logo
Turizm

Страхование в туризме. Страхование профессиональной ответственности туроператора.

Виды страхования в туризме. Страхование профессиональной ответственности туроператора. Нормативно-правовая база страхования профессиональной ответственности туроператора. Основные пункты договора страхования ответственности туроператора.

Виды страхования в туризме:

Страховой полис

В соответствии со ст. 17 Федерального закона “Об основах туристкой деятельности в РФ”, в случае, если законодательством страны временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии.

Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий. Это основная форма страхования туристов, выезжающих за рубеж. Застрахованным предоставляют:

-экстренная амбулаторная и стационарная помощь;

-экстренная стоматология;

-медицинская транспортировка;

-медицинская эвакуация:

транспортировка в страну проживания любым видом транспорта, организация сопровождения врачом или медицинской бригадой при транспортировке;

-наблюдение в стационаре;

-предоставление переводчика в стационаре;

-возвращение несовершеннолетних детей, оставшихся без присмотра;

-организация проживания до отъезда при переносе отъезда из страны временного пребывания;

-организация визита родственников в экстренной ситуации;

- досрочное возвращение;

- репатриация останков.

Страхование от несчастного случая в поездке

Полис страхования от несчастных случаев на время путешествия позволяет компенсировать ущерб, нанесенный жизни и здоровью страховым случаем. Страховая выплата производится Страхователю (Выгодопреобретателю) в соответствие с Таблицой выплат, учитывающей степень тяжести полученной травмы.

Страхование гражданской ответственности

В данном случае страховой случай наступает, если на территории другого государства путешественник оказался вовлеченным в судебное разбирательство по причине нанесения третьей стороне имущественного вреда или вреда жизни и здоровью, вследствие чего по решению суда наступает гражданская ответственность.

Зеленая карта

Страхование гражданской ответственности по системе «Зеленая карта»

Полис необходим всем автовладельцам, выезжающим за границу, поскольку позволяет застраховать свою ответственность от следующих рисков:

• причинение водителем вреда жизни и здоровью третьих лиц (смерть, нанесение телесных повреждений);

• причинение водителем ущерба имуществу третьих лиц (гибель, частичное уничтожение).

Страхование багажа

В данном случае речь идет о страховании багажа в случае его пропажи, кражи или повреждении. Однако здесь существуют своего рода нюансы, и страхование не распространяется на ряд вещей, присутствующих в багаже. Среди них: деньги, драгоценности, антиквариат и др.

Страхование отмены тура

Договор страхования, предусматривающий вероятность срочной отмены тура, следует заключать не менее чем за 15 дней до запланированной даты отъезда. Однако в этом случае не будет являться страх случаем невозможность выезда в случае отказа в выдаче въездной визы.

Страхование от невыезда

Заключается в выплате страх суммы туристу в случае его невозможности отправиться в поездку из-за отказа в выдачи ему визы или же др какого-либо форсмажорного обстоятельства.

Страхование ответственности туроператора

В связи с прекращением с 01 января 2007 г. лицензирования туроператорской деятельности и появлением Единого федерального реестр туроператоров, зарегистрированного Федеральным агентством по туризму (Ростуризм), основным условием для осуществления деятельности туроператора и для включения его в реестр стало наличие у него финансового обеспечения (в виде договора страхования или банковской гарантии).

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 28.06.2009 г. №123-ФЗ «О внесении изменения в статью 17.2. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и с 10 сентября 2009 года не может быть менее:

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма - 500 тысяч рублей

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма - 10 млн. рублей

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма:

30 млн. рублей - в случае, если денежные средства,...

60 млн. рублей - в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 300 млн. рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года;

100 млн. рублей - в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 300 млн. рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, Юридические лица, намеренные осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявшие такую деятельность, должны иметь финансовое обеспечение в размере не менее 30 млн. рублей.

Особенности страхования ответственности туроператоров за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта:

- В соответствии с действующим законодательством страхование риска своей ответственности за неисполнение/ненадлежащее исполнение договора производится самим Страхователем (туроператором) за свой счет;

- Срок страхования – 1 год;

- Договор страхования на новый срок должен быть заключен не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действующего договора.

- Договор страхования гражданской ответственности не может быть расторгнут досрочно.

- В случае выплаты страхового возмещения туроператор в течение 30 дней должен увеличить страховую сумму до первоначальной, заплатив дополнительную премию. В противном случае в соответствии с законодательством он может быть исключен из Федерального реестра туроператоров.- Договор страхования не предусматривает установление франшизы.

Договор страхования ответственности туроператора

Туроператор в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет осуществляет страхование риска своей ответственности, которая может наступить вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Объектом страхования ответственности туроператора являются имущественные интересы туроператора, связанные с риском возникновения обязанности возместить туристам и (или) иным заказчикам реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Страховым случаем по договору страхования ответственности туроператора является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, при условии, что это произошло в течение срока действия договора страхования ответственности туроператора.

Требование о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора должно быть предъявлено туристом и (или) иным заказчиком страховщику в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику, если турист и (или) иной заказчик обратились к страховщику с требованием о возмещении упущенной выгоды и (или) компенсации морального вреда, возникших в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения туристу и (или) иному заказчику по договору страхования ответственности туроператора, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора.

В договоре страхования ответственности туроператора не может быть предусмотрено условие о частичном освобождении страховщика от выплаты страхового возмещения (условие о франшизе) при наступлении страхового случая.

Страховая сумма по договору страхования ответственности туроператора определяется по соглашению туроператора и страховщика, но не может быть менее размера финансового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.

Страховой тариф по договору страхования ответственности туроператора определяется страховщиком исходя из сроков действия договора страхования и с учетом факторов, влияющих на степень страхового риска.

Договор страхования ответственности туроператора заключается на срок не менее одного года. Срок действия договора страхования ответственности туроператора считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если ни туроператор, ни страховщик за три месяца до окончания срока его действия не заявят о прекращении или изменении данного договора либо о заключении нового договора страхования ответственности туроператора.

Договор страхования ответственности туроператора должен включать:

определение объекта страхования;

определение страхового случая;

размер страховой суммы;

срок действия договора страхования;

порядок и сроки уплаты страховой премии;

порядок и сроки уведомления туристом и (или) иным заказчиком страховщика о наступлении страхового случая;

порядок и сроки предъявления туристом и (или) иным заказчиком или их законными представителями заявления о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора непосредственно страховщику;

перечень документов, которые обязаны представить турист и (или) иной заказчик в обоснование своих требований к страхователю о возмещении реального ущерба;

последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования.

В договоре страхования ответственности туроператора по соглашению сторон могут определяться иные права и обязанности.

Туроператор вправе для защиты своих имущественных интересов по отдельному договору страхования, заключаемому со страховщиком, страховать свою ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта с учетом выплаты страхового возмещения туристам и (или) иным заказчикам по дополнительным основаниям, за исключением предусмотренных

30. Оценка экономической эффективности инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. Принципы формирования туристской инфраструктуры в соответствии с Федеральной целевой программой развития въездного и внутреннего туризма. индикаторы экономической эффективности. Механизмы контроля и регулирования расходования государственных инвестиций.

«Инвестиции» — относительно новый для российской эконо-

мики термин. Обычно под инвестициями (от лат. investre — оде-

вать, облачать) принято понимать вложения финансовых ресур-

сов «сегодня» с расчетом получить доходы в будущем. Такой под-

ход к пониманию инвестиций является преобладающим как в оте-

чественной, так и зарубежной экономической литературе (его

придерживаются И.Т.Балабанов, К.Р.Макконел, С.Л.Брю и др.).

В Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инве-

стиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляе-

мой в форме капитальных вложений» дается следующее определе-

ние инвестициям: «Инвестиции — денежные средства, ценные бу-

маги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные

права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты пред-

принимательской и (или) иной деятельности в целях получения

прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Ряд авторов дают более детализированное и уточненное опре-

деление данному понятию и считают, что под инвестициями в

широком смысле необходимо понимать денежные средства, иму-

щественные и интеллектуальные ценности государства, юриди-

ческих и физических лиц, направляемые на создание новых пред-

приятий, расширение, реконструкцию и техническое перевоору-

жение действующих, приобретение недвижимости, акций, облига-

ций и других ценных бумаг и активов в целях получения прибыли

и (или) иного положительного эффекта (В.В.Ковалев, Е.Н.Стоя-

нова, М.Н.Крейнина и др.). В указанном выше законе понятие

«капитальные вложения» трактуется следующим образом: «Капи-

тальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные

средства), в том числе затраты на новое строительство, расшире-

ние, реконструкцию и техническое перевооружение действующих

предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента,

инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты».

Из этих определений следует, что инвестиции — это более широ-

кое и емкое понятие, чем капитальные вложения.6

Применительно к туризму инвестиции означают использова-

ние финансовых ресурсов в форме долгосрочных (на срок более

одного года) вложений капитала (капиталовложений) в турист-

скую отрасль как внутри страны, так и за границей в целях полу-

чения желаемой величины прибыли от вложенных средств. Ины-

ми словами, инвестиции в туризм представляют собой процесс

создания с помощью капитала новых туристских объектов, мо-

дернизацию или реконструкцию существующих, способных про-

изводить и оказывать определенные виды туристских услуг, а так-

же нематериальных активов (изобретения, ноу-хау и т.д.). Таким

образом, происходит процесс материализации идей по созданию

новых туристских объектов, способных производить и оказывать

туристские услуги в большем объеме при улучшении качества об-

служивания туристов.

Инвестиции становятся таковыми, если на них имеются спрос

и предложение и интересы продавцов, покупателей и других участ-

ников инвестиционного процесса совпадают, т.е. имеется баланс

интересов. Если эти условия соблюдены, то инвестиции в туризм

будут выгодны как участникам туристской отрасли, так и турис-

там.

В настоящее время наиболее высокая инвестиционная ак-

тивность в сферу туризма отмечается в тех регионах, где туризм

объявлен приоритетным и социально значимым видом пред-

принимательской деятельности, при этом вес консолидирован-

ных бюджетных инвестиций является невысоким. Так, в Моск-

ве при общем расчетном объеме инвестиций на реализацию

«Комплексной программы развития туризма города Москвы до

2010 г.» в размере 168,2 млрд р. бюджетная составляющая —

только 3,4 млрд р., или 2%. Значительный объем инвестиций

на региональном уровне реализуется в других субъектах феде-

рации: в Екатеринбурге (137 млн р.), Ленинградской области

(20,43 млн р.), Чувашии (968,3 млн р.) и других регионах. Од-

нако данного финансирования недостаточно даже для самых

необходимых расходов, в том числе для продвижения регио-

нального туристского продукта на отечественном и междуна-

родном рынках туристских услуг. Для сравнения — бюджет про-

движения только одной программы (развития въездного туриз-

ма) в Японии составляет 2 млрд долл.

Анализ региональных программ развития туризма показывает,

что часто всю проблему развития туризма в регионе сводят к не-

обходимости строительства новых гостиниц, что относится к наи-

более капиталоемкому элементу туристской инфраструктуры. При

этом от федеральных, региональных и местных властей требуют

особых льгот, режима наибольшего благоприятствования, пример-

но такого, который объективно необходим объектам социальной

сферы. Такой парадоксальной ситуации, чтобы высокорентабель-7

ная отрасль требовала для себя особых льгот и дотаций, нет нигде

в мире. Существует и еще одна проблема. Привлечение инвести-

ций, в том числе и иностранных, в ряде случаев сдерживается не

отсутствием финансовых источников, а отсутствием материалов и

документов (например, Единого туристского кадастра, Генераль-

ной схемы размещения туристских объектов, стоимостной оцен-

ки туристских ресурсов), подтверждающих инвестиционную при-

влекательность тех или иных туристских объектов.

Сложившийся в настоящее время преимущественно коммер-

ческий подход к инвестиционной деятельности диктует необхо-

димость пересмотреть взгляд на инвестиции и инвестиционный

процесс в туризме, выходя за рамки экономической, коммерче-

ской оценки затрат и результатов инвестиций. В источниках [см.,

например, 8] есть официально рекомендуемые методы расчета

инвестиционных показателей, в том числе для бюджетных инвес-

тиций, согласно которым затраты и результаты рассчитываются и

соизмеряются по единому финансовому критерию, другие пока-

затели рекомендуется либо принимать по экономическим харак-

теристикам, либо, если они не измеримы в рыночных категориях,

оставлять их в ограничениях (например, экологические, соци-

альные показатели). Не измеряемые рыночными методами пока-

затели могут быть целевыми, но в этом случае инвестиционные

проекты выбираются из вариантов с наименьшими показателями

затрат.

В сфере туризма могут существовать и иные формы и методы

инвестирования, которые не поддаются приведению к коммерчес-

ким показателям выгоды. Например, как оценить эффект от того,

что талантливый художник за счет собственных средств расписал

фасад здания, а молодые архитекторы, например, создали ледяной

сказочный дворец Снежной королевы, в результате чего эти объек-

ты стали пользоваться повышенным вниманием туристов? Как рас-

считывать подобные инвестиции? Необходимо проведение глубо-

кого анализа системы «источники инвестирования—виды инвес-

тирования—способы инвестирования—результаты инвестирова-

ния». Расширение границ понятия инвестирования в туризме поз-

волит по-иному оценивать инвестиционный климат в регионе, де-

лать его объективно привлекательным, так как инвестором в ши-

роком смысле этого слова выступает в первую очередь местный

житель.

Новое содержание инвестиционного процесса в туризме заклю-

чается в следующем:

• во-первых, сфера инвестирования в туризм должна включать

внешнюю и внутреннюю территориальную среду, в которой раз-

вивается туризм;

• во-вторых, целевые инвестиции должны быть направлены на

решение задач, вытекающих из целей устойчивого развития ту-8

ризма в регионе как системного образования. При этом особое

внимание необходимо уделить управлению внешними связями,

их активизации, поиску источников инвестиционных ресурсов,

как привлекаемых со стороны, так и собственных;

• в-третьих, в условиях высокого уровня связности элементов

туризма как системы инвестиции должны быть комплексными, а не

выборочными и охватывать все жизнеобеспечивающие элементы

инфраструктуры туризма (абсурдно, например, строить гостини-

цу на свободной территории, не обеспечивая ее инженерной ин-

фраструктурой);

• в-четвертых, инвестиционные процессы должны быть непре-

рывными в силу объективных и субъективных факторов, таких

как, например, изменение потребностей туристов, моральный и

физический износ элементов инфраструктуры туризма и необхо-

димость расширенного воспроизводства туризма;

• в-пятых, инвестиционный процесс должен упреждать потреб-

ности туристов, а также выход из строя какого-либо элемента

инфраструктуры, способный нарушить функционирование всей

системы, что требует создания определенных резервов;

• в-шестых, инвестиции должны быть сфокусированы на тех

элементах и их свойствах, которые дают наибольший положи-

тельный синергетический эффект и упреждают появление нега-

тивной синергии.

Возможны различные формы инвестиционной деятельности в

туризме:

1) инвестирование, осуществляемое гражданами, негосудар-

ственными предприятиями, туристскими ассоциациями, общества-

ми и товариществами, а также общественными и религиозными

организациями, иными юридическими лицами, основанными на

праве коллективной собственности;

2) государственное инвестирование, осуществляемое органами

власти и управления РФ, других образований в составе РФ за счет

средств бюджета, внебюджетных фондов и заемных средств, а также

государственными предприятиями и учреждениями за счет соб-

ственных и заемных средств (например, для создания транспорт-

ной сети общего пользования, которая стимулирует развитие ту-

ристского района, — дестинации);

3) иностранное инвестирование в форме вложений в турист-

ский бизнес иностранных граждан, юридических лиц и госу-

дарств;

4) совместное инвестирование, осуществляемое российскими

и иностранными гражданами, юридическими лицами, а также

государствами. Такая форма инвестирования используется при

создании крупнейших туристских дестинаций мирового значения,

например, инвестирования в развитие курортно-рекреационных

комплексов в Испании, Франции;9

5) инвестирование с помощью финансовых посредников (ин-

вестиционные фонды и компании), аккумулирующих и разме-

щающих на свое усмотрение наиболее эффективным образом

финансовые средства. Этот метод наиболее целесообразен при

создании акционерных обществ крупных туристских комплек-

сов.

Определение величины инвестиций в развитие туризма обыч-

но представляется в виде проекта (инвестиционного или бизнес-

плана), обосновывающего комплекс мероприятий, связанных с

осуществлением вложений в объекты туристской деятельности,

с последующим возмещением затрат и получением ожидаемой ин-

вестором величины прибыли за установленный (приемлемый для

инвестора) срок.

108