовый характер (рынки, склады, больницы, префектуры), теряя свою внешнюю декоративность и выполняя часто утилитарные функции. Разделение архитектуры на монументальную и утилитарную, возрастание роли последнего типа зданий было определено развитием капиталистических отношений.
Контрольные вопросы и задания
Назовите основные архитектурные стили эпохи нового времени.
Какова архитектура городских и загородных жилых зданий эпохи Возрождения?
Назовите памятник загородной архитектуры отдыха эпохи Ренессанса.
Перечислите типы общественных зданий и сооружений для отдыха в архитектуре Возрождения.
Что означает слово «барокко»?
Каково влияние садово-парковых комплексов в европейской архитектуре барокко?
Какова архитектурно-планировочная организация отеля барочного стиля?
Назовите памятники архитектуры барокко Украины и России.
Какова общественная архитектура в период классицизма?
Какова планировочная организация дворцово-усадебной архитектуры Украины в эпоху классицизма?
Назовите новые типы общественной архитектуры в период классицизма.
- Часть I. Эволюция рекреационной среды . 31
- Глава 1. Эволюция архитектурной среды отдыха 35
- Глава 2. Планировочная организация рекреационных территорий 150
- Глава 3. Планировочная организация рекреационных комплексов 191
- Глава 4. Планировочная организация рекреационных учреждений 253
- Структура части і
- Глава 1
- Структура п. 1.1
- 1.1.1. Архитектурная среда отдыха древнего мира
- 1.1.2. Архитектурная среда отдыха средневековья
- 1.1.3. Архитектурная среда отдыха нового времени
- 1.2. «Новая» архитектурная среда отдыха середины XIX — начала ххв. Структура п. 1.2
- 1.2.1. Жилищная архитектура
- 1.2.2. Архитектура общественных зданий
- 1.2.3. Архитектура туристских зданий и сооружений
- 1.3. Современная рекреационная архитектура
- 1.3.1. Современная архитектура жилого здания
- 1.3.2. Новая архитектура общественных зданий
- 1.3.3. Архитектура санаторных зданий и сооружений
- 1.3.4. Горно-рекреационная архитектура
- 1.3.5. Мобильная архитектура отдыха и туризма
- 1.3.6. Архитектура водного туризма
- 1.3.7. Рекреационная архитектура больших пространств
- 1.3.8. Аттрактивная рекреационная архитектура
- Глава 2
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Планировочная организация рекреационного района
- Контрольные вопросы и задания
- 2.4. Планировочная организация рекреационной зоны
- Глава 3 планировочная организация рекреационных комплексов
- 3.1. Виды и классификация рекреационных комплексов
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Планировочная организация санаторных комплексов
- 3.3. Планировочная организация комплексов отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- 3.4. Планировочная организация туристских комплексов
- 3.4.1. Условия размещения туристских комплексов
- 3.4.2. Планировочная организация туристских гостиниц
- 3.4.3. Планировочная организация туристских баз
- 3.4.4. Планировочная организация автотуристских комплексов
- 3.4.5. Планировочная организация туристского лагеря
- Глава 4 планировочная организация рекреационных учреждений структура главы 4
- 4.1. Функционально-планировочная организация рекреационных учреждений
- 4.2. Планировочная организация жилого этажа
- 4.2.1. Виды планировочных решений
- 4.2.3. Планировочная организация обслуживающих помещений
- 4.2.4. Планировочная организация лестнично-лифтовых холлов
- Контрольные вопросы и задания
- 4.3. Планировочная организация помещений общественного назначения
- 4.3.1. Структура помещений общественного назначения
- 4.3.2. Функции общественных помещений
- 4.4. Планировочная организация административно-хозяйственных помещений
- 4.4.1. Планировочная организация помещений вестибюльной группы
- 4.4.2. Планировочная организация административно»конторских помещений
- 4.4.3. Планировочная организация инженерно-технических и хозяйственных помещений
- Контрольные вопросы и задания
- Краткий словарь терминов к части 1
- Краткий словарь терминов к части 1
- Приложение 1. Рекреационные учреждения Киева
- Навчальне видання Лук'янова Людмила Григорівна Цибух Володимир Іванович
- За загальною редакцією Федорченка Володимира Кириловича (російською мовою)