1.2.2. Архитектура общественных зданий
Возможности металлических и железобетонных конструкций способствовали появлению новых типов общественных зданий — выставочных (рис. 1.21), в которых демонстрировались новейшие достижения промышленности и в которых наиболее полно проявилась рек-
Рис. 1.21. Выставочные павильоны:
а — павильон «Хрустальный дворец», Лондон; б — павильон «Стеклянный дом», Кельн; в павильон «Железный дом», Лейпциг; г — павильон «Зал столетия», Бреслау
ламная сущность архитектуры того времени. Наиболее значительной во второй половине XIX в. была Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде. Несмотря на стилистически пестрые архитектурно-художественные решения выставочных павильонов, в них преобладало стремление найти новые архитектурные формы, выполненные в металле и стекле. В то же время при участии в международных выставках павильоны России возводили обязательно в национальном стиле: в Париже (1878) — в стиле русского деревянного зодчества; в Глазго (1901) — в модернизированном стиле древнерусского зодчества; в Риме (1911) — в стиле русского классицизма.
Приверженность архитекторов традиционным формам и композиционным приемам, национальным мотивам препятствовала широкому использованию новых конструктивных материалов. Поэтому первое крупное здание павильона, выполненное полностью из железа и стекла и возведенное на Всемирной выставке в Гайд-парке (Лондон, 1851), поразило новизной технических приемов и предопределило будущее развитие строительной техники. Здание, целиком смонтированное из изготовленных заранее конструктивных элементов — металлических стоек, металлических ферм и железных рам со стеклянным заполнением, создавало впечатление воздушности, обилия воздуха и света. Оно получило название «Хрустальный дворец».
Необычные решения в использовании металла и стекла были продемонстрированы в выставочных павильонах «Железный дом» (Лейпциг, 1913) и «Стеклянный дом» (Кельн, 1914). Павильон «Железный дом» воспринимается как гигантская остекленная клетка, состоящая из восьмигранных объемов, поставленных друг на друга, окантованных широкой полосой металла и увенчанных куполом. «Стеклянный дом» представляет собой прозрачный двенадцатиугольный в плане объем с большим куполом из стеклянных плоскостей ромбовидной формы.
Следующим типом зданий, в которых успешно применяли металлические конструкции, обеспечивающие большое внутреннее пространство, были крытые рынки. Первый проект крытого рынка в металлических конструкциях был выполнен в Париже в 1844 г. При строительстве ему придали традиционные формы: чугунные колонны с капителями, несущие аркады. Крытый рынок, возведенный в Петербурге на Сенной площади во второй половине XIX в., имел новое конструктивное решение (металлические решетчатые рамы), что дало возможность перекрывать без промежуточных опор большое пространство. Но во внешнем облике здания крытого рынка использовали элементы архаической стилизации.
Построенные в начале XX в. на основе железобетонных и металлических конструкций с обширными остекленными плоскостями крытые рынки имели более разветвленную функциональную организацию: в центре — торговый зал, окруженный магазинами; на втором этаже — служебные помещения; подвал оборудован холодильными установками. Примером такого здания является Бессарабский крытый рынок в Киеве (1910).
Новым типом торговых сооружений второй ПОЛОВИНЫ XIX в. были торговые ряды — пассажи, освещенные верхним светом. Традиционный тип гостиного двора с небольшими магазинами не отвечал требованиям развитой капиталистической торговли. Магазины пассажа выходили на широкую, перекрытую металлическим застеклённым сводом, внутреннюю улицу — собственно пассаж (проход). В пассажах наряду с магазинами размещали кафе, клубные и выставочные помещения, что делало пассаж своеобразным прогулочным центром. В Брюсселе, например, целая цепь таких пассажей образовала торговый центр из сети крытых улиц. Примером совершенного для своего времени пассажа может служить здание Верхних торговых рядов в Москве (современный ГУМ), в котором находится три прохода (пассажа) с ярусами торговых и конторских помещений. В перекрытиях торговых рядов применена новая система металлических конструкций, из железобетона выполнены легкие ажурные мостики между этажами.
Во второй половине XIX в. появляется еще один тип торгового здания — большие универсальные магазины. Этот тип здания развивался из лавки, размещаемой на первом этаже жилого дома. С изменением методов торговли, требований рекламы менялась функциональная программа магазина, понадобились просторные залы, несколько этажей галерей, большие витрины на улицу. Использование новых металлических конструкций дало возможность создавать обширные светлые залы, зеркальные витрины с железными скатывающимися шторами, хорошую вентиляцию. Универсальные магазины обогнали в своем развитии жилые дома, являясь наиболее характерным типом торгового сооружения в конце XIX в. Универсальные магазины имели компактную планировку, обычно на самых престижных улицах центральной части города.
Интересна конструктивная схема крупного девятиэтажного здания магазина Мюра и Мерилиза, построенного в Москве в начале XX в. Здание, решенное в металлических конструкциях, имеет сплошное остекление фасадов с готическими стилизованными деталями в верхней части. В здании универсального магазина в Петербурге — Доме Гвардейского экономического общества (современный Дом торговли) - определяющим компонентом архитектурного образа стал монолитный железобетонный каркас, позволивший получить светлые, просторные интерьеры и определявший расчлененную композицию фасада.
Тип многоэтажного магазина продолжает развиваться в XX в. В нем уже нет ничего от архитектуры жилого дома или традиционного общественного здания, но в условиях стесненности городского строительства используются приемы объединения разных функций в одном здании.
Примером сочетания торгового и зрелищного здания является магазин Елисеева в Петербурге: на первом этаже размещался гастрономический магазин; на втором — театральный зал (ныне Театр комедии), подчеркнутый на фасаде большими остекленными проёмами.
Еще в конце XIX в. прием объединения зрелищного здания с помещениями с дополнительными функциями был распространен в США. Таким типом было здание Аудитории в Чикаго, соединившее театр, конторские помещения и отель. Прием «погружения» театральной части обеспечивался решением сложнейших конструктивных и функциональных задач, что находило отражение во внешнем облике здания.
Театральным зданиям в наибольшей степени были присущи эклектика и стилизация. Эклектика проникала в планировочные решения, что приводило к нарушению функциональной организации учреждения. Во второй половине XIX в. многие театральные здания создавали в стиле неоренессанса: это здание Оперы в Вене, представляющее собой систему взаимопроникающих объемов, увенчанных куполообразной крышей; Национальный театр в Загребе; Театр им. Ю. Словацкого в Кракове; Львовский театр оперетты.
В архитектуре театральных зданий получил развитие романтизм, в основе которого лежало стремление отразить местные национальные традиции. Театры размещались в местах максимальной обозримости, создавались подчеркнуто выразительные ансамбли. Наиболее типичным сооружением романтического направления является здание Национального театра в Праге.
Повышенная декоративность театральных зданий, тяготение к дорогим материалам и позолоте определяли «богатство» фасадов и интерьеров, придавая зданиям некую профессиональную добротность. Характерной постройкой является здание театра Оперы в Париже. Театр Оперы имел зрительный зал на 2 тыс. мест и самую большую на то время сцену. Он служил также местом официальных и светских встреч, чему отвечали обширные фойе и кулуары, ложи и парадные лестницы. Площадь перед зданием предназначалась для приема публики и дефилирования официальных кортежей. Парижская Опера послужила образцом для театральных зданий Одессы, Дрездена, Нью-Йорка.
Одесский оперный театр (рис. 1.22), построенный в 1883—1887 гг. (арх. Г. Гельмер и Ф. Фельнер) в барочно-ренессансном стиле, стал одним из наиболее совершенных по планировке театральных зданий: просторный подковообразный зрительный зал; вокруг зала размещены фойе и кулуары; большая механизированная сцена связана со всеми сценическими помещениями.
Конец XIX в. внес существенные изменения в театральные здания: механизация сцены; развитие сценической коробки; упрощение системы ярусов; модернизация театральных фасадов. Здание театра, продемонстрированное на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 г., было возведено из легких, удобных для перевозки сборных конструкций. Это было первое сборно-разборное здание, получившее Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1878 г.
Стиль модерн в театральных зданиях особенно ярко проявился в немецком варианте — югендстиль, — линии и плоскости в котором
Рис. 1.22. Оперный театр (Одесса):
а — общий вид; б — план партера
выступали в чистом виде и определялись конструктивными решениями. Об этом свидетельствует здание театра, построенное для выставки в Кельне в 1914 г., объемно-пространственное решение которого, обилие закругленных форм, отсутствие декора на фасадах — первые признаки появления рациональной архитектуры.
Новым многофункциональным специфическим зрелищным типом здания стали народные театры и народные дома, возникшие на рубеже XIX — XX в. в Бельгии и России. Народные дома играли значительную роль в общественной жизни, возводились в промышленных центрах страны. Задачей народного дома было обслуживание культурно-просветительных нужд общества. Так, в народном доме в Брюсселе были размещены: театральный зал или зал собраний, клубные помещения, библиотека, ресторан, магазины, складские и конторские помещения. В интерьере народного дома использовали прием с перетекающего пространства», связавший в единую композицию главный зал, галереи, лестницы. Необычное объемное построение здания —
неправильная форма плана, криволинейное очертание главного фасада — отвечало новой задаче искусства: «украсить будни жизни», внести в окружение человека причудливые, необычные формы.
Подобные народные дома были возведены в начале XX в. в России — в Нижнем Новгороде, Петербурге, Самаре и т. д. Народный дом с театром на 2 тыс. зрителей был построен в Петербурге в 1914 г., а затем переоборудован в кинотеатр «Гигант».
Демонстрация кинофильмов в России началась с конца XIX в. (первый фильм был показан в мае 1896 г.) и проходила в летних садах Петербурга и Москвы. Сначала под кинотеатры приспосабливали различные здания, а затем начали строительство специальных зданий с большими зрительными залами, фойе и киноаппаратными. Такие кинотеатры построили в Петербурге («Форум», «Колизей»), Москве («Художественный», «Колизей»), Нижнем Новгороде («Палас»), Владимире («Ампир»). Более 20 кинотеатров существовало в начале XX в. в Ростове-на-Дону. Архитектура большинства из них определялась неоклассицизмом. Кинотеатры были не только новым типом зрелищного здания, но и доходным предприятием, что отражалось на их структуре.
Во второй половине XIX в. в России появились цирки как наиболее массовое и доходное зрелищное предприятие. Это были экономичные сооружения в виде временных, разборных деревянных балаганов. Первое капитальное сооружение цирка появилось в 1877 г. в Петербурге и представляло собой круглое в плане здание, увенчанное куполом, с центрально расположенной ареной и амфитеатром зрительских мест. Рациональная планировка и новые строительные конструкции не соответствовали ренессансно-барочному фасаду здания.
Развитие науки и искусства потребовало крупных зданий музеев. В русской архитектуре использовалась композиционная схема музеев с анфиладным размещением залов, освещаемых боковым и верхним светом. Фасады музейных зданий обычно стилизованы и определялись месторасположением в городском ансамбле. Так, фасад здания Исторического музея в Москве, построенного в 1881 г., решен в традициях древнерусского зодчества, увязан со стенами и башнями Кремля и удачно вписан в ансамбль Красной площади.
Рациональную организацию плана имел Музей изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Он был лучшим музеем начала XX в. Главный фасад облицован белым уральским мрамором и точно воспроизводит формы древнегреческой архитектуры.
Планировочная организация Педагогического музея в Киеве (1913) имела центрально-купольное решение вестибюля, от которого расходятся в глубину участка экспозиционные залы.
Цилиндрическая форма здания панорамы «Оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.» была определена назначением музея: центрально расположенная
смотровая платформа позволяет охватить взглядом живописное полотно на стенах и макеты, размещенные у подножия полотна.
В русской архитектуре начала XX в. стилизация пронизана национальными чертами. Русский модерн стилизовался главным образом под древнерусское зодчество. Так решен главный фасад Третьяковской галереи (1900) в Москве.
Стремление отразить местные национальные традиции проявилось в архитектуре национальных музеев. Например, Национальный музей в Праге — несколько помпезное по своей архитектуре здание. Расположенное на наиболее высокой точке, здание музея организует и объединяет ансамбль Вацлавской площади. Целеустремленное воспроизведение форм скандинавской архитектуры нашло отражение в архитектуре Северного музея в Стокгольме: многочисленные башни с причудливыми венчаниями; сложные по форме фронтоны; кирпичные плоскости облицовочных стен. Национальный романтизм нашел яркое выражение в архитектуре Национального музея в Гельсингфорсе (Финляндия). Это позволило избежать крайностей декоративизма. Развитие музейной архитектуры в Голландии привело к функциональному изменению планов зданий, в которых впервые предусматривались научная обработка и методическая экспозиция материалов. Дифференциация залов на малые и большие, для постоянных экспозиций и временных выставок, специальные помещения для библиотеки, рабочие кабинеты определили планировочное решение Государственного музея в Амстердаме, фасады которого включали элементы крепостного зодчества (башни, фигурные крыши, резные флюгера).
Барочно-ренессансные фасады чаще всего использовали в музейной архитектуре: музей «Атенеум» в Гельсингфорсе, Национальный музей в Стокгольме.
Однако уже в конце XIX в. появились новые мотивы в композиции фасадов, лишенных декоративных элементов, и интерьеров с естественной и свободной группировкой объемов. Такие тенденции отразились в здании Художественной галереи в Лондоне: гладкая плоскость стены; большая арка входного портала, расположенная асимметрично; горизонтальная полоса небольших оконных проемов.
Формирование большого количества зданий было связано с развитием различных видов искусств: концертный зал «Вигадо» в Будапеште; Дворец музыки в Барселоне; Дворец искусств в Сан-Франциско. В Дрездене был создан новый тип здания — Дом фестивалей, предназначенный для школ ритмической гимнастики; в своем художественном облике он должен был воплотить идею гармоничного воспитания. Прообразом Дома фестивалей стал античный храм.
Среди построек, характерных для конца XIX — начала XX в., были различные клубы и собрания. Для России типичны купеческие клубы, в которых «представительская часть» сильно уменьшена в отличие от «благородных собраний» и уделялось большое внимание деловым и развлекательным помещениям (залы заседаний, библиотека, концертный
Рис. 1.23. Клуб путешествий (Лондон)
зал, бильярдные комнаты, буфет). Такие специальные здания были возведены в Киеве (1882) — купеческое собрание; Москве (1908) и Екатеринославе (1912) — коммерческие собрания. Архитектура этих зданий определялась использованием традиционных стилей и модерна. Здание губернского земства в Полтаве было решено в стиле украинского модерна с использованием мотивов народного зодчества: форма окон и кронштейнов, поддерживающих большой вес крыши; витые колонки в простенках; узорчатые майоликовые вставки.
Архитектура Дома Московского купеческого общества, построенного в 1910—1911 гг., является примером более строгого модерна (более простая форма окон, исчезли причудливые фронтоны и обильная пластика фасадов), обеспечивающего единство пространственного решения с планами, фасадами, интерьерами.
Строительство разнообразных клубов, связанных с работой или общественной деятельностью, распространилось по всей Европе. Так, в Англии были построены два клуба: Клуб путешествий (1832) (рис. 1.23) и Клуб реформ (1840), внешний вид которых определялся стилизацией в духе итальянского Ренессанса.
Здание женского клуба в США (1913) поражает близостью к европейской архитектуре, пришедшей после модерна.
Контрольные вопросы и задания
Какова типология общественных зданий середины XIX — начала XX в.?
Опишите архитектурные формы выставочных павильонов.
Дайте определение понятия пассаж.
Какие типы зрелищных зданий и сооружений создавались в середине XIX в.?
Для чего предназначались различные клубы и собрания?
Определите виды планировочных решений музейных зданий.
Какие изменения были внесены в архитектуру театральных зданий в конце XIX в.?
- Часть I. Эволюция рекреационной среды . 31
- Глава 1. Эволюция архитектурной среды отдыха 35
- Глава 2. Планировочная организация рекреационных территорий 150
- Глава 3. Планировочная организация рекреационных комплексов 191
- Глава 4. Планировочная организация рекреационных учреждений 253
- Структура части і
- Глава 1
- Структура п. 1.1
- 1.1.1. Архитектурная среда отдыха древнего мира
- 1.1.2. Архитектурная среда отдыха средневековья
- 1.1.3. Архитектурная среда отдыха нового времени
- 1.2. «Новая» архитектурная среда отдыха середины XIX — начала ххв. Структура п. 1.2
- 1.2.1. Жилищная архитектура
- 1.2.2. Архитектура общественных зданий
- 1.2.3. Архитектура туристских зданий и сооружений
- 1.3. Современная рекреационная архитектура
- 1.3.1. Современная архитектура жилого здания
- 1.3.2. Новая архитектура общественных зданий
- 1.3.3. Архитектура санаторных зданий и сооружений
- 1.3.4. Горно-рекреационная архитектура
- 1.3.5. Мобильная архитектура отдыха и туризма
- 1.3.6. Архитектура водного туризма
- 1.3.7. Рекреационная архитектура больших пространств
- 1.3.8. Аттрактивная рекреационная архитектура
- Глава 2
- Контрольные вопросы и задания
- Контрольные вопросы и задания
- 2.3. Планировочная организация рекреационного района
- Контрольные вопросы и задания
- 2.4. Планировочная организация рекреационной зоны
- Глава 3 планировочная организация рекреационных комплексов
- 3.1. Виды и классификация рекреационных комплексов
- Контрольные вопросы и задания
- 3.2. Планировочная организация санаторных комплексов
- 3.3. Планировочная организация комплексов отдыха
- Контрольные вопросы и задания
- 3.4. Планировочная организация туристских комплексов
- 3.4.1. Условия размещения туристских комплексов
- 3.4.2. Планировочная организация туристских гостиниц
- 3.4.3. Планировочная организация туристских баз
- 3.4.4. Планировочная организация автотуристских комплексов
- 3.4.5. Планировочная организация туристского лагеря
- Глава 4 планировочная организация рекреационных учреждений структура главы 4
- 4.1. Функционально-планировочная организация рекреационных учреждений
- 4.2. Планировочная организация жилого этажа
- 4.2.1. Виды планировочных решений
- 4.2.3. Планировочная организация обслуживающих помещений
- 4.2.4. Планировочная организация лестнично-лифтовых холлов
- Контрольные вопросы и задания
- 4.3. Планировочная организация помещений общественного назначения
- 4.3.1. Структура помещений общественного назначения
- 4.3.2. Функции общественных помещений
- 4.4. Планировочная организация административно-хозяйственных помещений
- 4.4.1. Планировочная организация помещений вестибюльной группы
- 4.4.2. Планировочная организация административно»конторских помещений
- 4.4.3. Планировочная организация инженерно-технических и хозяйственных помещений
- Контрольные вопросы и задания
- Краткий словарь терминов к части 1
- Краткий словарь терминов к части 1
- Приложение 1. Рекреационные учреждения Киева
- Навчальне видання Лук'янова Людмила Григорівна Цибух Володимир Іванович
- За загальною редакцією Федорченка Володимира Кириловича (російською мовою)