logo
Turizm

Агентские сети и франчайзинг в туризме и гостеприимстве.

Понятие франчайзинга. Характеристика факторов экономической эффективности франчайзинга для франчайзи. Агентские сети туроператора. Типичные условия работы турагентства в сети туроператора. Права и обязанности туроператора и турагента по договору франчайзинга. Франчайзинговый пакет.

Широко распространенной формой передачи прав на использование интеллектуальной собственности является франчайзинг. Термин происходит от французского слова franchise, что означает “льгота”, “привилегия”. Договоры франчайзинга и организация бизнеса путем формирования франчайзинговых сетей применяются в сфере предпринимательской деятельности и заключаются с целью создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети сбыта товаров и услуг (магазины, рестораны, гостиницы и др.).

Франчайзинг является вертикально интегрированной системой, в основе построения которой лежит соглашение о том, что одна сторона (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) за вознаграждение право использовать принадлежащие ему права на ин-теллектуальную собственность при обязательном условии применения системы ведения дел, разработанной и применяемой франчайзером.

Франчайзинг предполагает многообразные формы и довольно сложную систему взаимоотношений с высоким уровнем индивидуализации между франчайзером и франчайзи, которые зависят от отраслевой принадлежности участников, стратегических целей, ресурсов, регионального расположения и др., поэтому выработать единую модель договора практически невозможно.В Российской Федерации для создания и формирования сети однородных предприятий с одинаковыми условиями ведения хозяйственной деятельности применяется “коммерческая концессия” (понятие аналогичное известному в зарубежном законодательстве понятию “франчайзинг” или “франшиза”, однако не совсем эк-вивалентное по содержанию). Правовые нормы о договоре коммерческой концессии регулируются гл. 54 Гражданского кодекса РФ. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ сторонами по договору могут быть как коммерческие организации, так и граждане - индивидуальные предприниматели. Договор должен быть заключен в письменном виде и зарегистрирован органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего в качестве правообладателя.

Франчайзер

Факторы:

Предоставление права использования торговой марки и стандартизированных процедур предоставления продуктов и услуг по формуле, принятой в компании, независимому оператору или другой компании в обмен на одноразовую оплату или долю в доходах франшизы

Преимущества:

Самый быстрый способ расширения бизнеса при минимальных первоначальных инвестициях и минимальных финансовых рисках, поскольку инвестиционный капитал предоставляет франчайзи;

обеспечение стандартных параметров услуг, предлагаемых и предоставляемых всеми гостиницами данной торговой марки

Недостатки

Число франшиз и географическая удаленность затрудняет контроль за соответствующими стандартами качества; при несоблюдении стандартов могут пострадать репутация и финансовое состояние цепочки;если цепочка становится международной,культурные, политические и экономические различия могут затруднить соблюдение норм; возможность возникновения юридического спора с франчайзи.

Франчайзи

Факторы:

Приобретение права пользоваться торговой маркой и стандартизованными процедурами

предоставления продуктов и услуг по формуле, установленной владельцем франшизы, в обмен

на одноразовую оплату или долю в доходах франшизы

Преимущества:

Популярность торговой марки; более широкие возможности займа средств (иногда финансирование можно получить у владельца франшизы);определенный формат управления;

маркетинговые инструменты, использование имеющихся систем резервирования и т.д.;

экономия за счет групповых сделок

Недостатки

Необходимость значительных инвестиций; обязательство подчиняться требованиям владельца франшизы относительно стандартов (от архитектуры до цвета полотенец); возможность возникновения юридического спора с владельцем франшизы; долгосрочный контракт;

значительные штрафы за нарушение контракта

По договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить, за вознаграждение на срок или без указания срока, пользователю право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Это обязательство и определяет особенности договора. Комплекс исключительных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг включает право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую документацию и информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - торговый знак, знак обслуживания и др. Правообладатель обязан выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.

Пользователь обязан не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию; использовать фирменное наименование и(или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом; обеспечивать соответствие качества оказываемых услуг качеству аналогичных услуг, оказываемых непосредственно правообладателем; соблюдать инструкции и указания правообладателя по обеспечению соответствия характера, спосо-бов и условий использования комплекса исключительных прав, применяемых правообладателем, в том числе касающихся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений.

Пользователь обязан также информировать потребителей (клиентов), что он, в силу договора коммерческой концессии, использует фирменное наименование, товарный знак или иное средство индивидуализации правообладателя, а также оказывать потребителям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая услугу непосредственно у правообладателя.

Договор заключается применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, выполнению работ, оказанию услуг) и предусматривает использование деловой репутации и в определенном объеме коммерческого опыта правообладателя. Коммерческая информация и коммерческий опыт, предоставляемые пользователю по договору, включают обычно документацию по ведению бизнеса (документы, инструкции, стандарты и др.), а также профессиональное обучение персонала, специальный инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности (управление, ведение учета и отчет-ности, обслуживание клиентуры и др.). По договоренности сторон коммерческой информацией могут быть признаны сведения экономического, методического и другого характера по различным аспектам организации и осуществления хозяйственной дея-тельности правообладателя, в том числе конфиденциальная информация (коммерческая тайна), обладающая потенциальной коммерческой ценностью.

В договоре коммерческой концессии согласуется объем передаваемых прав (территории, охватываемой концессией, вида деятельности, услуг и др.), что обусловлено нематериальным характером объектов этих прав, возможностью их одновременного ис-пользования неограниченным кругом лиц.Могут быть предусмотрены и другие ограничения прав сторон. Однако ничтожными являются условия, ограничивающие права сторон, в силу которых правообладатель вправе определять цену продажи товара пользователем или цену услуг, оказываемых пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен; пользователь вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей либо исключительно покупателям, проживающим на определенной в договоре территории.

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме, предусмотренной договором. Наиболее распространенной формой оплаты является сочетание фиксированной суммы (“паушальный платеж”), которая выплачивается сразу после заключения договора, и “роялти” - периодических (годовых, квартальных) платежей в виде отчислений в определенном проценте от суммы оборота товаров, услуг.

Правообладатель несет субсидиарную с пользователем ответственность по предъявляемым клиентом требованиям о несоответствии качества товаров, работ, услуг, продаваемых, выполняемых, оказываемых пользователем по договору коммерческой концессии. Таким образом, законом установлена солидарная ответственность туроператора и турагента за качество туристского продукта, реализуемого турагентом по договору коммерческой концессии.

Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны крупных туристских фирм, мелкие и средние начинают объединяться. Это характерно практически для всех туристских рынков в мире, где создаются так называемые “сети туристских агентств”. Условия взаимоотношений (в том числе и финансовых) между участниками определяются исходя из целей и контуров такого объединения после оценки материальных, технологических, кадровых и прочих ресурсов каждого из предполагаемых участников объединения.

Создавая подобные объединения, его участники, как правило, преследуют такие цели:

расширение объема операций на рынке и противостояние все возрастающей конкуренции со стороны крупных фирм;

получение повышенной комиссии или других льгот от производителей туристских услуг и туроператоров;

сокращение за счет совместного участия издержек (единые юридическая служба, бухучет и др.) и расходов на продвижение туристского продукта;

использование и внедрение единого бренда;

изменение качественного уровня предприятия за счет применения передовых технологий.

Туристские агентства могут вступить или присоединиться к уже существующей сети - независимой или операторской. Войдя в состав такой сети, новые участники сразу получают преимущество: раскрученную марку, повышенную комиссию и другие блага.

Создание франчайзинговых сетей является перспективным направлением развития сетевых туристских структур. Однако в условиях нестабильной экономики компаниям лучше строить не чисто франчайзинговую, а комбинированную сеть, опираясь на соб-ственные офисы продаж. Такая сеть наиболее устойчива к всевозможным внешним угрозам (природные катаклизмы, экономические и политические потрясения), так как не связана с работой на каком-либо одном направлении.

Франчайзинговые сети - это наиболее цивилизованная форма работы в туристском бизнесе, модель его развития, доказавшая свою состоятельность и значительный потенциал.

Франчайзинговый пакет - ряд документов, дающий полную и достоверную информацию о компании-продавце, модели, схеме ведения бизнеса и включающий в себя предложение по франчайзингу.

Франчайзинговый пакет состоит из нескольких информационных блоков:

Создание business book (структура компании, существующие и перспективные рынки, целевые аудитории, текущее состояние, экономические показатели, стратегия развития)

Создание brand book (описание фирменного стиля и рекламных модулей)

Требования к партнерам

Образцы договоров