logo search
Turizm

Туризм как социокультурное явление.

Туризм как явление культуры. .Роль туризма в сохранении и развитии мировой культуры. Социопсихологические аспекты международного туризма. Воздействие туризма на жизнь местного населения. Положительные аспекты. Отрицательные аспекты. Конфликт интересов. Социальный конфликт. Иллюзия «легких» денег. Межкультурные коммуникации и их роль в современном обществе.

В настоящее время туризм становится активным явлением в

жизни общества, изменяющим культурные формы его бытия.

Благодаря активизации этой деятельности, усиливаются

коммуникативные связи, расширяется культурное пространство,

развивается экономика, гражданская культура, обогащается духовный

потенциал личности и общества. В силу этого в научном познании

заметна активизация исследований феномена туризма. В последние

годы появились работы, посвященные изучению экономического

содержания этого вида деятельности. Имеются исследования

спортивного, этнографического, экологического, ностальгического и

других видов туризма. Актуальность туризма в жизни общества с

необходимостью вызывают определение его институциональных

основ, что делает туризм политически значимым объектом

правительственных решений. Так, в 1996 г. в Российской Федерации

был принят Закон «Об основах туристской деятельности в Российской

Федерации», в котором определены основные положения туризма и

его организационные формы. В 2006 г. в Санкт-Петербурге на

заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ

был принят Модельный Закон о туристической деятельности, в

котором наряду с другими положениями отмечены необходимость

проведения научных исследований в сфере туризма и туристской

индустрии, маркетинговых и консалтинговых работ; ведение юридической защиты граждан и разрешение споров в сфере туризма

(третейский суд) и другие проблемы.

Таким образом, туризм в современном мире становится

важнейшей общественной деятельностью, требующей глубокого

социально-философского изучения. Однако те исследования, которые

в настоящее время активизируются, актуальны, но в большей степени

носят фрагментарный характер, не нацелены на обобщенное

познание этого явления культуры и общественной жизни. В данной

статье предпринята попытка восполнить этот пробел, определив

социокультурное содержание туризма, его роль и формы бытия.

Основные подходы определены объектом изучения. Ими являются

принципы объективности и конкретности анализа, историзма,

деятельностный и аксиологический подходы, позволяющие понять

генезис туризма в истории культуры, определить его сущность и

существования.

Как особый вид деятельности туризм имеет глубокие

исторические корни и первоначально был связан с путешествием. В.С.

Боголюбов и В.П. Орловская в развитии туризма выделяют 4 этапа.

Первый этап – предыстория туризма. Он начинается с формирования

цивилизации и длится до начала XIX в. Второй – это элитарный

туризм (XIX – начало XX в.), связанный с зарождением

специализированных предприятий по производству туристских услуг.

Третий этап приходится на первую половину ХХ в., когда активно

начинает развиваться социальный туризм. Четвертый (современный

этап) – период после Второй мировой войны. Он характеризуется тем,

что активно распространяется массовый туризм, формируется

туристическая индустрия как межотраслевой комплекс по

производству товаров и услуг. В основу данной периодизации

авторами были положены технико-экономические и социальные

критерии, а также целевые функции туризма на разных этапах

социокультурного развития [1, с. 73].

В принципе с такой периодизацией развития туризма можно

согласиться, так как он отвечает исторической логике. Как

социокультурное явление туризм непосредственным образом связан с

динамикой культуры, изменением систем ценностей, деятельности и

социальных отношений.

В античности туризм определялся особенностями этой культуры

и общественной жизни. Он был связан с путешествиями, мотивами

которых были в большей степени утилитарные ценности, чаще всего

это потребности вести торговлю или лечение. В силу того что

античная культура характеризовалась соревновательностью

(агонизмом), открывалась возможность для всех желающих

попробовать себя в разных видах искусства – ремесле, спорте,

ораторском искусстве, театральных зрелищах, которые проводились в

разных городах Древней Греции. В культуре средних веков путешествия носили религиозный смысл и были связаны с

половничеством к святым местам. В эпоху Возрождения меняются

цели и ценности культуры. Корпоративность и коллективизм уступают

место индивидуализму, набожность – просвещенности. Путешествия

становятся занятием светским, и в основном мотивированы

стремлением получить образование. Не последнюю роль в

расширении пространства для путешествий сыграла колонизация.

«Отличительные черты путешествий до середины XIX в. – это

примитивизм средств передвижения; путешествие не самоцель, а

необходимое условие и средство к достижению определенной цели

(решение торговых дел, расширение образовательного кругозора,

лечение, паломничество); элитарность путешествия. Объединяло всех

путешественников то, что они относились к меньшинству,

занимавшему привилегированное положение в обществе, а

большинство «маленьких людей» оставалось в стороне» [1, с. 76].

С развитием капиталистических форм хозяйствования и

промышленности в культуре Нового времени наметился поворот к

массовым путешествиям, а расширение сети дорог и средств

передвижения, растущее благосостояние европейцев, постепенное

сокращение рабочего времени превратили путешествия в отдых.

Появились и первые предприятия, которые стали заниматься

туристическим бизнесом. Швейцарский исследователь туризма

профессор К. Каспар отмечает: «В этот период становления туризма

строились, в первую очередь, роскошные гостиницы, которые

обслуживали представителей аристократических кругов, «нового

дворянства», высшего офицерства. В зависимости от времени года

элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере,

либо отдыхала на термальных курортах Швейцарии и Германии, либо

предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет,

Грецию» [1, с. 78].

В начале ХХ в. появился и получил распространение

социальный туризм, обусловленный общественной потребностью. Его

основными чертами является массовость, интенсивность,

превращение в индустрию отдыха со своими организационными

формами и методами, продуктом и производственным циклом.

В настоящее время туризм становится, с одной стороны, все

более дифференцированным, с другой – специализированным, в силу

разнообразия социальных потребностей в отдыхе, развлечении,

путешествии и проч. В результате массовизации современной

культуры формируется особый тип человека, которого определяют как

«человека массового, потребляющего». В социальной сфере

происходят трансформации, связанные с тем, что рынок

производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется

мотивация туристского спроса: наряду с рекреационным растущее значение приобретают образовательный, коммуникативный и

инвестиционный аспекты туризма.

В настоящее время туризм превратился в крупнейшую отрасль

производства, уступая по доходности лишь добыче и переработке

нефти. Туризм (по данным Всемирной туристской организации)

обеспечивает 10 % оборота производственно-сервисного рынка

планеты. На сферу туризма приходится около 6 % мирового валового

национального продукта, 7 % мировых инвестиций, 11 % мировых

потребительских расходов, 5 % всех налоговых поступлений, каждое

16-е рабочее место. По данным ВТО ежегодно одна треть населения

Земли принимает участие в поездках. Согласно прогнозам, прирост

международного туризма будет составлять ежегодно 4 %. Таким

образом, туризм, с одной стороны, детерминирован социально-

экономическим, научно-техническим развитием общества и культуры,

с другой – превратился в мощный фактор и показатель общественного

благополучия и цивильности.

Дать полное и неоднозначное определение понятию «туризм»

достаточно сложно. В данной дефиниции трудно отразить все

важнейшие свойства, черты и признаки этой деятельности. Туризм

можно определить как деятельность, как производство, как сферу

жизни, как потребность, как услугу, как общение. В его определении

можно акцентировать внимание на отдельных аспектах:

экономическом, психологическом, нравственном, правовом,

педагогическом, политическом и проч.

В 1954 г. ООН утвердила следующее определение туризма:

«Туризм это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья,

физическое развитие человека, связанный с передвижением за

пределами постоянного места жительства». Согласно Манильской

декларации по мировому туризму, принятой в 1980 г., туризм стали

понимать как деятельность, имеющую большое значение в жизни

народов в силу непосредственного воздействия на социальную,

культурную, образовательную и экономическую области жизни

государств и их международные отношения.

В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной

Всемирной туристской организацией (ВТО) в 1981 г. в Мадриде,

туризм определяется как один из видов активного отдыха,

представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания

тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с

элементами спорта.

В 1993 г. статистическая комиссия ООН приняла более широкое

определение туризма: «Туризм – это деятельность лиц, которые

путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за

пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего

одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями». В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в

Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ определение звучит

следующим образом: «Туризм – временные выезды (путешествия)

граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без

гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в

оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых,

спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой

деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

В научной литературе также существует множество различных

подходов к определению туризма. Так, П. Бернекер определяет

туризм как совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с

временной и добровольной сменой путешественником места

жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам.

В. Азар формулирует понятие туризма как большую

экономическую систему с разнообразными связями между

отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной

страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством

в целом.

Согласно определению Международной ассоциации научных

экспертов в области туризма, его рассматривают как совокупность

отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и

пребывания людей в местах, отличных от их постоянного проживания

и работы. Некоторые авторы рассматривают туризм как особого рода

межличностную деятельность, которая в условиях

интернационализации жизни превратилась в средство межличностных

связей в процессе политических, экономических и культурных

контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.

Наиболее распространенным является следующее определение

туризма: «туризм временное перемещение людей из места своего

постоянного проживания в другую страну или местность в пределах

своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и

отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в

профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой

работой в посещаемом месте».

Как видно, и в официальных документах, и в научных

исследованиях нет четко определенного понятия туризма. С точки

зрения социально-философского анализа в определении туризма

следует исходить из двух основополагающих теорий – теории

деятельности и теории ценностей. Известно, что «любая деятельность

носит одновременно и материальный и духовный характер, она

включает в себя как реальное преобразование мира…, так и

идеальное…, возникающее на основе формирования образа внешней

действительности, выработки определенных представлений, понятий,

знаний созидания мысленной модели будущей действительности» [3,

с. 27–28]. Человеческая деятельность не только особая форма активности, но могучая социальная сила, способная изменить систему

объективных и субъективных условий существования человека,

социальные институты и отношения, систему мировоззрения и образ

жизни людей. В этом качестве она позволяет раскрыть социальную

природу общественных и культурных явлений, в том числе туризма.

Туризм – социальная деятельность, которая носит

целенаправленный, целеполагающий характер, детерминированная

потребностями людей в цивильном использовании досуга (свободного

времени) на основе приобретения ими туристических услуг. Как любая

форма деятельности туризм включает в себя разделение и

кооперацию, обмен деятельностью, основана на общении и

официально признается законом. Ее возникновение связано с

потребностями людей в получении определенных жизненных благ

(отдых, просвещение, культурное обогащение, лечение, спорт). Если

принять во внимание положения А. Маслоу о дефицитарных и

бытийственных потребностях, то можно утверждать, что

возникновение туризма в культуре общества и его развитие

обусловлено дефицитарными потребностями, так как данная

деятельность способна поддерживать факт биологической и

социальной жизни людей, продлевая здоровье и долголетие человека.

Бытийственные потребности – это потребности в

самореализации, в самоуважении, самосовершенствовании,

самореализации и другие. Туризм открывает возможности для

утверждения себя как личности, общения, развития коммуникативных

связей, повышения знаний и уровня культуры, совершенствования

духовного потенциала, психологического комфорта и прочего. Туризм

как вид деятельности открывает новые и иные горизонты культуры,

становится для человека своеобразной формой его бытия.

Социально-философский анализ деятельности предполагает

выяснение ее двух важнейших структурных элементов – субъекта

туризма и его объекта. Чаще всего под субъектом туризма понимается

участник туристского мероприятия или турист, который ищет

возможности удовлетворения своих потребностей путем получения

специфических туристских услуг. Объект туризма – это все, что может

стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия. Объект

туризма (туристская отрасль) включает в себя три основных

компонента: туристский регион (место), туристскую организацию и

туристское предприятие.

Под туристским регионом следует понимать географическую

территорию (место, регион), которую выбирают с целью путешествия.

Такая территория содержит все сооружения, необходимые для

пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов.

Таким образом, регион представляет собой единый туристский

продукт и конкурентоспособную единицу. Содержание туризм как социокультурного явления раскрывается

в различных аспектах, каждый из которых характеризует

определенную сторону этой деятельности, а в целом они позволяют

понять ее сущностью. Гносеологический аспект проявляется в том, что

туризм направлен на получение определенной информации и знаний,

с одной стороны; с другой – гносеологический аспект можно

определить как предпосылку успеха туризма. Эта деятельность

требует от субъекта определенных знаний, в частности о регионе, его

географии, природно-климатических особенностях, а также знаний по

ведению туристической деятельности. Эти знания системы и

неотделимы от самой деятельности.

Праксиологический аспект туризма выражается в том, что

благодаря этой деятельности человек развивается как личность,

культурно обогащается, повышая свой духовный потенциал. В тоже

время туризм как деятельность способен изменить социальную и

природную среду. Туристы нередко нарушают спокойное течение

жизни людей и их социальный уклад, а местные органы

самоуправления вынуждены расходовать больше средств на

строительство и эксплуатацию водоочистных установок и дорог,

необходимых для обслуживания большого числа гостей и т.д.

Достаточно рельефно выражен в туризме экономический аспект,

что проявляется в воздействии этой деятельности на все аспекты

экономики. Экономическое значение туристской деятельности

(например, для развивающейся страны) может быть оценено с точки

зрения ее способности генерировать приток иностранных туристов

или предоставлять средства для обеспечения более гибких цен в ее

экспортной промышленности. В развитой же или индустриальной

стране можно отметить способность туристской индустрии

содействовать разнообразию национальной экономики и

противостоять неустойчивости региональной экономики. Кроме того,

экономический аспект проявляется в том, что туристическая

деятельность подчиняется господствующим в обществе

экономическим отношениям, в ней действуют свои экономические

законы, она включена в систему общественного разделения труда.

Аксиологический аспект туризма проявляется, во-первых, в

ценностном сознании ее субъектов, то есть системе установок,

взглядов, идей, предпочтений, выработанных в их культуре. Во-

вторых, сама туристическая деятельность представляет собой

социокультурную ценность и, в-третьих, ценностным является продукт

туристической деятельности.

Деятельностный подход к анализу туризма позволяет вскрыть

внутренние противоречия этого явления культуры и общества,

которые обуславливают его развитие. С одной стороны, туризм

представляет собой социальную форму человеческой активности, но,

с другой, он не возможен вне природной основы, во-первых, потому, что сам человек является природным существом, во-вторых,

деятельность человека ориентирована на природные формы. Туризм

как деятельность носит субъективный характер и в то же время

определяется его объектом. Туристическая деятельность свободна и

в тоже время обусловлена необходимостью. Она носит осознанный

характер, но как в любой деятельности в ней имеется компонент

бессознательного. Эти противоречия не могут быть сняты,

разрешаясь они обуславливают социокультурную динамику туризма.

Роль, место и значение туризма в жизни культуры и общества

определяются его основными функциями:

1) удовлетворением потребностей в самоактуализации;

2) познавательной, через данную деятельность открываются

возможности для активного приобретения новых знаний о культуре;

3) коммуникативной, связанной с расширением и укреплением

границ общения;

4) социализацией и инкультурацией личности, связанной с

возможностью усвоения социальных и культурных норм;

5) мотивационной, то есть данная деятельность способна

сформировать в сознании человека определенные идеалы и образцы

поведения, и даже стиль жизни.