logo
Лукьянова Рекреационные комплексы

1.2.2. Архитектура общественных зданий

Возможности металлических и железобетонных конструкций способ­ствовали появлению новых типов общественных зданий — выста­вочных (рис. 1.21), в которых демонстрировались новейшие дости­жения промышленности и в которых наиболее полно проявилась рек-

Рис. 1.21. Выставочные павильоны:

а — павильон «Хрустальный дворец», Лондон; б — павильон «Стеклянный дом», Кельн; в павильон «Железный дом», Лейпциг; г — па­вильон «Зал столетия», Бреслау

ламная сущность архитектуры того времени. Наиболее значительной во второй половине XIX в. была Всероссийская художественно-про­мышленная выставка в Нижнем Новгороде. Несмотря на стилистически пестрые архитектурно-художественные решения выставочных павильо­нов, в них преобладало стремление найти новые архитектурные формы, выполненные в металле и стекле. В то же время при участии в между­народных выставках павильоны России возводили обязательно в наци­ональном стиле: в Париже (1878) — в стиле русского деревянного зод­чества; в Глазго (1901) — в модернизированном стиле древнерусского зодчества; в Риме (1911) — в стиле русского классицизма.

Приверженность архитекторов традиционным формам и компози­ционным приемам, национальным мотивам препятствовала широкому использованию новых конструктивных материалов. Поэтому первое крупное здание павильона, выполненное полностью из железа и стекла и возведенное на Всемирной выставке в Гайд-парке (Лондон, 1851), по­разило новизной технических приемов и предопределило будущее раз­витие строительной техники. Здание, целиком смонтированное из изго­товленных заранее конструктивных элементов — металлических стоек, металлических ферм и железных рам со стеклянным заполнением, созда­вало впечатление воздушности, обилия воздуха и света. Оно получило название «Хрустальный дворец».

Необычные решения в использовании металла и стекла были проде­монстрированы в выставочных павильонах «Железный дом» (Лейп­циг, 1913) и «Стеклянный дом» (Кельн, 1914). Павильон «Железный дом» воспринимается как гигантская остекленная клетка, состоящая из восьмигранных объемов, поставленных друг на друга, окантованных ши­рокой полосой металла и увенчанных куполом. «Стеклянный дом» представляет собой прозрачный двенадцатиугольный в плане объем с большим куполом из стеклянных плоскостей ромбовидной формы.

Следующим типом зданий, в которых успешно применяли металли­ческие конструкции, обеспечивающие большое внутреннее пространство, были крытые рынки. Первый проект крытого рынка в металличе­ских конструкциях был выполнен в Париже в 1844 г. При строительстве ему придали традиционные формы: чугунные колонны с капителями, несущие аркады. Крытый рынок, возведенный в Петербурге на Сенной площади во второй половине XIX в., имел новое конструктивное решение (металлические решетчатые рамы), что дало возможность перекрывать без промежуточных опор большое пространство. Но во внешнем облике здания крытого рынка использовали элементы архаической стилизации.

Построенные в начале XX в. на основе железобетонных и металличе­ских конструкций с обширными остекленными плоскостями крытые рын­ки имели более разветвленную функциональную организацию: в центре — торговый зал, окруженный магазинами; на втором этаже — служебные помещения; подвал оборудован холодильными установками. Примером такого здания является Бессарабский крытый рынок в Киеве (1910).

Новым типом торговых сооружений второй ПОЛОВИНЫ XIX в. были торговые ряды — пассажи, освещенные верхним светом. Традици­онный тип гостиного двора с небольшими магазинами не отвечал требо­ваниям развитой капиталистической торговли. Магазины пассажа вы­ходили на широкую, перекрытую металлическим застеклённым сводом, внутреннюю улицу — собственно пассаж (проход). В пассажах наря­ду с магазинами размещали кафе, клубные и выставочные помещения, что делало пассаж своеобразным прогулочным центром. В Брюсселе, например, целая цепь таких пассажей образовала торговый центр из сети крытых улиц. Примером совершенного для своего времени пасса­жа может служить здание Верхних торговых рядов в Москве (совре­менный ГУМ), в котором находится три прохода (пассажа) с ярусами торговых и конторских помещений. В перекрытиях торговых рядов применена новая система металлических конструкций, из железобетона выполнены легкие ажурные мостики между этажами.

Во второй половине XIX в. появляется еще один тип торгового здания — большие универсальные магазины. Этот тип здания развивался из лавки, размещаемой на первом этаже жилого дома. С изменением методов торговли, требований рекламы менялась функ­циональная программа магазина, понадобились просторные залы, не­сколько этажей галерей, большие витрины на улицу. Использование новых металлических конструкций дало возможность создавать обшир­ные светлые залы, зеркальные витрины с железными скатывающимися шторами, хорошую вентиляцию. Универсальные магазины обогнали в своем развитии жилые дома, являясь наиболее характерным типом тор­гового сооружения в конце XIX в. Универсальные магазины имели компактную планировку, обычно на самых престижных улицах цент­ральной части города.

Интересна конструктивная схема крупного девятиэтажного здания магазина Мюра и Мерилиза, построенного в Москве в начале XX в. Здание, решенное в металлических конструкциях, имеет сплошное остек­ление фасадов с готическими стилизованными деталями в верхней части. В здании универсального магазина в Петербурге — Доме Гвардейского экономического общества (современный Дом торговли) - определяю­щим компонентом архитектурного образа стал монолитный железобе­тонный каркас, позволивший получить светлые, просторные интерьеры и определявший расчлененную композицию фасада.

Тип многоэтажного магазина продолжает развиваться в XX в. В нем уже нет ничего от архитектуры жилого дома или традиционного обще­ственного здания, но в условиях стесненности городского строительства используются приемы объединения разных функций в одном здании.

Примером сочетания торгового и зрелищного здания является мага­зин Елисеева в Петербурге: на первом этаже размещался гастрономи­ческий магазин; на втором — театральный зал (ныне Театр комедии), подчеркнутый на фасаде большими остекленными проёмами.

Еще в конце XIX в. прием объединения зрелищного здания с поме­щениями с дополнительными функциями был распространен в США. Таким типом было здание Аудитории в Чикаго, соединившее театр, кон­торские помещения и отель. Прием «погружения» театральной части обеспечивался решением сложнейших конструктивных и функциональ­ных задач, что находило отражение во внешнем облике здания.

Театральным зданиям в наибольшей степени были прису­щи эклектика и стилизация. Эклектика проникала в планировочные решения, что приводило к нарушению функциональной организации учреждения. Во второй половине XIX в. многие театральные здания создавали в стиле неоренессанса: это здание Оперы в Вене, представля­ющее собой систему взаимопроникающих объемов, увенчанных куполо­образной крышей; Национальный театр в Загребе; Театр им. Ю. Сло­вацкого в Кракове; Львовский театр оперетты.

В архитектуре театральных зданий получил развитие романтизм, в основе которого лежало стремление отразить местные национальные традиции. Театры размещались в местах максимальной обозримости, создавались подчеркнуто выразительные ансамбли. Наиболее типич­ным сооружением романтического направления является здание Нацио­нального театра в Праге.

Повышенная декоративность театральных зданий, тяготение к доро­гим материалам и позолоте определяли «богатство» фасадов и интерье­ров, придавая зданиям некую профессиональную добротность. Харак­терной постройкой является здание театра Оперы в Париже. Театр Оперы имел зрительный зал на 2 тыс. мест и самую большую на то время сцену. Он служил также местом официальных и светских встреч, чему отвечали обширные фойе и кулуары, ложи и парадные лестницы. Площадь перед зданием предназначалась для приема публики и дефили­рования официальных кортежей. Парижская Опера послужила образ­цом для театральных зданий Одессы, Дрездена, Нью-Йорка.

Одесский оперный театр (рис. 1.22), построенный в 1883—1887 гг. (арх. Г. Гельмер и Ф. Фельнер) в барочно-ренессансном стиле, стал одним из наиболее совершенных по планировке театральных зданий: просторный подковообразный зрительный зал; вокруг зала размещены фойе и кулуары; большая механизированная сцена связана со всеми сценическими помещениями.

Конец XIX в. внес существенные изменения в театральные здания: механизация сцены; развитие сценической коробки; упрощение систе­мы ярусов; модернизация театральных фасадов. Здание театра, проде­монстрированное на Всероссийской политехнической выставке в Моск­ве в 1872 г., было возведено из легких, удобных для перевозки сборных конструкций. Это было первое сборно-разборное здание, получившее Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1878 г.

Стиль модерн в театральных зданиях особенно ярко проявился в немецком варианте — югендстиль, — линии и плоскости в котором

Рис. 1.22. Оперный театр (Одесса):

а — общий вид; б — план партера

выступали в чистом виде и определя­лись конструктивными решениями. Об этом свидетельствует здание театра, построенное для выставки в Кельне в 1914 г., объемно-пространственное ре­шение которого, обилие закругленных форм, отсутствие декора на фасадах — первые признаки появления рацио­нальной архитектуры.

Новым многофункциональным спе­цифическим зрелищным типом здания стали народные театры и на­родные дома, возникшие на рубеже XIX — XX в. в Бельгии и Рос­сии. Народные дома играли значительную роль в общественной жизни, возводились в промышленных центрах страны. Задачей народного дома было обслуживание культурно-просветительных нужд общества. Так, в народном доме в Брюсселе были размещены: театральный зал или зал собраний, клубные помещения, библиотека, ресторан, магазины, склад­ские и конторские помещения. В интерьере народного дома использовали прием с перетекающего пространства», связавший в единую композицию главный зал, галереи, лестницы. Необычное объемное построение зда­ния —

неправильная форма плана, криволинейное очертание главного фасада — отвечало новой задаче искусства: «украсить будни жизни», внести в окружение человека причудливые, необычные формы.

Подобные народные дома были возведены в начале XX в. в Рос­сии — в Нижнем Новгороде, Петербурге, Самаре и т. д. Народный дом с театром на 2 тыс. зрителей был построен в Петербурге в 1914 г., а затем переоборудован в кинотеатр «Гигант».

Демонстрация кинофильмов в России началась с конца XIX в. (пер­вый фильм был показан в мае 1896 г.) и проходила в летних садах Петербурга и Москвы. Сначала под кинотеатры приспосабливали раз­личные здания, а затем начали строительство специальных зданий с большими зрительными залами, фойе и киноаппаратными. Та­кие кинотеатры построили в Петербурге («Форум», «Колизей»), Москве («Художественный», «Колизей»), Нижнем Новгороде («Палас»), Владимире («Ампир»). Более 20 кинотеатров существовало в начале XX в. в Ростове-на-Дону. Архитектура большинства из них определя­лась неоклассицизмом. Кинотеатры были не только новым типом зрелищного здания, но и доходным предприятием, что отражалось на их структуре.

Во второй половине XIX в. в России появились цирки как наи­более массовое и доходное зрелищное предприятие. Это были экономич­ные сооружения в виде временных, разборных деревянных балаганов. Первое капитальное сооружение цирка появилось в 1877 г. в Петер­бурге и представляло собой круглое в плане здание, увенчанное купо­лом, с центрально расположенной ареной и амфитеатром зрительских мест. Рациональная планировка и новые строительные конструкции не соответствовали ренессансно-барочному фасаду здания.

Развитие науки и искусства потребовало крупных зданий музе­ев. В русской архитектуре использовалась композиционная схема му­зеев с анфиладным размещением залов, освещаемых боковым и верх­ним светом. Фасады музейных зданий обычно стилизованы и опреде­лялись месторасположением в городском ансамбле. Так, фасад здания Исторического музея в Москве, построенного в 1881 г., решен в тради­циях древнерусского зодчества, увязан со стенами и башнями Кремля и удачно вписан в ансамбль Красной площади.

Рациональную организацию плана имел Музей изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Он был лучшим музеем начала XX в. Главный фасад облицован белым уральским мрамором и точно воспроизводит формы древнегреческой архитектуры.

Планировочная организация Педагогического музея в Киеве (1913) имела центрально-купольное решение вестибюля, от которого расходят­ся в глубину участка экспозиционные залы.

Цилиндрическая форма здания панорамы «Оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.» была определена назначением музея: центрально рас­положенная

смотровая платформа позволяет охватить взглядом живо­писное полотно на стенах и макеты, размещенные у подножия полотна.

В русской архитектуре начала XX в. стилизация пронизана нацио­нальными чертами. Русский модерн стилизовался главным образом под древнерусское зодчество. Так решен главный фасад Третьяковской га­лереи (1900) в Москве.

Стремление отразить местные национальные традиции проявилось в архитектуре национальных музеев. Например, Национальный музей в Праге — несколько помпезное по своей архитектуре здание. Располо­женное на наиболее высокой точке, здание музея организует и объединяет ансамбль Вацлавской площади. Целеустремленное воспроизведение форм скандинавской архитектуры нашло отражение в архитектуре Северного музея в Стокгольме: многочисленные башни с причудливыми венчания­ми; сложные по форме фронтоны; кирпичные плоскости облицовочных стен. Национальный романтизм нашел яркое выражение в архитектуре Национального музея в Гельсингфорсе (Финляндия). Это позволило избежать крайностей декоративизма. Развитие музейной архитектуры в Голландии привело к функциональному изменению планов зданий, в ко­торых впервые предусматривались научная обработка и методическая экспозиция материалов. Дифференциация залов на малые и большие, для постоянных экспозиций и временных выставок, специальные помеще­ния для библиотеки, рабочие кабинеты определили планировочное решение Государственного музея в Амстердаме, фасады которого включали элемен­ты крепостного зодчества (башни, фигурные крыши, резные флюгера).

Барочно-ренессансные фасады чаще всего использовали в музейной архитектуре: музей «Атенеум» в Гельсингфорсе, Национальный музей в Стокгольме.

Однако уже в конце XIX в. появились новые мотивы в композиции фасадов, лишенных декоративных элементов, и интерьеров с естествен­ной и свободной группировкой объемов. Такие тенденции отразились в здании Художественной галереи в Лондоне: гладкая плоскость стены; большая арка входного портала, расположенная асимметрично; гори­зонтальная полоса небольших оконных проемов.

Формирование большого количества зданий было связано с развитием различных видов искусств: концертный зал «Вигадо» в Будапеште; Дворец музыки в Барселоне; Дворец искусств в Сан-Франциско. В Дрездене был создан новый тип здания — Дом фестивалей, предназна­ченный для школ ритмической гимнастики; в своем художественном облике он должен был воплотить идею гармоничного воспитания. Про­образом Дома фестивалей стал античный храм.

Среди построек, характерных для конца XIX — начала XX в., были различные клубы и собрания. Для России типичны купеческие клубы, в которых «представительская часть» сильно уменьшена в отличие от «благородных собраний» и уделялось большое внимание деловым и развлекательным помещениям (залы заседаний, библиотека, концерт­ный

Рис. 1.23. Клуб путешествий (Лондон)

зал, бильярдные комна­ты, буфет). Такие специаль­ные здания были возведены в Киеве (1882) — купеческое собрание; Москве (1908) и Екатеринославе (1912) — ком­мерческие собрания. Архитек­тура этих зданий определя­лась использованием традици­онных стилей и модерна. Зда­ние губернского земства в Полтаве было решено в стиле украинского модерна с исполь­зованием мотивов народного зодчества: форма окон и крон­штейнов, поддерживающих большой вес крыши; витые ко­лонки в простенках; узорчатые майоликовые вставки.

Архитектура Дома Московского купеческого общества, построенного в 1910—1911 гг., является примером более строгого модерна (более про­стая форма окон, исчезли причудливые фронтоны и обильная пластика фасадов), обеспечивающего единство пространственного решения с пла­нами, фасадами, интерьерами.

Строительство разнообразных клубов, связанных с работой или обще­ственной деятельностью, распространилось по всей Европе. Так, в Анг­лии были построены два клуба: Клуб путешествий (1832) (рис. 1.23) и Клуб реформ (1840), внешний вид которых определялся стилизацией в духе итальянского Ренессанса.

Здание женского клуба в США (1913) поражает близостью к евро­пейской архитектуре, пришедшей после модерна.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какова типология общественных зданий середины XIX — начала XX в.?

  2. Опишите архитектурные формы выставочных павильонов.

  3. Дайте определение понятия пассаж.

  4. Какие типы зрелищных зданий и сооружений создавались в середине XIX в.?

  5. Для чего предназначались различные клубы и собрания?

  6. Определите виды планировочных решений музейных зданий.

  7. Какие изменения были внесены в архитектуру театральных зданий в конце XIX в.?