3.4.4. Планировочная организация автотуристских комплексов
Требование мобильности в туризме привело к развитию системы учреждений автотуризма: мотелей, кемпингов, трейлерных парков, размещаемых на туристских маршрутах, проходящих по автомагистралям.
Мотель автотуристское учреждение гостиничного типа круглогодичной эксплуатации, предназначенное для длительного проживания с полным комплексом услуг культурно-бытового и технического обслуживания.
Кемпинг — автотуристское учреждение сезонной эксплуатации с ограниченным набором услуг культурно-бытового и технического характера, предназначенное для кратковременного проживания в стационарных домиках или палатках.
Трейлерные парки — автотуристское учреждение сезонной эксплуатации, предназначенное для длительного проживания автотуристов, путешествующих на караванах, кемперах и ротелях. В зависимости от месторасположения на маршруте различают учреждения автотуризма транзитного, конечного и комбинированного типа (рис. 3.29). Транзитные учреждения автотуризма предназначены для кратковременного отдыха в пути; конечные — для длительного пребывания; комбинированные могут использоваться как для длительного, так и для кратковременного пребывания. Так, на автотрассе Киев—Харьков размещаются: транзитный мотель-кемпинг «Зеленая дубрава» в Полтаве; конечный мотель-кемпинг в Харькове. Одновременно мотель-кемпинг в Харькове, располагаясь на автостраде Москва—Симферополь, является транзитным типом автоучреждения.
Рис. 3.29. Схема автотуристского маршрута:
1 — мотель или кемпинг конечного типа; 2 — то же, транзитного типа; 3 — приют; 4 — хижина; 5 — трасса автомобильного маршрута; 6 — то же, пешеходного
Рис. 3.30. Условия размещения на трассе автотуристского комплекса
Учреждения автотуризма конечного типа могут размещаться в курортной зоне или зоне отдыха и туризма, включаясь в комплекс с другими типами учреждений отдыха и туризма. Например, курортно-туристский комплекс «Дагомыс» включает мотель на 250 мест и двухэтажный мотель на 300 мест.
Учреждения автотуризма конечного или транзитного типа могут быть объединены в автотуристский комплекс, включающий мотель, кемпинг, ротель, палаточный городок (например, мотель-кемпинг «Солнечный» в Москве или мотель-кемпинг «Пролісок» в Киеве). Такие автотуристские комплексы отвечают требованию сезонного увеличения вместимости: мотель и круглогодичной эксплуатации, кемпинг и ротель — сезонной эксплуатации. Так, мотель-кемпинг «Ольгино», расположенный между Приморским шоссе и Финским заливом, имеет круглогодичную вместимость 444 чел. и сезонную вместимость до 1100 чел. (кемпинг — 200, палаточный городок — 250, коттеджи — 200 чел.).
Автотуристский комплекс должен отвечать следующим условиям размещения (рис. 3.30)
на въезде в населенный пункт размещаться справа по движению на пересекающей населенный пункт магистрали (рис. 3.30, а);
на въезде в населенный пункт, расположенный вне магистрали, находиться справа в пределах подъездной дороги (рис. 3.30, б);
находиться на пересечении подъездной дороги и кольцевой автомагистрали вокруг населенного пункта (рис. 3.30, в);
соответствовать правостороннему размещению относительно основного потока движения к населенному пункту;
если автотуристский комплекс 2 расположен на магистрали 1, то необходима организация кругового разворота за 300—400 м до въезда в комплекс (рис. 3.30, г);
необходима изоляция от шума со стороны автомагистрали.
Рис. 3.31. Планировочная организация участка автотуристского комплекса: а - мотель павильонного типа; б — мотель централизованного типа; в — кемпинг блочного типа; 1 - зона проживания; 2 — административно-хозяйственная зона; 3 — торговая зона; 4 — зона технического обслуживания
На планировочную организацию участка автотуристского комплекса (рис. 3.31) влияет размещение функциональных зон (зона проживания и культурно-бытового обслуживания; административно-хозяйственная зона; зова общественного питания торговая зона); зона технического обслуживания).
Зона проживания и культурного-бытового обслуживания включает различные типы учреждений автотуризма (мотель, кемпинг, ротель), спортивные площадки, плавательный бассейн, стоянки для автомобилей, зеленые насаждения общего пользования. Административно-хозяйственная зона включает корпуса: административный, хозяйственно-бытовой, складской хозяйственный двор с автостоянкой. Зона общественного питания состоит из производственных и торговых зданий с отдельными подъездными путями и автостоянкой. В зону технического обслуживания входят ремонтные мастерские или станции техобслуживания, бензозаправочные колонки.
Планировочное решение участка зависит от технологической последовательности размещения функциональных зон относительно автодороги. Административно-хозяйственную зону и зону технического обслуживания размещают непосредственно возле дороги, затем — зону общественного питания и в глубине участка — зону проживания и культурно-массового обслуживания. На взаиморасположение функциональных зон оказывают влияние тип автотуристского учреждения (транзитное или конечное, круглогодичное или сезонное) и его планировочная организация.
Планировочная организация участка мотеля аналогична гостиничным зданиям, т е. может быть централизованной, павильонной, блочной и комбинированной. Но для гостиничного здания основным элементом является номер, а для мотеля основной элемент – номер
с площадкой для стоянки автомобиля. Существуют два приема связи номера со стоянкой автомобиля: разобщенный, когда стоянка организуется обособленно на участке; совмещенный, когда стоянка и номер решены в едином объеме. Разобщение номера и стоянки или совмещение их в едином объеме связано с архитектурно-пространственной композицией здания и его этажностью. При малоэтажной застройке участка используют прием совмещения в одном объеме номера и автомобильной стоянки.
Архитектурно-пространственная композиция многоэтажного мотеля может быть решена как разобщением, так и совмещением номера и стоянки автомобиля. В первом случае требуется организация общей обособленной стоянки для автомобилей, во втором случае изменяется архитектурно-пространственная организация здания. Многоэтажные (до 16 этажей по современным нормам) мотели с совмещением номера и стоянки автомобиля получили название мотор-отели. Такие здания имеют централизованную композицию атриумного типа. Например, в 18-этажном мотор-отеле «Хилтон-отёль» в Сан-Франциско (США) автомобили размещены возле номеров на этажах и имеют общие стоянки в этом же здании. Централизованная композиция застройки участка получила наибольшее распространение для многоэтажных мотелей.
Для малоэтажных мотелей и кемпингов (один-два этажа) используется блочная и павильонная застройки. При блочной застройке соединяются в основном жилые и общественные корпуса мотеля. В зависимости от размеров участка под застройку, рельефа и природных условий местности блокировка может быть прямолинейной и зигзагообразной. Примером блочной застройки является трехэтажный мотель «Акама» в Японии с жилыми сблокированными зигзагообразно корпусами, поднятыми на столбах, между которыми находятся приемные помещения, помещения общественного питания и гаражи. Различно сблокированные жилые номера (попарно, по четыре) образуют павильоны, свободно или регулярно размещаемые на участке. Например, мотель в Ярмуте (Канада) состоит из двенадцати павильонов (рис. 3.32). Каждый павильон состоит из четырех двухместных номеров, расположенных крестообразно. При каждом номере предусмотрена стоянка для автомашины. Аналогично решен кемпинг в мотеле-кемпинге «Солнечный» в Москве.
Регулярную композицию (рис. 3.33) образуют несколько павильонов из прямолинейно сблокированных или расположенных под углом друг к другу номеров. Такое размещение получило название павильонной планировки с внутренним двором и позволяет создавать групповые стоянки внутри двора или индивидуальные по внешнему периметру павильонов.
Для мотелей-кемпингов используют комбинированную композицию: для мотелей — централизованную или блочную, для кемпингов — павильонную.
На выбор композиционного приема и на характер размещения автотуристских учреждений оказывает влияние сложность рельефа. При
Рис. 3.32. Павильонная планировка кемпинга:
а — общий вид; 6 — планировочное решение помещений кемпинга: 1 — жилая комната; 2 — санузел; 3 — сауна; 4 — зона отдыха; 5 — стоянка для автомобиля; в — генплан участка кемпинга: 1 — пруд; 2 — площадка для игр; 3- — зеленые насаждения; 4 — номера; 5 — стоянка для автомобилей
размещении павильонов параллельно горизонталям весь склон необходимо террасировать на ширину двух рядов павильонов с номерами и на ширину дороги. Этот прием позволяет устраивать подъездные дороги к каждому номеру. При размещении павильонов поперек горизонталей фасады сдвигают по вертикали, что придает архитектуре зданий особую выразительность, которую можно усилить зигзагообразным расположением номеров.
В автотуристском комплексе кроме мотеля можно расположить трейлерный парк (рис. 3.34), назначение которого — прием и обслуживание автотуристов, путешествующих при помощи мобильных автотуристских средств: караванов, кемперов, ротелей. Для обслуживания мобильных автотуристских средств создают специальную инфраструктуру: базы проката, хранения и ремонта мобильных туристских средств; промежуточные площадки во время транзитного следования; санитарно-техническое оборудование стоянок; подводку электросетей.
Функционально-планировочная организация трейлерного парка включает: зону проживания, состоящую из площадок для парковки кемперов, караванов, ротелей; зону проездов; зону въезда-выезда; зону обслуживания в виде стационарных зданий и сооружений
Рис. 3.33. Регулярная композиция автотуристского комплекса:
а — групповые автомобильные стоянки, размещенные в створе раскрытой части внутреннего двора; б — индивидуальные автомобильные стоянки с размещением по внешнему периметру здания; в — индивидуальные автомобильные стоянки с размещением на первом этаже двухэтажного корпуса: 1 — внутренний дворик; 2 — номера; 3 - автостоянки
Рис. 3.34. Планировочная организация стоянки для трейлеров:
а - общий вид; б – план: 1 — подъезд; 2 - мощеные колеи; 3 - мощеные площадки; 4 — водоразборная колонка; 5 — площадка для отдыха; 6 — зеленая зона; 7 — электроосвещение
или мобильных сервисных фургонов с набором технологического оборудования. Каждая площадка для паркования имеет зону въезда-выезда и стоянки, оборудованную водопроводом, хозяйственно-бытовой канализацией, электричеством.
При организации трейлерных парков особые требования предъявляют к сохранению естественного природного ландшафта. С этой целью создают зеленую изгородь по периметру площадки, используют гравийное покрытие, оборудуют специальные площадки для отдыха.
Иногда стоянки трейлеров устраивают при больших туристских лагерях с развитым общественным центром. Например, молодежный лагерь во Франции в горной живописной местности включает павильоны (одно-, двух-, четырех- и пятикомнатные) круглогодичной эксплуатации; палатки и трейлерный парк летнего использования; общественный центр на 250 чел. с рестораном, баром, магазинами и залом для собраний; спортивные площадки и! пляж с купальными пристанями. »
- Часть I. Эволюция рекреационной среды . 31
- Глава 1. Эволюция архитектурной среды отдыха 35
- Глава 2. Планировочная организация рекреационных территорий 150
- Глава 3. Планировочная организация рекреационных комплексов 191
- Глава 4. Планировочная организация рекреационных учреждений 253
- Структура части і
- Глава 1
- Структура п. 1.1
- 1.1.1. Архитектурная среда отдыха древнего мира
- 1.1.2. Архитектурная среда отдыха средневековья
- 1.1.3. Архитектурная среда отдыха нового времени
- 1.2. «Новая» архитектурная среда отдыха середины XIX — начала ххв. Структура п. 1.2
- 1.2.1. Жилищная архитектура
- 1.2.2. Архитектура общественных зданий
- 1.2.3. Архитектура туристских зданий и сооружений
- 1.3. Современная рекреационная архитектура
- 1.3.1. Современная архитектура жилого здания
- 1.3.2. Новая архитектура общественных зданий
- 1.3.3. Архитектура санаторных зданий и сооружений
- 1.3.4. Горно-рекреационная архитектура
- 1.3.5. Мобильная архитектура отдыха и туризма
- 1.3.6. Архитектура водного туризма
- 1.3.7. Рекреационная архитектура больших пространств
- 1.3.8. Аттрактивная рекреационная архитектура
- Глава 2
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Планировочная организация рекреационного района
- Контрольные вопросы и задания
- 2.4. Планировочная организация рекреационной зоны
- Глава 3 планировочная организация рекреационных комплексов
- 3.1. Виды и классификация рекреационных комплексов
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Планировочная организация санаторных комплексов
- 3.3. Планировочная организация комплексов отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- 3.4. Планировочная организация туристских комплексов
- 3.4.1. Условия размещения туристских комплексов
- 3.4.2. Планировочная организация туристских гостиниц
- 3.4.3. Планировочная организация туристских баз
- 3.4.4. Планировочная организация автотуристских комплексов
- 3.4.5. Планировочная организация туристского лагеря
- Глава 4 планировочная организация рекреационных учреждений структура главы 4
- 4.1. Функционально-планировочная организация рекреационных учреждений
- 4.2. Планировочная организация жилого этажа
- 4.2.1. Виды планировочных решений
- 4.2.3. Планировочная организация обслуживающих помещений
- 4.2.4. Планировочная организация лестнично-лифтовых холлов
- Контрольные вопросы и задания
- 4.3. Планировочная организация помещений общественного назначения
- 4.3.1. Структура помещений общественного назначения
- 4.3.2. Функции общественных помещений
- 4.4. Планировочная организация административно-хозяйственных помещений
- 4.4.1. Планировочная организация помещений вестибюльной группы
- 4.4.2. Планировочная организация административно»конторских помещений
- 4.4.3. Планировочная организация инженерно-технических и хозяйственных помещений
- Контрольные вопросы и задания
- Краткий словарь терминов к части 1
- Краткий словарь терминов к части 1
- Приложение 1. Рекреационные учреждения Киева
- Навчальне видання Лук'янова Людмила Григорівна Цибух Володимир Іванович
- За загальною редакцією Федорченка Володимира Кириловича (російською мовою)